С 5 по 11 августа в Выборге прошел 30-й, юбилейный кинофестиваль «Окно в Европу». После отмененного «Кинотавра» мероприятие стало местом встречи начинающих кинематографистов и возможностью увидеть главные премьеры сезона. Мы посмотрели конкурсную программу игрового кино и решили выделить, что из этого стоит ждать в прокате.
Подростковой драме «Император» Альфии Хабибуллиной удалось стать чуть ли не главным крауд-плизером минувшего кинофестиваля. У входа в зал, где проходила премьера фильма, собралась настоящая очередь из зрителей, а финальные титры «Императора» встречали со стоячими овациями. По итогу дебют Хабибуллиной получил главный приз кинокритиков, уступив главную награду смотра «Экспрессу». Как и «1000 дешевых зажигалок» Ирины Обидовой, «Император» оказался фильмом, максимально доступным для большой аудитории. Главные герои — двое старшеклассников, борющихся за звание лидера класса. И если первый стремится завоевать симпатии однокашников простой грубой силой, то второй пытается быть грамотным стратегом и манипулятором. Как ни странно, борьба ума и силы заканчивается победой первого, но цена этого триумфа оказывается слишком велика для подростка.
Скандинавская сказка «Велга» с Ольгой Бодровой в главной роли стала пятой режиссерской и первой полнометражной работой молодой кинематографистки Анастасии Нечаевой. Примечательно, что в основу сюжета фильма, действие которого происходит где-то на берегу Белого моря, лег одноименный рассказ Ивана Бунина, адаптированный под современные реалии. Действие «Велги» разворачивается вокруг прилежной дочери рыбака, оказавшейся в центре любовного треугольника между возлюбленным детства и старшей сестрой, которая внезапно ворвалась в ее жизнь. Большую часть хронометража «Велга» умело притворяется небогатой на бурные эмоции мелодрамой, а в финале выдает неожиданный сценарный финт, который заставляет не только переосмыслить весь фильм, но и изменить свое отношение к его персонажам.
Подробнее можете прочесть в нашей рецензии.
Социальную драму режиссера Ирины Обидовой и сценаристки Лизы Цыгановой можно смело назвать одной из самых зрительских картин конкурсной программы «Окна в Европу». В первую очередь потому, что «1000 дешевых зажигалок» даже не пытается изображать типичный артхаус, напротив, лента говорит со зрителем максимально простым языком о вещах, которые касаются каждого из нас. Основная тема фильма — бессмысленный и беспощадный скул шутинг, истоки которого, вопреки всеобщим убеждениям, лежат далеко не в плоскости чрезмерно жестоких видеоигр или подростковых субкультур. Авторы «1000 дешевых зажигалок» убеждены, что эмоциональная нестабильность детей — вина холодных и деспотичных родителей, которые отказались дать им самое главное — свою любовь.
Подробнее можете прочесть в нашей рецензии.
Еще до Выборга фильм Тамары Дондурей был показан на 51-м Роттердамском кинофестивале. «Рядом» — камерное высказывание о поколении тридцатилетних, живущих в нелюбви и в иллюзии благополучия. Кира (Екатерина Ермишина) — успешная архитекторка, которая вот-вот закончит новаторский проект. История начинается с того, что девушка сидит на приеме у гинеколога и узнает, что беременна. Героиня уже делала аборт, поэтому второй ей не особо страшен. Отцу ребенка Ивану (Илья Маланин) — тоже некогда архитектору, а сейчас тренеру собак-поводырей — случайно становится известно о решении девушки. Реакция парня сеет в Кире зерно сомнения. Вскоре трагический случай заставляет девушку посмотреть на жизнь под совершенно другим углом.
Название фильма не только намекает на пресловутую фразу «человеку нужен человек», но и отсылает к команде собаке, которая остается с Кирой после смерти близкого. Лабрадор то и дело слоняется возле безразличной ко всему девушки и вынуждает ее посмотреть на тех, кто находится рядом.
Подробнее можете прочесть в нашей рецензии.
Фильм Игоря Поплаухина — это своеобразная реконструкция последнего дня из жизни рок-звезды Янки Дягилевой. Однако режиссер не ставит целью понять, что на самом деле произошло в роковую ночь, а всего- навсего отправляет зрителя в сновидческое путешествие по мистическому лесу. Рыжеволосая девушка (Кира Пиевская) бродит по окрестностям дачи (именно там отдыхала певица перед кончиной), общается с теми, кого уже давно нет, и внимательно слушает живых, которые то преклоняются перед ней, то обвиняют в бесчувствии. Как результат картина оказывается набором завораживающих сцен, где не существует границ между реальностью и фантазией. Смотреть подобное, конечно, стоит только на большом экране: визуальное намеренно превалирует над содержанием, а саунд-дизайн позволяет раствориться в бессюжетной истории.
Подробнее можете прочесть в нашей рецензии.
Дебютная картина Руслана Братова стала той самой работой, которая покорила и зрительский зал, и членов жюри. Именно «Экспресс» получил Главный приз фестиваля, а также удостоился специальных наград за актерский ансамбль и операторскую работу. Хулиганское кино с черным юмором, абсурдными ситуациями и самобытным колоритом Кавказа действительно выделяется на фоне остальных конкурсантов.
Саша Сосланов (Лев Зулькарнаев), которого все называют просто Сос, верит в удачу. Иначе бы парень не был одним из главных посетителей букмекерской конторы, где он уже не в первый раз оформляет клубную карту на незнакомцев. Цель Саши — выиграть «экспресс» — ставку, состоящую из восьми игр. Встретив на улице Олега (Павел Ворожцов) — обыкновенного мужчину-неудачника, — Сос повторяет рабочую схему и ждет результата. Прогнозы парня постепенно начинают сбываться, но, увы, «золотая» карта пропала после очередной тусовки. Теперь герою необходимо как можно скорее отыскать пропажу, благодаря которой он может получить миллион.
Подробнее можете прочесть в нашей рецензии.
Новый фильм Дмитрия Давыдова — карнавал на фоне якутской деревни, который, признаться честно, сложно досмотреть до конца. Внук приезжает к дедушке, обнаруживает на чердаке загадочную курицу, встречает то ли странника из другого мира, то ли воображаемого друга, танцует с нимфами на закате и даже варит самогон. Летние каникулы изображены в манере слэпстика, из-за чего большую часть сцен вряд ли можно назвать по-настоящему смешными. Однако безупречно переданное ощущение беззаботного времени позволяет зрителям завороженно наблюдать за всем безумием на экране. К тому же едва ли мы так часто видели Республику Саха в столь теплых тонах палящего солнца — веская причина не пропустить поворотную главу в фильмографии Давыдова.
Макс (Артем Яковлев) страдает из-за недостатка родительского внимания, гуляет по улицам Петербурга, ревнует подружку и пытается найти общий язык со сводной сестренкой. Однажды ему становится известно, что у отца, который ушел к другой и воспитывает маленькую дочь, появилась любовница Анна (Дарья Екамасова). Юноша не видит иного выхода, кроме как избавиться от женщины. В этот момент повествование начинается от лица Анны — тридцатилетней заводчицы собак, которой не хватает ни близости, ни любви, ни понимания. Зрителю дается возможность взглянуть на ситуацию с другой стороны, а Максу — понять, что его главный враг такой же несчастный и потерянный человек, как он сам.
Дарья Екамасова получила приз жюри за лучшую женскую роль. Оно и неудивительно: вторая часть, которая выглядит отдельным фильмом, добавляет «Накануне» щепотку необходимой трагикомедии.