Что посмотреть
Трасса Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLuVyoAXfQ
Подборки фильмов

8 малоизвестных научно-фантастических фильмов, снятых культовыми режиссерами

Для многих амбициозных режиссеров работа с научной фантастикой – настоящий вызов. Всегда сложно предсказать, войдет ли фильм в пантеон мирового кино или станет изгоем, которому предстоит долгое время странствовать по видеокассетам и ждать заветного переоткрытия. Мы вспомнили картины, чей статус до сих пор не так очевиден, и это хороший повод всмотреться в них заново. 

Добавить в закладки
8 малоизвестных научно-фантастических фильмов, снятых культовыми режиссерами

Сигурни Уивер в роли Эллен Рипли на кадре из фильма «Чужой 3»

Сигурни Уивер в роли Эллен Рипли на кадре из фильма «Чужой 3»

Кинокарьера Дэвида Финчера начиналась отнюдь не с триумфа. Работа над третьим «Чужим» стала его головной болью: с вмешательством студии в производство и даже желанием отказаться от авторства фильма. Очередная встреча Рипли (Сигурни Уивер) с ксеноморфом разыгралась в тюрьме – заключенные испытали все ужасы знакомства с неизвестным зародышем. Триквел почти затерялся на фоне предшественников, однако определил походку Финчера на долгие годы: мрачная цветовая палитра с такими же безжизненными пространствами, лихой монтаж и главное – желание сохранять авторский контроль над материалом, не идя на поводу у продюсеров. Этой ошибки режиссер больше не допустит, и с фильмом «Семь» взойдет звезда постановщика-индивидуалиста. Недооцененный «Чужой 3», впрочем, получил некоторые дивиденды после выпуска дополненной версии 2003 года – поклонников у него значительно прибавилось. 

Джоди Фостер в роли Элли Эрроуэй на кадре из фильма «Контакт»

Джоди Фостер в роли Элли Эрроуэй на кадре из фильма «Контакт»

«Контакт» Роберта Земекиса больше понравился ученым, нежели зрителям. И можно понять почему: душещипательная драма о том, как Джоди Фостер устанавливала контакт с внеземной цивилизацией, была снята по мотивам теоретических работ астрофизика Карла Сагана. В ней все строго, предметно и буднично – но даже здесь Земекис разрывает камерность истории, предлагая искать надежду в отдаленных звездных системах. Спустя время «Контакт» обрел более звучный статус – фильм назвали «Интерстелларом» 90-х (недаром в ленте уже снялся молодой Мэттью МакКонахи), которому для эффекта не понадобилась высокая патетика. Потенциал повторного открытия фильма не исчерпан – его действительно все любопытнее пересматривать с годами. 

Мэри Элизабет Мастрантонио в роли Линдси Бригман на кадре из фильма «Бездна»

Мэри Элизабет Мастрантонио в роли Линдси Бригман на кадре из фильма «Бездна»

Еще 35 лет назад Джеймс Кэмерон всмотрелся в глубины океана – более поздний «Титаник» и «Аватар» лишь завершат тематический круг исканий. «Бездну» – фильм об океанских исследователях – хвалили за визуальные эффекты, первые начинания режиссера с CGI (лента даже получила заслуженный «Оскар»), драматическую составляющую и главное – приключенческий дух, словно унаследованный от текстов Жюля Верна. Но Кэмерон не знает предела совершенству, поэтому с каждым фильмом рос как автор и визионер: «Бездна» очевидным образом затерялась на фоне других высокобюджетных эпиков режиссера. И даже провалилась в прокате, устроившись где-то между «Чужими» и вторым «Терминатором» как промежуточный фильм. Но экспериментальная проба Кэмерона в области графических эффектов удалась, и время, к счастью, поднимает ленту из глубин океана и заново переоткрывает зрителям. 

Джозеф Гордон-Левитт в роли Джо на кадре из фильма «Петля времени»

Джозеф Гордон-Левитт в роли Джо на кадре из фильма «Петля времени»

В 2012 году «Петлю времени» Райана Джонсона приняли хорошо, однако память о фильме быстро сошла на нет. Это был образец старомодной минималистской фантастики, в которой герой Джозефа Гордона-Левитта разбирался со старшей версией себя из будущего (Брюс Уиллис). Вышло достаточно угрюмое кино, приближенное то к нуару, то к вестерну, то к мистицизму книг Стивена Кинга. По построению и интонации фильма чувствуется, что Джонсона еще не оставил дух «Кирпича» – первой успешной ленты в фильмографии. Помимо интересной работы с жанром «Петля времени» дает нам одну из последних серьезных ролей Уиллиса до того, как актер перешел в поле однотипных боевиков в связи с ухудшением здоровья.

Рэйф Файнс в роли Ленни Нэро на кадре из фильма «Странные дни»

Рэйф Файнс в роли Ленни Нэро на кадре из фильма «Странные дни»

Про «Странные дни» знают в основном фанаты научной фантастики, ведь в 1995 году фильму не улыбнулась удача. Киберпанковскую картину Кэтрин Бигелоу о том, как люди торгуют чувствами и воспоминаниями через незаконные технологии, приняли довольно сухо и не одарили хорошей кассой – фильм пылился на стеллажах полузабытой фантастики 90-х. Но сегодня к «Странным дням» относятся куда серьезнее и иногда сравнивают с «Бегущим по лезвию»: лента показывает неоновый город, где прогресс и неравенство следуют друг за другом, а ожидание нового тысячелетия высвечивает новые тревоги, к которым цивилизация оказывается не вполне готовой. Бигелоу, пользуясь витиеватым сюжетом, показала жизнь Лос-Анджелеса накануне глобальных потрясений и беспорядков: они были материалом как фильма, так и реальности, если вспомнить разрушительные городские бунты 1992 года.

Кадр из фильма «Галактика THX 1138»

Кадр из фильма «Галактика THX 1138»

Еще до «Звездных войн» Джордж Лукас пробовал себя в кинофантастике. Правда, куда более рискованной и экспериментальной. В «THX 1138», снятом на деньги Фрэнсиса Форда Копполы, Лукас создал холодный мир антиутопии – синтез Оруэлла и Хаксли, где людям запрещено влюбляться и только один бунтарь (Роберт Дюваль), отказавшись от приема специальных препаратов, заводит отношения с женщиной и пытается покинуть город-тюрьму. Дебют Лукаса сегодня выглядит незаслуженно забытым изгоем, фильму трудно отказать в особом очаровании – в стерильных пространствах, тревожном ощущении полицейского контроля и ретрофутуристическом дизайне, который работает в том числе на раскрытие сюжета. 

Киллиан Мёрфи в роли Роберта Кейпа  на кадре из фильма «Пекло»

Киллиан Мёрфи в роли Роберта Кейпа  на кадре из фильма «Пекло»

Научно-фантастическая лента Дэнни Бойла до сих пор не нашла прочного места – одни считают ее неудачной сборкой главного в жанре (от «Космической одиссеи» до «Чужого»), другие не могут устоять перед визионерским языком Бойла. Экспедиция астронавтов должна «оживить» угасающее солнце и спасти человечество от вымирания. В этом, казалось бы, донельзя знакомом сюжете «Пекло» не чурается жонглировать жанрами: ударяться и в хоррор, и в психоделику, и в депрессивную драму о тяжкой доле астронавтов. Фильм 2007 года – своего рода испытание для сетчатки, поскольку кадр заливает огненным заревом для напоминания, что солнце – это источник силы как для жизни, так и для кинематографа. После «Пекла» Бойл больше не рисковал работать в научной фантастике, но эксперимент точно стоил того.

Кадр из фильма «Конфискатор»

Кадр из фильма «Конфискатор»

Британский режиссер Алекс Кокс прославился драмой «Сид и Нэнси» – скандальной историей о жизни Сида Вишеса. Но прежде снял научно-фантастическую комедию, которую реабилитирует только время и нежная ностальгия по 80-м. «Конфискатор» абсурден в своей предпосылке: физик-ядерщик (Гарри Дин Стэнтон) водит таинственную машину, в багажнике – инопланетный труп, а банды конфискаторов автомобилей соперничают в поисках беглеца на фоне депрессивного Лос-Анджелеса. Безумный фильм сочетает изящную операторскую работу Робби Мюллера и анархизм как в сюжете, так и в музыкальном оформлении, ведь раскаты хардкор-панка добавляют ему энергию молодости. Сегодня ленту Кокса все чаще называют недооцененной жемчужиной 80-х, портретом застывшего общества неопределенности и бума субкультур. 

Текст: Константин Мышкин
7 комментариев
А
Чужой 3, Контакт, Бездна- малоизвестные фильмы?!?!?!?!Вот прям специально зарегистрировался чтобы это написать.
Скрыть 1 ответ
1 ответ
"Конфискатор" кстати, офигенный, совершенно без башни кино, пересматриваю раз в пару лет. А наткнулся тоже в какой-то подборке типа "неизвестные, но классные"
Авторов уже, похоже, даже не по объявлениям набирают, а рандомно на улице(((
"Странные дни" совершенно прекрасны. Одна из лучших работ Кэмерона и лучшая, наверно, работа Бигелоу
Только "Странные дни", "Галактика THX-1138" и "Конфискатор". Остальные очень известные фильмы. Как-то вы поверхностно по теме прошлись.
Изменено 26 августа в 11:00
Простите. но *Чужой* Финчера - лучший во франшизе.
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?