Какой фильм ужасов обходится без провокации? Шокировать зрителя, затронув самые интимные вопросы нашего индивидуального «я», – одно из самых сильнодействующих оружий жанра. На волне кинотеатрального шествия безумного боди-хоррора «Субстанции» мы вспомнили фильмы ужасов, которые удивляли зрителя, провоцировали и ставили самые неудобные вопросы.
Католический священник (Сон Кан Хо) отправляется в Африку и заболевает смертельно опасным вирусом. Ему перелили вампирскую кровь, поэтому он чудом выжил, но ценой постоянной жажды плоти. Теперь католик вынужден отказаться от сана и целиком отдаться нездоровым инстинктам. Пак Чхан Ук когда-то поставил «Олдбоя», а затем принялся разрушать привычную вампирскую мифологию: «Жажда» действительно выглядит одним из самых занимательных и откровенных фильмов. В нем есть место неуемной похоти, крови и поиску искупления – это идет вразрез с привычными хоррорами о кровопийцах, изрядно приукрашенными гламуром. Тот случай, когда южнокорейский экстрим укладывается в привычную формулу и раздирает не только физиологически, но и эмоционально.
Молодая Ирена (Настасья Кински) навещает своего брата Пола (Малкольм МакДауэлл) в Новом Орлеане. Девушка узнает о мрачной тайне – оказывается, человеческий мир живет во власти кошачьих инстинктов, а сами люди время от времени превращаются в агрессивных кошек. Достаточно вольный ремейк фильма «Люди-кошки» 1942 года, снятый Полом Шредером с энергетикой 80-х: с неприкрытым эротизмом, ритмичной электронной музыкой Джорджо Мородера, а также попыткой проникнуть в глубины человеческих инстинктов, скрытых за слоем показной цивилизованности. Магнетичный, искушающий (не в последнюю очередь благодаря Настасье Кински в одной из своих наиболее откровенных ролей) и попросту странный хоррор, который производит необыкновенное впечатление.
Меган Фокс в роли чирлидерши соблазняет парней и питается ими. Притягательная на первый взгляд школьница оказывается демоном-людоедом, которому чрезвычайно важно поддерживать жизненные ресурсы. «Тело Дженнифер» – недооцененная хоррор-комедия с большим потенциалом: фильм еще в 2009 году претендовал на актуальную фем-оптику, критиковал объективацию женщин и вшивал в забористо глупый сюжет тонкую иронию над жанром. В «Теле Дженнифер» актриса будто бы отыгралась: питались уже не голодные зрители, смотрящие на звезду «Трансформеров», а она – в радикальном и безумном хорроре, где переплелись темы одержимости демонами, подросткового пубертата и каннибализма.
Очаровательная Элейн (Саманта Робинсон) готова пойти на все, чтобы быть любимой. Она – современная ведьма, которая использует заклинания и магию, чтобы влюблять в себя мужчин с катастрофическими для них последствиями. «Колдунья» Анны Биллер несправедливо обделена вниманием и оставлена на потеху отъявленным фанатам ретро-хорроров. На самом же деле лента явно заслуживает большего: мистический и сексуальный фильм воссоздает эстетику ужасов 60-х, начиная от оккультной тематики и заканчивая аутентичным дизайном. Не менее важно, что «Колдунья» не чурается самоиронии, поэтому ее безумно весело смотреть.
Может ли кризис семейной жизни стать материалом для хоррора? Вполне, как показал Анджей Жулавски в своем самом диком и несдержанном фильме. Дуэт Сэма Нила и Изабель Аджани ругается и плавно движется к разводу, а отношения супругов перерастают в череду жутких психосексуальных интриг. «Одержимую» запрещали, отворачивались от фильма, держались подальше, как от опасной и тайной силы. Спустя десятилетия хоррор-драма Жулавски вошла в пантеон самых шокирующих фильмов об отношениях мужчины и женщины, где попросту стерты барьеры и табу – остается лишь оголенный провод желаний, ревности и насилия. Драма о кризисе отношений? Боди-хоррор? Бульварный детектив? У Жулавски, пожалуй, все и сразу.
Барон фон Франкенштейн (Удо Кир) кропотливо работает в лаборатории над идеальным организмом. Собирая фрагменты разных людей, он создает двух зомби – мужчину и женщину. Эксперименты ученого не проходят гладко – баронесса (Моник ван Вурен) приглашает для подработки в замок молодого парня (Джо Даллесандро), который неожиданно узнает в одном из испытуемых голову своего пропавшего друга. «Тело для Франкенштейна» – неоткрытая жемчужина трэш-хоррора 70-х, странный сплав готического романтизма с эстетикой дешевых и провокационных ужасов. Помимо абсурдного сюжета лента обладает особым извращенным эротизмом, где переплетаются дикие научные опыты, обнаженные тела, странная сексуальность и грошовые интерьеры ветхого замка. В эту картину безудержно влюблен Николас Виндинг Рефн, и ей точно требуется киноманское переоткрытие.
Проблемный парень по имени Люк (Майлз Роббинс) заводит воображаемого друга Дэниела (Патрик Шварценеггер), который оказывает на впечатлительного мальчика опасное влияние, а затем и полностью им овладевает. Хоррор-фильм с сыном Арнольда Шварценеггера (достаточно экзотическая роль для молодого артиста) предлагает интересный набор приемов и решений: это сновидческий кошмар наяву, кино о шизофрении, а еще откровенный и разухабистый хоррор, который не стесняется лобовых приемов. «Дэниел ненастоящий» – не самый, быть может, лучший, но вполне убедительный способ отвадить человека от контакта с воображаемыми друзьями.
Сигэхару Аояма (Ре Исибаси) уже семь лет живет холостяцкой жизнью, поэтому друг предлагает Аояме организовать мнимое прослушивание на главную роль в несуществующем фильме, чтобы он отобрал себе жену среди кандидаток. Аояма находит девушку (Асами Ямадзаки), напоминающую бывшую супругу, – он пожалеет об этом решении, но уже будет поздно. «Кинопроба» Такаши Миике – японский хоррор без тормозов, в котором драма о поиске любви резко сменяется спазматическим насилием. Весь кроваво-сексуальный экстрим используется Миике, чтобы напомнить, какую злую шутку может сыграть одержимость притягательными для нас образами.