Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

12 изображений преисподней в кинематографе

Благодаря поэме Данте Алигьери «Божественная комедия» мы примерно знаем, как могут выглядеть девять кругов ада. Но представлять в уме – это одно, а видеть на экране – совсем другое

Добавить в закладки
Адский ад

Изначально сиквел «Невероятных приключений Билла и Теда» носил название «Билл и Тед отправляются в ад», но затем, дабы не отпугивать зрителя мрачным тайтлом, заголовок комедии был сменен. Было отчего: ад, в который по сюжету попадают убитые злыми роботами придурки-музыканты, вовсе не так страшен, как могло бы показаться. Вместо вил и кипящей смолы Биллу и Теду приходится столкнуться со своими самыми жуткими детскими страхами (такими как Пасхальный кролик и поцелуй старушки), а затем и со Смертью, больше похожей на карикатуру на саму себя из «Седьмой печати» Бергмана. И выбраться из инфернального места по итогу оказывается несложно – всего-то надо обыграть Жнеца в настольные игры типа «Твистера» и «Морского боя». Забиратель душ, конечно, хитрит как может, но в итоге признает свое поражение: годы уж не те, чтобы состязаться с молодежью в гибкости. Следует заметить, что спустя годы повзрослевший Киану Ривз, сыгравший Теда, загремит в ад снова (в фильме «Константин»), но это будет уже совсем другая история…

Бывает так: спускаешься в парижские катакомбы с группой диггеров, чтобы найти философский камень, спрятанный там средневековыми алхимиками, а находишь вход в ад с табличкой «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Герои ленты Джона Эрика Даудла – люди рассудочные, потому, хоть и не без опасений, они все же лезут в узкий темный лаз – и обнаруживают, что преисподняя мало чем отличается от нашего мира (недаром оригинальное название ленты – «Что вверху, то и внизу»); наказанием же попавшим сюда служат не черти с вилами, а чувство вины за намеренные или нечаянные грехи прошлого. Любопытно, что предыдущий фильм Даудла назывался «Дьявол» – и по этой ли либо по какой-то другой причине, но в данной ленте места для «отца всякой лжи» не нашлось: за него здесь отдуваются некие бледнолицые демоны в балахонах. Данте Алигьери такую трактовку вряд ли одобрил бы, однако ему не приходилось работать в рамках строгих голливудских бюджетов: уметь соорудить ад всего за $5 миллионов – это тоже искусство.

По мнению фанатов Сэма Рэйми, режиссер «Зловещих мертвецов» много лет растрачивал свой талант впустую, занимаясь трилогией «Человек-паук», – и сам Рейми, вероятно, это чувствовал, потому что, завязав со Спайди, первым делом выпустил хоррор «Затащи меня в ад». Насколько удачной оказалась новая попытка напугать аудиторию, зрители спорят до сих пор: как ни странно, лента о девушке, пытающейся снять с себя несправедливо наложенное проклятие, давит больше на омерзение, чем на ужас, а заявленный в заглавии ад в ней мелькает всего несколько секунд. Тем не менее одно можно понять вполне определенно: преисподняя действительно находится под землей, и огня там хоть отбавляй. Это точно не то место, куда можно сходить на экскурсию и тихо улизнуть – но если вы «счастливчик» вроде Джастина Лонга, вам, возможно, удастся заглянуть туда одним глазком.

«Страшилы» Питера Джексона были смелым для своего времени проектом, успех которого во многом зависел от cgi-графики, и, конечно, будущий экранизатор «Властелина Колец» не мог не попытаться показать ад, в который попадает парочка серийных убийц. Взять рассказы о тоннеле, который якобы видят люди, пережившие клиническую смерть, добавить гарпий и кипящей лавы – вуаля! Тоннель становится кровавым, парочку терзают и заглатывают змеи, и все погружается в огненную жижу. Данте описывал седьмой круг ада, куда попадают насильники всех мастей, несколько иначе – но книга ведь создавалась в XIV веке. Не исключено, что там за протекшее время могло кое-что и поменяться.

Несмотря на многообещающее название хоррор-франшизы, в первой серии любители хорроров прогулки по преисподней так и не дождались. Не беда: во второй части режиссер Тони Рэндел наверстал упущенное. Ад в сиквеле выглядит как лабиринт, над которым вращается гигантская многоугольная конструкция, испускающая тьму и молнии. Эта богоподобная сущность, управляющая лабиринтом, носит имя Левиафан и умеет превращать принесенных ей в жертву людей в сенобитов – уродливых демонов, плоть которых изрезана, перекручена и прошита гвоздями. Проникнуть в этот ад, словно бы рожденный фантазиями нацистского доктора Менгеле, можно через схизму – пролом в реальности, который генерируется с помощью специальной шкатулки-головоломки. Попадают на обед к Левиафану, таким образом, самые любознательные (сплошь и рядом, впрочем, оказывающиеся распутниками и развратниками). Оригинальность концепции этого «пекла» заставляет думать, что, возможно, ад существует не в единственном экземпляре – кому-то предписана христианская версия загробной жизни, а кому-то – вот такая. Поэтому если увидите где-то головоломку типа той, что в фильме, на всякий случай держитесь от нее подальше. Мало ли что…

До того как Пол У. С. Андерсон женился на Милле Йовович и посвятил свою жизнь бесконечному зомби-сериалу «Обитель зла», он попытался увязать адские муки с новейшими технологиями в научно-фантастическом хорроре «Сквозь горизонт». По Андерсону, сверхсветовые космические двигатели, работающие на энергии «черных дыр», появятся уже совсем скоро, вот только пользоваться ими не рекомендуется: неизведанное пространство за т.н. «горизонтом событий», в которое попадает корабль при прыжке из одной точки в другую, – это иная Вселенная, другое измерение, параллельная реальность, подозрительно смахивающая на христианский ад. Здесь в ассортименте представлены острые штыри и пики, реки крови, огонь, кипящая смола, колючая проволока и прочая атрибутика того же порядка. Пройдя через преисподнюю, никто из членов экипажа, разумеется, не выживет, а вот сам космический корабль, наоборот, обретет сознание и начнет замышлять недоброе. Одержимый демонами ада космолет – почему бы и нет? Ведь это же Пол У.С. Андерсон.

Для режиссера Стивена Брилла ад вовсе не такое уж кошмарное место, хотя и приятным его, конечно, не назовешь: сюда после смерти проваливаются с земли души грешников, словно стряхнутые с веток фрукты, и до скончания времен бродят в обугленной одежде по пеплу и раскаленной лаве, охаживаемые огнем и молниями. Посреди безрадостной равнины высится окруженный рвом замок дьявола, в котором тот заседает на шипасто-костяном троне и судит, кого отдать на изнасилование гигантским птицам, а кому засунуть в задницу ананас (ананас достается Гитлеру). Дьявол в исполнении Харви Кейтеля выглядит суровым, но, в общем, незлым малым, терзаемым бедой многих земных бизнесменов: совершенно непонятно, кому можно передать свое дело, если из трех дьявольских сыновей один слишком подлый, другой слишком тупой, а третий слишком добрый. Дьявол решает свой трон пока придержать за собой, в результате чего оскорбленные старшие сыновья сбегают на землю – создавать там свой собственный ад, с блэк-джеком и всем остальным. Расхлебывать же ситуацию придется Никки (Адам Сэндлер), самому младшему дьяволенку, который не то что никогда из дома не сбегал, а даже «в гостях не ночевал». Потому что – и здесь зрителя ждет небольшой сюрприз – без притока свежих душ папа-дьявол сгниет и рассыплется на части. А кто тогда будет поддерживать баланс между добром и злом?

Медиум и экзорцист Джон Константин – такой тонкий знаток потустороннего, что для него прогуляться в ад и вернуться обратно не составляет никакого труда. Приятного в аду мало: пылающая земля, мусорный ветер, в подземных пещерах воют и томятся грешники, а апокалиптичный потусторонний пейзаж населен странного вида антропоморфными демонами без верхней части головы, которым лучше не попадаться в зубы. Однако из всего можно извлечь плюсы: Константин, побывав в аду и пообщавшись с Сатаной и его слугами, не только остается жив, но и излечивается от рака. Режиссер Френсис Лоуренс, экранизировавший комикс «Посланник ада», как бы намекает нам: не все версии киноада одинаково бесполезны.

Солдат-профессионал Эл Симмонс сожжен заживо собственным подлым начальником и попадает в ад – объятую огнем пустоту с висящими в ней обломками скал, где похожий на крысу-мутанта дьявол предлагает вояке сделку: Симмонс может вернуться обратно на грешную землю при условии, что возглавит адскую суперармию. Движимый чувством мести Эл соглашается (да и кто бы отказался?), однако вскоре выясняется, что время в аду течет намного быстрей, чем в мире живых, и пока они с Сатаной обговаривали свою сделку, на земле успело пролететь пять лет, а его невеста уже вышла замуж за другого парня… Сообразив, что дьявол намерен устроить его руками конец света, Симмонс быстро меняет планы и обращает свое оружие против новых «коллег».

В 1997 году, когда вышел «Спаун», компьютерные эффекты еще не достигли сегодняшнего уровня развития – как результат, амбициозная задумка, неплохо смотревшаяся в виде комикса, обрела на киноэкране довольно жалкий вид. Адская битва Симмонса с исполинским рогатым демоном выглядит как прохождение финального уровня плохо нарисованной компьютерной игры, и смотреть на все это с высоты протекших лет довольно мучительно. Впрочем, франшизу то и дело обещают перезапустить, так что, возможно, спауновская преисподняя еще получит достойный апгрейд.

Как и в случае с Биллом и Тедом, анимационный фильм Трея Паркера пытался сыграть на потусторонней составляющей своего сюжета: рабочий подзаголовок ленты звучал как «Ад выходит из-под контроля». Однако голливудский цензурный комитет счел такое название неприемлемым для мультфильма (ничуть, впрочем, не смутившись обилием звучащей на саундтреке матерщины) – и тайтл сменили на «менее провокативный». В аду, куда попадает мальчик Кенни, при жизни любивший пропускать церковные службы, всем заправляет дьявол хрестоматийно-опереточного вида – то есть с рогами, вилами и красной физиономией. Сатана Трея Паркера веселый малый: он распевает душевные песни в духе диснеевских мюзиклов, а в любовниках у него сам Саддам Хуссейн, якобы растерзанный дикими кабанами. Любопытно, что на момент создания ленты Хуссейн еще был жив и здоров. Не найдя в этом никаких противоречий, некоторые критики обратили внимание на строчку в титрах, указывающую, что иранский диктатор озвучил себя сам, и предположили, что в аду он, видимо, проводил свой отпуск.

Герой Робина Уильямса Крис спускается с небес в ад: после его гибели в автокатастрофе любимая супруга с горя наложила на себя руки, и теперь он хочет воссоединиться с ней, попытавшись переправить Энни в рай. В царстве теней многое, как в книге Данте Алигьери: есть река Стикс, «круг огня», «круг воды», хотя присутствуют и довольно неожиданные вещи вроде полей, вымощенных человеческими лицами. Но настоящее пекло еще впереди: в итоге протагонист видит домик, а в нем свою жену Энни, которая не помнит ни его, ни своей прошлой жизни… Многие считают экранизацию романа Ричарда Мэтисона «Куда приводят мечты» глупым и поверхностным фильмом, но в любом случае это отличная иллюстрация к известным словам о том, что ад у каждого свой.

Можно ли добраться в ад на автомобиле? Можно, если ты Николас Кейдж (вернее, его персонаж Джон Мильтон, однажды уже из пекла успешно бежавший). Порезвившись на воле и превратив в трупы целую толпу нехороших сектантов, пытавшихся убить его внучку, Мильтон с чувством глубокого удовлетворения возвращается в преисподнюю – на своей любимой тачке, с комфортом и с ветерком. Если верить режиссеру Патрику Люссье, в ад ведет довольно обычного вида мост, проложенный над лавовой рекой и украшенный факелами. Правда, это дорога в один конец – пропустив автомобиль, секции моста мгновенно ржавеют и рассыпаются. Есть мнение, что те, кто не видел последнюю поездку Мильтона в формате 3D, когда фильм шел на большом экране, много потеряли… Хотя, возможно, точку в этом деле ставить рано: если создатели ленты захотят устроить обаятельному преступнику еще один побег, за Кейджем явно не заржавеет.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?