Времена, когда премьеры новых фильмов Тая Уэста ждали только парочка синефилов, давно прошли: теперь режиссер по праву считается одним из самых известных хоррормейкеров современности. Вот уже почти 25 лет он снимает ужасы (и не только!), ловко переключаясь с легенд о призраках («Тайны старого отеля») на истории о сектантстве («Таинство») и кропотливые стилизации хорроров 70-х («Дом дьявола»). Рассказываем о том, что вы могли не знать о режиссере.
В детстве хотел быть комиком
Тай Уэст родился в 1980 году в Уилмингтоне, штат Делавэр. В подростковые годы будущий режиссер мечтал стать комиком и даже не задумывался о карьере в кино. Все изменилось, когда Уэст подобрался к выпускным классам, где в программе неожиданно появился курс по истории кинематографа. Предмет настолько увлек Уэста, что он даже стал чаще ходить в школу (другие оценки оставляли желать лучшего) и в качестве экзаменационного задания снял первый фильм — восьмиминутный ролик о ребенке, у которого на уроке пошла кровь из носа.
Его преподавательницей была Келли Райхардт, а наставником — Ларри Фессенден
Уэст много времени проводил в видеомагазинах, брал напрокат камеру и записывал на пленку все, что попадалось на глаза. Чаще всего отснятые фрагменты невозможно было объединить в полноценный фильм, но для Уэста процесс был скорее упражнением, возможностью изучать границы оптики. Как она работает? Что умеет?
Уже первый год обучения в Школе визуальных искусств оказался поворотным. Преподавательницей режиссера стала Келли Райхардт («Первая корова», «Появление»). Она сразу отметила, что Уэст единственный в классе, кто не может жить без хорроров, и поэтому предложила близкому другу, актеру и продюсеру Ларри Фессендену созвониться с юношей и обсудить возможность совместной работы. Беседа была успешной, Фессенден отметил мастерство начинающего режиссера в коротком метре и спросил, есть ли у него сценарий для полнометражной картины. Уэст ответил, что да, он готов поделиться им на следующей встрече. На самом деле никакого подходящего текста на тот момент не было — Уэст солгал, потому что не хотел терять возможность снять первый большой фильм. Уже через три дня безостановочной работы на столе Ларри Фессендена был готовый вариант «Гнезда». В 2005 году хоррор о друзьях, решивших переночевать на заброшенной ферме, вышел в прокат и положил начало карьерному пути Уэста. В будущем он не раз работал с Фессенденом, выступающим в качестве то продюсера, то актера.
Для съемок «Дома дьявола» Уэст покупал предметы интерьера на eBay
«Дом дьявола» был самым известным фильмом Уэста до трилогии Х. История о молодой студентке, которая устраивается няней в величественный загородный коттедж и становится частью зловещего ритуала, покорила критиков. Предметы быта, 16-мм пленка, цветокоррекция, музыка, титры, даже движение камеры — Уэст не забыл ни об одном аспекте, чтобы не просто погрузить зрителя в атмосферу 1980-х, а буквально вернуться в прошлое и сделать вид, что «Дом дьявола» был снят несколько декад назад.
Почти все, что можно увидеть в фильме, было куплено на eBay. Костюмы по большей части удалось найти в Лос-Анджелесе, а вот мебель, посуду и прочие предметы интерьера пришлось искать в домах у коллекционеров, готовых расстаться с любимыми стульями и стаканами прошлых десятилетий.
Во время работы над «Тайнами старого отеля» съемочную группу атаковали призраки. Было страшно, зато фильм понравился Николь Кидман!
«Дом дьявола» не только принес Уэсту славу, но и помог написать сценарий для следующего фильма. Во время съемок команда остановилась в отеле Yankee Pedlar Inn в Торрингтоне. Здание давно носит статус проклятого места, полюбившегося призракам, поэтому, когда съемочная группа начала чувствовать присутствие паранормального, никто не удивился. Страшно было еще во время работы над «Домом дьявола»: генератор, камеры и свет стали работать с перебоями, а после того, как в соседнее здание ударила молния, Уэсту пришлось и вовсе переименовать фильм в просто «Дом», чтобы избежать паники со стороны религиозной части местного населения.
Легенда о Yankee Pedlar Inn стала основой для «Тайн старого отеля» — жуткого в своем спокойствии мамблкора с Сарой Пэкстон и Пэтом Хили. Уэст не делится обстоятельствами, при которых Николь Кидман позвала его на бранч после премьерного показа «Тайн старого отеля», но отмечает, что она не только посмотрела фильм, но и похвалила его. Случившееся лишний раз убедило Уэста продолжать работать в любимом направлении.
Хотел быть режиссером «Голодных игр»
Это не шутка! В 2012 году Уэст действительно хотел стать режиссером «Голодных игр». Он часто говорил об этом в интервью и даже просил продюсеров выйти на связь. Чаще всего Уэст сопровождал запрос шутливым комментарием: «Я, конечно, уже испортил одну франшизу (речь идет о «Последних каникулах 2»), но обещаю, что в этот раз все будет иначе», — и даже предлагал создать петицию, в которой все желающие могли бы подтвердить, что хотят видеть Уэста в качестве автора адаптации. Как мы знаем, чуда не случилось: кресло режиссера досталось Фрэнсису Лоуренсу. Может, оно и к лучшему.
Снимал не только хорроры, но и вестерн
В 2016 году на фестивале South by Southwest состоялась премьера вестерна «В долине насилия» с Итаном Хоуком, Таиссой Фармигой и Джоном Траволтой. Уэст признавался, что не уходил от хорроров сознательно — просто в голове появилась новая история, которая со временем стала вестерном. Пустынные пейзажи, снятые на 35-мм пленку, драматическое музыкальное сопровождение от композитора Джеффа Грэйса и изобретательные ракурсы оператора Эрика Роббинса пришлись по душе критикам — фильм посчитали удачным дебютом в новом жанре.
«Перл» — случайный фильм, который никто не планировал снимать, а «Максин ХХХ», возможно, не финал трилогии
Уэст снимал «Х» во время пандемии в Новой Зеландии — там действовали наименее суровые ограничения и была возможность построить целую ферму в глуши, никого не побеспокоив. После завершения работ все здания планировалось снести, но уже в процессе съемок Уэсту пришла идея рассказать о прошлом одной из главных героинь — Перл. Так как действие «Х» происходило на ее ферме, можно было сэкономить и снять приквел в тех же декорациях. Сценарий был готов спустя две недели. Когда продюсеры из А24 одобрили идею, Уэст тут же запустил процесс: в пятницу команда праздновала завершение съемок «Х», а в понедельник снова вернулась на площадку, чтобы взяться за «Перл».
Изначально «Максин ХХХ» должна была стать последней частью трилогии, но успех заставил Уэста пересмотреть и эти планы. Зрители хотят знать, какая судьба ждет героиню Мии Гот, а это значит, что трилогия легко может превратиться в тетралогию. Режиссер не видит необходимости возвращаться к Максин в ближайшие годы, но, быть может, когда он достаточно отдохнет от четырех с половиной лет непрерывной работы над серией фильмов о кровавом пути к славе, мы снова услышим о любимой героине.
Кино для него — это образ жизни, а не профессия
Прежде чем полностью посвятить себя кинематографу, Тай Уэст подрабатывал в общепите и продавал джинсы в торговом центре. Другого опыта у него не было, поэтому сейчас режиссер полушутливо признается, что создан либо для того, чтобы снимать фильмы, либо чтобы работать с минимальной заработной платой в качестве помощника официанта — третьего не дано.
Для Уэста создание фильмов — это скорее образ жизни, естественная часть быта. Ему нравится не только экспериментировать, миксовать жанры и пересобирать знакомое, но и возвращаться к любимым сюжетам. Ключевое желание режиссера на самом деле сводится к простому примеру. Он мечтает, чтобы люди на работе подходили к кулеру с водой и неожиданно заводили разговор о его хоррорах, начиная со слов: «Ты смотрел этот новый фильм? Это было ТАК страшно!»