Фрида, Коко Шанель, Эдит Пиаф и Мерлин Монро - первые женщины которые вспоминаются, когда речь заходит о широком размахе байопиков и жизни, воплощенной на экране. Но и без памяти, увековеченной в кино их имена у всех на устах каждый из 365 дней году. Помимо икон прошлого века кинематографисты не забывают заглянуть в глазам и героиням маленького фронта, которые каждый день ходят в супермаркет, живут в тени мужа или своего творчества, оставаясь одним лишь именем на обложке.
Вспоминаем 8 биографических драм о женщинах, которые смогли переломить ход истории в свою пользу.
Неизвестная Линдгрен - книги о Карлсоне и малышке Пеппи только впереди, фильм режиссёрки Перниллы Фишер Кристенсен своего рода глава о том «как закалялась Астрид» до того как стать Линдгрен (супруг, под чьей фамилией писательница всем знакома появится на экране практически перед самыми титрами). Школа, танцы в сельском клубе, две косички и детство, которое слишком внезапно закончилось для маленькой девочки и которое она всю жизнь пыталась продлить своим юным читателям. Помимо неожиданных деталей биографии одной из главных детских писательниц, фильм врезается в душу мастерством и сумасшедшей органикой артистки Альбы Аугуст. Одним взглядом ей удалось показать, каково это оставаться задорным длинным чулком, когда вокруг ни осталось ни капли сказки (лишь те, которые она пишет сама).
Одна из самых обаятельных драм остро чувствующего резонанс социальной несправедливости Стивена Содерберга, в основе которой как обычно у него и бывает история реально случившаяся в США в начале 90-х. Бывшая королева красоты, устроившись помощницей помогла небольшой юридической фирме выйти на токсичное дело о загрязнении воды против мульти магнатов. Получилась вроде бы традиционная, но самая настоящая история Золушки, в которой нет принца: Эрин много работала и заработала на свой собственный дворец. Мать-одиночку с третья детьми на шее и без гроша в кармане сыграла Джулия Робертс и получила за свою роль «Оскар» - пока что единственный в карьере актрисы. Ко всему прочему стоит отметить, что «Эрин Брокович» - еще и чертовски смешное кино, Эрин поражает не только специфическими нарядами, но и ловко подвешенным языком.
Убийство Джона Кеннеди 22 ноября 1963 года - травма не только демократической партии и всей страны, но и трагедия его жены - мысль довольно очевидная, но отчего-то все время забывается. Жаклин Кеннеди в которой раз необходимо собрать себя по кускам и выйти к журналистам, чтобы достойно попрощаться и с мужем и отчасти со страной - из первой леди она превращается во вдову. Не случайно основная канва повествования - это интервью, где Джеки вновь изо всех сил старается не потерять лицо, а свою биографию подогнать под образ идеальной жены президента - миссис Кеннеди была именно той первой леди, которой стремились подражать все американки: от костюмов до укладки. Вместо подробного жизнеописания фильм Пабло Ларраин концентрируется на трех днях вокруг смерти президента, а Портман, которая не так близка к фотографическому сходству смогла поймать что-то неуловимое в образе: взгляд, осанку и большое горе.
Писательница Ширли Джексон заставила всех бояться, шелестя страницами ее романа и поверить в существование «Призрака дома на холме», она заговорила о рифме одиночестве и духов, детских травм и скрипа половиц - одним слово, ее литература стала классикой. Но сама она была женщиной довольно непростой и склочной по характеру - режиссёрка Жозефин Деккер выводит писательницу на экран без прикрас или сглаживания углов, а Элизабет Мосс (вооружившись поразительным внешним сходством) помогает вдохнуть в фигуре неподдельную жизнь. «Ширли» удивительная и по тому как картина снята, и с какого угла представлена драма о выдающейся женщине не только с дурным характером, но и попавшей в дурные обстоятельства, в которых едкая ирония, которой славилась Джексон выступает и как нападение, но и, конечно, как защита.
Возможно самая противоречивая фигура и туманные обстоятельства из списка: в США ее дело стало городской легендой, сравнимой с деяниями Джека Потрошителя в Лондоне, в России о Лиззи Борден едва ли знают, разве что по нескольким экранизациям, в том числе по этому фильму Крейга Уилльяма Макнейлла. Борден судили за убийство отца и мачехи, но в картине дело не в детективной завязке, а в анатомии ландшафта преступления. Массачусетс, конец XIX века, патриархальные нравы, скупость на эмоции и жестокость отца. На фоне одиночества и ледяного климата в семье Лиззи (сыгранная Хлоей Севиньи, которая и спродюсировала картину) находит единственную родственную душу в новой служанке Бриджет (Кристен Стюарт). «Месть Лиззи Борден» - парадоксально неуютная и жестокая картина о моральном насилии и абьюзе, а не о топорах в крови.
Алис, кто такая Алис? Ответ на этот вопрос как и просмотр документального фильма можно сравнить с открытиями запечатанных гробниц египетских фараонов или приключениями Индианы Джонса: складывается ощущение, что прикасаешься к тайне чуть ли не первым/ой на свете. Режиссерка Памела Б. Грин провела настоящее расследование, чтобы по крупицам из негативов, старых пленок и телефонных разговоров составить портрет пионерки кинематографа Алис Ги. Она работала секретарем на студии Gaumont, была на тот самом показе первой картины братьев Люмьер, вручную раскрашивала кадры своих фильмы и не стеснялась смеяться над гендерным стереотипами и страхом перед эмансипацией еще в начале XX века, но была вычеркнута из учебников истории. «Будь собой» не только надпись на ее студии, но и попытка кинематографистами заполнить вымаранные пятна в биографии кино.
«Дикая» - удивительно гармоничный сплав байопика с роуд-муви: впереди три месяца в пути от Мексиканской границы до Канадской по Тихоокеанской тропе. Шерил Стрэйд в одиночку маршрут преодолела и позже написала книгу о своем путешествии по Америке и от себя к себе, которая и легла в основу фильма Жан-Марка Валле. Постепенно на фоне лесов, взявших склоны в тиски на экран начнут сыпаться флешбеки: смерть матери, неудачный брак, наркотическая зависимость - Шерил было от чего бежать, но и куда возвращаться тоже. Пусть «Оскар» за «Дикую» так и не попал в руки артистки, вероятно Стрэйд - самая сильная роль Риз Уизерспун, для которой съемки тоже стали своего рода подвигом - главным партнером в кадре у актрисы была мать-природа.
Еще одна история Золушки на пути к американской мечте, обернувшаяся на экране житейской драмой: мать-одиночка с бывшим мужем в подвале, родителями со всеми возможными капризами и идеями на втором этаже и статусом девушки когда-то подававшей надежды становится главой собственного бизнеса - производства швабр, которые она изобрела сама, устав бесконечно вытирать пол. Альянс режиссера Дэвида О. Рассела и артистки Дженифер Лоуренс вновь сработал, но уже с другими интонациями - это образцово-показательная феминистская драма, скроенная местами без изящества, но с на редкость духоподъёмной моралью.