Четырнадцать лет спустя после рождения цикла Брайан Сингер возвращается в мир мутантов, чтобы переписать историю в самой грандиозной супергеройской картине всех времен «Люди Икс: Дни минувшего будущего»
Брайан Сингер недоволен. Сильно недоволен.
Идет 79-й день съемок «Людей Икс: Дни минувшего будущего». Это седьмая и самая амбициозная серия цикла, которая сводит вместе героев из прошлых и нынешних лент и которая отмечает возвращение постановщика в сериал, где он в последний раз был режиссером больше десяти лет назад. Также это самый большой финансовый риск в истории студии Fox с тех пор, как Джеймс Кэмерон убедил инвесторов вложить 250 миллионов в фильм с синими инопланетянами и Джованни Рибизи, играющим в гольф. И сегодня с утра все идет наперекосяк.
Мы стоим во внушительном павильоне на окраине Монреаля. Здесь нет окон, и в здание не проникает ни один лучик нежного августовского солнца. Но сейчас проблема не в свете. Сегодня снимается сцена на кухне Пентагона в 1973 году, в которой участвует головокружительно быстрый Ртуть (Эван Питерс), новый мутант из вечно растущего реестра «Людей Икс». Чтобы создать впечатление скорости, в сравнении с которой бег Усэйна Болта кажется черепашьим ползком, Сингер и его постоянный оператор-постановщик Ньютон Томас Сигел набили павильон ослепительными прожекторами, необходимыми для ускоренной съемки. Прошлое у них получилось столь светлым, что его нельзя разглядеть без солнечных очков.
А вот со скоростью у них неладно. Всякий раз находится новая проблема, тормозящая съемки. Все начинается с того, что Сингер и его сценарист и продюсер Саймон Кингберг на ходу переписывают фрагмент, в котором Ртуть, временно нанятый главными героями, помогает профессору Чарльзу Ксавьеру (Джеймс МакЭвой) и его другу из будущего Росомахе (Хью Джекмен) освободить заклятого врага Ксавьера, Магнето (Майкл Фассбендер), из заключения в недрах Пентагона. Изначально предполагалось, что Джекмен и МакЭвой будут подначивать друг друга, одновременно пытаясь обмануть охранников и убедить их пропустить героев к Магнето.
Все эти реплики, однако, из сценария удалены. Равно как с площадки удалены и Джекмен с МакЭвоем. Им приказано сидеть в трейлерах и ждать дальнейших указаний. «Мы изменили одну сюжетную деталь, – объясняет Сингер. – И теперь вся сцена разваливается. Что-то работает, а что-то нет».
Сейчас режиссер сосредоточен на фрагменте, который еще недавно казался работающим. В этом эпизоде охранник заходит в лифт, чтобы спуститься к Магнето и отнести ему еду. Внезапно в кадре появляется Руть и вырубает стража на скорости в 200 км/ч. Однако Сингер никак не может приступить к вырубанию, так как у актера, играющего стражника, не получается закрыть лифт на ключ.
Первый дубль – недостаточно быстро. Второй дубль – рука под неверным углом. После третьего дубля становится ясно, что актеру еще нужно учиться и учиться. Сингер, сидящий в окружении мониторов вдали от заживо жарящих «юпитеров», нервно хихикает. Он берет микрофон, с помощью которого командует съемками, и из динамиков раздается «глас божий»: «Засунь его в скважину! – рявкает режиссер. – Слегка поверни, а затем быстро вынимай!» После этого он, не сдержавшись, хохочет. Нам кажется, что мы ошиблись дверью и попали на съемки «Монти Пайтона».
Впрочем, чем больше дублей проходит впустую, тем меньше режиссеру хочется смеяться. Напряжение нарастает. Наконец, Сингер срывается и решает взять все в свои руки. Точнее, в руку. Он надевает пиджак охранника, гримирует руку под цвет кожи актера, берет ключ и несколько дублей подряд вставляет в скважину, слегка поворачивает и быстро вынимает. Пока наконец он не удовлетворяется снятым и не переходит к следующей сцене.
Проблемы, однако, на этом не заканчиваются. Когда Сингер приказывает Сигелу стремительно повернуть камеру, чтобы «увидеть» стоящего в лифте Питера, невозмутимо улыбающегося охраннику, поворот выходит недостаточно стремительным, и Сингер, оттеснив коллегу, сам берет камеру. Сняв дубль, он триумфально улыбается Сигелу: «Я снимаю лучше тебя. А я ведь последний раз работал с камерой 13 лет назад!»
Тринадцать лет назад. Получается, что в последний раз Сингер сам снимал свой фильм, когда работал над первыми «Людьми Икс». И вот теперь он снова в цикле, и снова с камерой. «Дни минувшего будущего», говорите?
Комикс-сериал с таким подзаголовком был создан в 1980-м легендарным сценаристом «Людей Икс» Крисом Клэрмонтом и блестящим художником Джоном Берном. Он считается лучшим в эпопее после «Саги о Темном Фениксе», которую запороли в третьих «Людях Икс» (первых без Сингера). «Я всегда любила “Дни минувшего будущего” и всегда хотела их экранизировать, – рассказывает Лорен Шулер-Доннер, продюсер всех семи фильмов о Людях Икс, которая некогда первой разглядела в этих комиксах блокбастерный потенциал. – После “Людей Икс” мы часто заимствовали оттуда отдельные кусочки. И вот теперь мы наконец-то смогли заняться ими вплотную».
Ныне читать «Дни минувшего будущего» не так приятно, как почти 35 лет назад. В глаза бросается, что это слишком короткая история, всего на два комиксных выпуска, и что ее вступительные диалоги, объясняющие положение вещей, просто ужасны. Но в основе своей это сильное произведение. Оно начинается в мрачном будущем, в котором цивилизация людей и мутантов почти уничтожена гигантскими роботами – убийцами мутантов под названием «Стражи». Многие Люди Икс погибли. Нью-Йорк лежит в руинах. Тем, кто еще жив, недолго осталось. У них лишь один шанс на спасение – отправить в прошлое кого-то, кто сможет предотвратить убийство, запустившее приведшие к катастрофе события.
Это захватывающий зачин, предваряющий голливудское увлечение в 1980-х путешествиями во времени (от «Терминатора» до «Назад в будущее»). Однако изначально новые «Люди Икс» должны были быть совсем другими.
«После “Первого класса” мы знали лишь, что нужно снять новую картину об этой эпохе и с этими актерами», – рассказывает сценарист и продюсер Саймон Кинберг. Он имеет в виду приквел 2011 года, который возродил цикл после двух неудач подряд: «Люди Икс: Последняя битва» в 2006-м (фильм удачно выступил в прокате, но провалился в глазах критиков и фанатов) и «Люди Икс: Начало. Росомаха» в 2009-м.
«Первый класс» переместил действие в 1960-е, собрал новую звездную команду во главе с Джеймсом МакЭвоем, Майклом Фассбендером и Дженнифер Лоуренс и переключился с подвигов Росомахи на жизнеописание Чарльза Ксавьера (МакЭэвой) и Эрика Леншерра (Фассбендер) – двух молодых мужчин, которым предстояло вырасти в идейных противников из первой трилогии – Профессора Икс (Патрик Стюарт) и Магнето (Йен МакКеллен). Поставленный Мэттью Воном с драйвом и атмосферой шпионского триллера, «Первый класс», несмотря на многочисленные проблемы во время съемок (фильм еще снимался, когда до премьеры оставались считаные недели), прилично прошел в прокате и убедительно продался на DVD и Blu-Ray.
Вопреки обычной сериальной практике, Fox не потребовала сию секунду представить ей сиквел. Вместо этого студия подписала новые контракты с Воном и Кинбергом и оставила их в покое, позволив им без лишнего давления придумать новую картину о Людях Икс. Поначалу они хотели задержаться в 1960-х. «У нас был вариант выстроить повествование вокруг убийства Кеннеди, – рассказывает Кинберг. – Потом мы решили начать фильм с убийства Кеннеди и сказать, что Магнето либо убил президента, либо, наоборот, пытался предотвратить убийство, искривляя полет пуль». Эта сюжетная линия дожила до нынешней картины. Магнето сидит в придуманной Ксавьером пластиковой тюрьме, потому что убил Кеннеди. Как сказал Стивен Болдуин в «Подозрительных лицах» (кстати, тоже фильме Брайана Сингера): «Освальд был слабаком».
По ходу работы, однако, Вон решил перенести действие в 1970-е. Этот прыжок во времени означал, что многие ключевые события перемещаются в предысторию – не только убийство президента и заключение Магнето, но и гибель нескольких персонажей, переживших «Первый класс». Также соавторам нужно было выбрать конкретный год. Действие «Первого класса» развивалось в 1962-м, чтобы связать сюжет с Карибским кризисом. Кинберг хотел сохранить традицию. «Я искал определенный момент в 1970-х, который был достаточно богат на события, чтобы к ним можно было привязать мутантов».
В конце концов он остановился на 1973-м – годе окончания войны во Вьетнаме (действие одной из масштабных боевых сцен фильма развивается в Сайгоне) и подписания Парижского мирного соглашения (еще один размашистый экшен-фрагмент). Также, по счастливому совпадению, это был год рождения Кинберга.
Сценаристу исполнилось 40 лет в тот день, когда EMPIRE посещал съемки картины, и во время обеда мы с изумлением наблюдали, как кое-кто дирижирует тремя сотнями актеров и киношников, радостно исполняющих Happy Birthday. Этим «кое-кем» был Хью Джекмен в костюме Росомахи. «Когда я слушал их, я думал: “Что бы ответил десятилетний я, если бы я рассказал ему, что 30 лет спустя Росомаха будет петь на моем дне рождения?» – признается Кинберг. Джекмен смеется при одной мысли об этом поздравлении: «Бедный Саймон, ему было так неловко. Но по крайней мере я сделал ему скидку. Я поздравил его за полцены!»
Но вернемся к работе над сценарием. Идея использовать «Дни» родилась, когда – редкий случай в истории Голливуда! – студия сделала по-настоящему ценное предложение. Тогдашний глава Fox Том Ротман сказал, что в картине должны появиться Стюарт и МакКеллен, чтобы связать воедино два цикла «Людей Икс». После этого Сингер, в то время еще только продюсер картины, предложил Кинбергу включить в сюжет путешествие во времени. «Он сказал: “Чтобы использовать Йена и Патрика, пошли кого-нибудь в прошлое”, – вспоминает Кинберг, который после этих слов мутировал в человека с зажегшейся лампочкой над головой. – Я ответил: “Тогда надо обыграть «Дни минувшего будущего»”. Я предложил это студии и Мэттью, и все сразу встало на свои места».
С самого начала было ясно, что киноверсия «Дней» будет разительно отличаться от комикса. Прежде всего, в комиксном будущем не было Ксавьера – он погиб задолго до начала действия. Кинберг, однако, решил, что если «Первый класс» рассказывал о превращении мстительного Эрика во властного Магнето, то сиквел будет посвящен духовному пути Чарльза – от отчаявшегося наркомана, не могущего смириться с потерей ног, лучшего друга, приемной сестры и школы для мутантов, до благородного и мудрого Профессора Икс. «Я хотел рассказать, как Чарльз смиряется с жизнью в инвалидном кресле и готовится вновь открыть школу, – признается Кинберг. – Все в этом фильме так или иначе вращается вокруг Чарльза».
Еще одним фундаментальным отличием сценария от комикса стала смена персонажа, чье убийство запускает глобальную катастрофу. В комиксах настроенного против мутантов сенатора Келли убивает героиня по прозвищу Судьба. В фильме же гибель грозит Боливару Траску – ненавидящему мутантов гению, который создал Стражей для защиты человеческой расы. При этом нажать на курок собирается Мистик, героиня Дженнифер Лоуренс, приемная сестра Чарльза и бывшая протеже Магнето. «Я бы назвал ее МакГаффином фильма, – говорит Сингер, давая нам интервью в своем трейлере. – Она многое значит для многих героев картины. Сможет ли она вновь стать той невинной девочкой, которую Чарльз некогда нашел и приютил, или же превратится в безжалостную убийцу, которую Ребекка Ромийн превосходно сыграла в первой трилогии?» Когда мы позднее пересказываем Лоуренс слова режиссера, она поеживается: «Мне как-то неловко называть себя МакГаффином!»
Новый черновик Кинберга, над которым он корпел не один месяц, получился не только сиквелом «Первого класса», выстроенным вокруг квартета ключевых персонажей предыдущей картины (по словам Кинберга и Шулер-Доннер, почти все прочие герои «Первого класса» к началу действия продолжения погибли), но и сиквелом третьих «Людей Икс». В самом деле, если уж возвращать на экран Стюарта и МакКеллена, то почему бы не вернуть вместе с ними Шторм (Холли Берри), Колосса (Дэниел Кадмор), Китти Прайд (Эллен Пейдж) и Росомаху?
Джекмен этого никак не ожидал. «Я думал, что фильмов о Людях Икс больше не будет, – признается австралиец. – Так что это был сюрприз. И очень приятный».
Джекменовский контракт на исполнение роли Росомахи истек после съемок в прошлогодней картине «Росомаха: Бессмертный», а все прочие контракты со звездами первой трилогии истекли и того ранее. «Вернуть всех в картину было слишком дорого, – вспоминает Кинберг. – Нам понадобился бы бюджет в 300 миллионов долларов! Но мы заключили много творческих сделок».
Участие в проекте Джекмена долго официально не признавалось, но на деле он был первым, кто согласился сниматься. «Он был единственным актером, которому мы показали черновик сценария, и ему очень понравился наш сюжет», – рассказывает Кинберг. Чтобы сделать Росомаху главным героем, создатели ленты пошли на еще одно радикальное отступление от комикса. В оригинале в прошлое отправляется Китти Прайд, тогда как Росомаха появляется лишь в будущем и быстро погибает в бою со Стражами. Вон и Кинберг, однако, решили поставить его в центр повествования.
«Мы осознали, что не можем послать Китти в прошлое, так как ее у нас играет 25-летняя актриса. Ведь герои пересылают не тело, а душу. И куда бы вернулась душа Китти, перенесенная в 1973 год? В яйцеклетку? С другими персонажами было проще, но нам потребовалось перенести “душу” одного актера в “тело” другого. Например, в случае Зверя Нику Холту пришлось бы играть так, как будто в него вселился Келси Греммер. Так что мы в первом же разговоре на эту тему решили: “У нас есть нестареющий персонаж, который в 1973-м выглядит почти так же, как в будущем. При этом он – главная звезда цикла и один из любимых мутантов из комиксов”. Конечно, мы должны были его задействовать».
Так что в фильме Китти Прайд использует свои мутантские силы, чтобы переслать душу Логана в прошлое. Та вселяется в тело Росомахи из 1970-х и пытается вновь подружить смертельных врагов Чарльза и Эрика, дабы вместе с ними остановить Мистик. «Мне нравится, что у нас в фильме старший герой должен надзирать за двумя опрометчивыми юнцами, – признается Сингер. – Забавно наблюдать, как Росомаха, отнюдь не терпеливый человек и не учитель по духу, становится наставником Чарльза Ксавьера».
Также ему придется «строить» Магнето. Когда этого героя играл МакКеллен, он мог превращать Логана в марионетку, управляя металлом в его адамантиевом скелете. Магнето Фассбендера, однако, этот трюк повторить не сможет, так как в 1973 году адамантий еще не придумали, и когти Логана все еще состоят из костей. «Магнето в пролете!» – смеется Сингер. Чтобы избежать упреков со стороны фанатов, которые будут говорить, что у Логана 2013 года тоже не может быть адамантиевых когтей, так как он потерял их в финале «Бессмертного», Сингер замечает: «В будущем он восстановит адамантиевые когти… У него будут более тесные отношения с Магнето, и тот, вероятно, выкует ему новые металлические когти».
Если не считать их камео в «Первом классе», Джекмен и Росомаха доминировали во всех фильмах о «Людях Икс», в которых они были заняты, и EMPIRE замечает, что актер – первый в официальном перечне звезд картины. Кинберг, однако, настаивает, что Росомаха «Дни» не перекосит. «Наш фильм выстроен как первый “Терминатор”, – рассказывает сценарист. – Росомаха – это Кайл Риз. А Чарльз – это, в сущности, Сара Коннор». Ничего себе сравнение! «Да, Хью участвует в большинстве сцен, и он самый важный персонаж с точки зрения сюжета. Но он не переживает все те эмоциональные перемены, через которые проходит Чарльз».
Фассбендер говорит, что его не смущает звездное соседство («Я никогда не волновался о том, сколько у меня экранного времени»), а МакЭвой утверждает, что принял Джекмена с распростертыми объятьями. «В предыдущем фильме у нас не было суперзвезд, но теперь на нас это не давит, потому что у нас есть Хьюго Босс Джекмен! – смеется актер. – Если что, он вытащит картину. Причем вместе с нами».
Прошлое, как видите, повторяется. «Такова уже природа этих персонажей, что они часто делают примерно одно и то же, но по-разному», – говорит Сингер. И это относится не только к вымышленным героям.
В 2005 году Мэттью Вон был приглашен поставить «Люди Икс: Последняя битва» после того, как Сингера переманили снимать «Возвращение Супермена» . Но когда до начала съемок оставалось всего несколько недель, Вон внезапно ушел из проекта.
В то время считалось, что он сжег все мосты. Но даже сожженные мосты можно выстроить заново, и когда Вон вернулся в цикл – его лично рекрутировал Сингер, случайно с ним повстречавшись, – он снял «Первый класс», лучший фильм о Людях Икс за последние годы. Казалось, что Вон счастлив и готов снимать «Дни минувшего будущего», но в октябре 2012 года история повторилась – британский режиссер вновь покинул проект.
«Он был для меня недостаточно увлекательным, – рассказывает Вон EMPIRE. – Самое увлекательное в этой картине – собрать вместе замечательных актеров. Какая там труппа! Но я уже работал с блестящими актерами, и я решил, что лучше сниму свой собственный фильм».
На сей раз, впрочем, решение Вона было принято благосклонно, так как он перешел из одной картины Fox в другую. Сейчас он снимает «тайная сс» – экранизацию комикса, который он создал вместе с автором экранизированного им «Пипца» Марком Милларом. «У нас был замечательный сценарий для фильма о Людях Икс, но я мог думать только о “Тайной службе”, – признается режиссер. – И это всегда был цикл Брайана. Так что все возвращается на круги своя».
Есть и еще одна причина того, почему уход Вона никого не обидел. Сингер, хоть и планировавший остаться продюсером, был достаточно тесно вовлечен в проект, чтобы с легкостью взять бразды правления циклом, который он сам некогда покинул при не самых приятных обстоятельствах. «Мы с ним всегда поддерживали тесную связь, – рассказывает Шулер-Доннер. – Он мой друг и очень для меня важен. Мы отлично сработались. Мы одинаково смотрим на вещи. Я обожаю его картины, и я очень люблю его визуальное мышление. И он не тянул с ответом – быстро сказал “да”».
Сингер никогда не терял связь с Икс-фильмами. Он сам собирался поставить «Первый класс», но из-за накладки расписаний вынужден был переключиться на «Джека – покорителя великанов». Так что когда ему вновь предоставился шанс в первый раз более чем за десять лет поставить кино о Людях Икс, он с готовностью уцепился за эту возможность. В том числе потому, что «Дни минувшего будущего» позволили ему поработать в одном из его любимых жанров.
«Это не просто супергеройский фильм, это еще и путешествие во времени, – рассказывает режиссер. – Эту часть картины могут найти занимательной даже те зрители, которые обычно на фильмы о Людях Икс не ходят. Моя мама – не поклонница Людей Икс, но она обожает кино о путешествиях во времени! И еще это научная фантастика. Я люблю фантастику».
Первой задачей Сингера было сделать показанное в картине путешествие во времени правдоподобным и, насколько это возможно в этом жанре, внутренне логичным. Фантастические аспекты фильма в основном разрабатывались для сцен будущего. Там было все – от летающего кресла Профессора Икс до грандиозной битвы в третьем акте с, как рассказывает Кинберг, «взрывающимися космическими кораблями». В этом сражении оставшиеся в живых Люди Икс, прячущиеся в монастыре в Монголии, пытаются отбить атаку Стражей – неукротимых, высасывающих энергию робо-мерзавцев, которых Сингер называет «умеющими приспосабливаться». Параллельно герои поддерживают жизнь в теле Росомахи и не дают прервать связь с 1973 годом (персонажей из прошлого также ждет эпическая битва, в которой Магнето – во многих отношениях истинный злодей фильма – попытается уничтожить своих врагов и захватить власть).
Второй задачей режиссера было создать фильм, который бы одинаково хорошо смотрелся и как отдельное произведение, и как, по выражению Кинберга, «прославление фильмов о Людях Икс. В нашей картине, наверно, более сотни отсылок к “Людям Икс”, “Людям Икс 2” и “Первом классу”». Будь то побег Магнето из пластиковой тюрьмы или попытка Мистик сломать Церебро – машину, с помощью которой Ксавьер разыскивает мутантов, – фильм буквально ломится от цитат и «пасхальных яиц» (одно камео наверняка взбудоражит многих фанатов), и в этом смешивая прошлое и будущее. «Очень интересно получилось – мы меняем историю, изменяя прошлое, и тем самым мы приближаем наших героев к тем, кем они станут ко времени “Людей Икс” один, два и даже три, – размышляет Сингер. – И пусть зрители не боятся, что мы стираем наши картины из временного потока. Я верю в множественность вселенных».
Когда мы проходим по художественному отделу и нам показывают концепт-иллюстрации вроде грандиозных пейзажей будущего и масштабной сцены, в которой Магнето Фассбендера поднимает в воздух футбольный стадион, у нас не остается сомнений, что «Дни минувшего будущего» хочет стать крупнейшим из всех фильмов о Людях Икс. А то и крупнейшим супергеройским блокбастером. «Это крупнейший фильм из всех, что я снял, – и по размаху, и по бюджету», – признает Сингер.
Также это огромный риск. Ни один из фильмов цикла не собрал в мировом прокате больше 500 миллионов долларов. Рекорд сериала принадлежит «Последней битве», которая в 2006 году заработала 459 миллионов долларов. И тем не менее «Дни» – это вторая по размаху картина в истории Fox (после «Аватара» и перед такими эпическими лентами, как «Титаник» и «Клеопатра»). Очевидно, студия надеется, что увеличенные вложения в проект и в его рекламу, а также уникальное предложение «две суперкоманды в одном фильме» привлекут в кинотеатры столько зрителей, что лента не только пробьет 500-миллионный потолок, но и приблизится к заветной границе в миллиард долларов. Мы ведь живем в эпоху «Мстителей».
С тех пор как Marvel показала всем, как много можно заработать на создании общей киновселенной для множества главных героев, которые то сходятся вместе для битвы с могучим противником, то вновь расходятся по «сольным» циклам, все голливудские студии пытаются вскочить в этот вагон. Именно поэтому Warner чуть ли не каждую неделю называет имя нового супергероя или суперзлодея, который засветится в сиквеле «Человека из стали» Зака Снайдера. И именно поэтому Sony планирует выпустить отдельные фильмы, посвященные злодеям из «Человека-паука» – Веному и Зловещей Шестерке. В эпической грандиозности «Дней минувшего будущего» также трудно не увидеть реакцию на потрясающий успех третьего по кассовости фильма всех времен. «Нам никто не говорил: “Идите и снимите «Люди Икс: Мстители»”, – настаивает Кинберг. – Но когда мы решили снять “Дни”, нам было проще убедить студию в них вложиться, потому что мы могли сослаться на “Мстителей”».
Даже включение в сюжет Ртути прямо связано с марвеловским деньгопечатающим станком. Этот персонаж – один из немногих, которых могут использовать в своих фильмах и Marvel, и Fox («У нас есть длинный перечень персонажей с указаниями, кем владеет Fox, а кем –Marvel, – рассказывает Кинберг. – Все очень формально»), и Джосс Уидон уже вписал реактивного юношу в выходящий будущим летом сиквел «Мстители: Эра Альтрона», хотя он и не мог использовать два слова на букву «м»: «мутант» и «Магнето» (последний приходится Ртути отцом, на что намекается в «Днях»).
Сравнительно позднее объявление о появлении Ртути в фильме Сингера заставило некоторых заподозрить, что Fox наступила на пятки конкурентам. Сингер, однако, это отрицает. «Ртуть с самого начала был в нашем сценарии, – настаивает он (хотя на самом деле в самом первом черновике на месте Ртути был юный Джаггернаут). – Мы заранее оповестили Marvel о том, что я использую этого героя. Но у нас и у них он, насколько я знаю, будет играть совершенно разные сюжетные роли. И не такой уж он важный персонаж – он существенен лишь для нескольких сцен».
«Заранее» – в прошлом это слово редко звучало в рассказах о фильмах из цикла «Люди Икс». Обычно эти картины с трудом вписывались в назначенные им жесткие графики и все делали в последний момент. «Дни» – исключение из правила. Чувствуется уверенная режиссерская рука и готовность студии предоставить достаточно времени, чтобы спокойно довести ленту до ума. Один постпродакшен «Дней» длиннее, чем весь производственный период «Первого класса». При этом для дополнительных съемок выделено всего два-три дня – неслыханная вещь в Голливуде. Глава Fox Джим Джанопулос так доволен тем, как продвигается работа над картиной, что предложил Сингеру свою ложу на Суперкубке по американскому футболу. Правда, дата состязания может совпасть с периодом досъемок в Монреале, но дорог не подарок, дорого внимание.
Тем временем внимание студии уже направлено в будущее. Fox – также владеющая правами на «Фантастическую Четверку», которую планируется «перезагрузить» в 2015 году, – готовит собственную единую киновселенную. «Мы хотим ее создать, – признает Кинберг. – Нам бы хотелось, чтобы наши фильмы помогали друг другу и чтобы зрители получали удовольствие от связей между картинами».
Кто может войти во Вселенную Икс? Прежде всего, Росомаха – третий фильм о нем уже готовит режиссер Джеймс Мэнголд. Также Шулер-Доннер давно мечтает показать во всей красе Дедпула – регулярно разрушающего «четвертую стену» мутанта-наемника, появление которого в первом фильме о Росомахе было безбожно провалено. «У нас есть отличный сценарий, – рассказывает продюсер. – Наглый, жесткий сценарий в духе Дедпула. Фильм, который знает, что он – фильм. Осталось только надавить на студию».
Еще продюсер работает над фильмом о Гамбите, метающем карты уроженце Нового Орлеана, который тоже был бездарно представлен в первом фильме о Росомахе. На сей раз услуги Тейлора Китча студии не понадобятся.
«Я мечтаю выпустить фильм о Гамбите с Ченнингом Тейтумом, – признается Шулер-Доннер. – Это не должен быть грандиозный блокбастер. Гамбит – вор из Нового Орлеана, фильм о нем может быть в совсем другом стиле. Актер согласен, осталось лишь уговорить студию. Разве они смогут отказать Ченнингу? Он такой душка».
Если бы Шулер-Доннер управляла Fox, то картины из вселенной Людей Икс выходили бы так же часто, как фильмы Marvel (кстати, за производство последних отвечает Кевин Фейдж, который начинал как интерн у… Шулер-Доннер). Когда мы спрашиваем у нее, не устанет ли публика от потока супергеройства, она отвечает, что это случится далеко не сразу. «Вопрос лишь в том, сколько фильмов о Людях Икс Fox захочет выпускать в год, – рассуждает продюсер. – Если мы будем чередовать скромные, среднебюджетные постановки с эпическими блокбастерами, то это обеспечит достаточное разнообразие, чтобы зрители всякий раз получали новые впечатления от наших фильмов».
Возможно. Но кто-то может сказать, что «уникальное торговое предложение» «Дней минувшего будущего» в том, что они создавались без спешки и что после выхода «Первого класса» (не говоря уже о «Последней битве») уже прошло достаточно времени, чтобы сделать новую картину о Людях Икс настоящим кинособытием. Однако Команда Икс не собирается ждать еще несколько лет. Железо горячо, и его надо ковать. И потому на следующий день после того, как мы в декабре слетали в Лос-Анджелес, чтобы взять интервью у Сингера, режиссер опубликовал в Twitter название и дату своего следующего фильма: «"Люди Икс: Апокалипсис", 2016».
«Зря они рассказали мне про Twitter!» – смеется Брайан Сингер, когда мы снова связываемся с ним. Похоже, что, вернувшись в цикл, он намерен в нем задержаться. «Конечно, я могу в промежутке снять что-нибудь поскромнее, я этого не исключаю, – говорит режиссер. – Но мне будет нужен превосходный сценарий, чтобы работа над ним не отняла у меня силы, необходимые для создания “Апокалипсиса”».
Так что, гримеры, не убирайте далеко грим для рук. Он еще может понадобиться.
Солнечное пятно
Мутант, могущий впитывать и испускать солнечный свет, Солнечное пятно едва не попал в «Первый класс». В сиквеле, однако, для него место нашлось – среди друзей Китти Прайд из будущего. «Я в жизни никогда так не развлекался, – рассказывает Адан Канто. – Я кидался магмой и вопил что есть мочи». Канто – мексиканец, но его герой, как и в комиксах, из Бразилии. «Мне придется туго, если меня заставят говорить на португальском! – смеется он. – Это ведь не мой язык».
Китти Прайд
Вскоре после «Последней битвы» Эллен Пейдж была номинирована на «Оскар» за «Джуно». Однако она без колебаний вернулась к образу Китти, которая может проходить сквозь твердые объекты и протаскивать вместе с собой других. «Мне было 18 лет, когда я снималась в первом фильме, – вспоминает Пейдж. – Я не могла упустить свой шанс». В новой картине главная задача Китти – отправить Росомаху в прошлое. «Я во многих сценах просто сижу и держу голову Хью в руках, – смеется она. – Хорошо, что он согласился провести столько времени в такой позе!»
Айсмен
Один из актеров первой трилогии, Шон Эшмор так привязался к Бобби Джейку (он же ходячая ледышка Айсмен), что озвучил этого персонажа в мультсериале «Отряд супергероев». «Мне не нужно было вспоминать, как играть Бобби Дрейка, – смеется актер, рассказывая, как вновь входил в образ. – Я уже играю его 13-14 лет. Я решил изобразить его как взрослого мужика, почти солдата». И поэтому он с бородой? «Ну, он попал в такой переплет, что не всегда может побриться». Логично.
Колосс
На фотографии он в человеческом облике, но Петр Распутин также может превращаться в «органический металл», что делает его суперсильным и почти неуничтожимым. Дэниел Кадмор играет русского здоровяка (с американским акцентом – «Брайан никогда не настаивает на точности акцентов!») со времени «Людей Икс 2». У Колосса много поклонников, но прежде ему почти не уделялось внимания. Кадмор (пробовавшийся на главные роли в «Возвращении Супермена» и «Человеке из стали») обещает, что в новой картине это изменится. «Он теперь лучший защитник и больший герой, чем прежде. Мне это очень нравится, и я надеюсь, что фаны тоже это оценят».
Зверь
«Говорить в образе Зверя на сей раз было не так трудно, как раньше, – рассказывает Николас Холт, сыгравший гениального и синекожего ученого Хэнка Маккоя. – На слух я как помесь Клинта Иствуда с канадским певцом Майклом Бубле». Большой поклонник Людей Икс, Холт в первый же день съемок снялся с Хью Джекменом. «Казалось, что я заснул перед телевизором с фильмом о мутантах и внезапно проснулся в таком кино». К сожалению, на камео Келси Греммера, сыгравшего Зверя в третьих «Людях Икс», рассчитывать не стоит. «Хэнк не уверен, доживет ли он до 2023 года. А Логан не очень искусен в сообщении плохих новостей…»
Разрушитель
«У меня небольшая роль, – рассказывает Лукас Тилл о своем возвращении к образу Алекса Саммерса из “Первого класса”, который в сиквеле служит в американской армии. – Многих актеров в продолжение не пригласили. Мне повезло». Циклопа – брата Разрушителя – в первой трилогии также постоянно оттесняли в сторону, так что теперь студия должна снять фильм о Саммерсах, чтобы восстановить справедливость. Тилл смеется: «Дайте людям то, чего они хотят!»
Жаба
Убитый Холли Берри в «Людях Икс», склизкий злодей Жаба ненадолго вернулся на экран, чтобы изобразить армейского мутанта в 1973 году. «Вы скоро узнаете, на что он способен, – обещает нью-йоркский театральный актер Эван Йонигкайт. – Я пока только расправляю свои жабьи лапы!»
Ртуть
«Я знал, что он очень быстрый и что у него серебряные волосы», – рассказывает Эван Питерс о Ртути. Но этот герой – не просто самый быстрый человек в мире с модной прической. Во-первых, у него «приятный» характер. «Все люди кажутся ему медлительными, и он этого не скрывает. Он немного нетерпелив». Во-вторых, его отец – Магнето. «Когда мы впервые встретимся, в фильме будет момент в духе “Я вас знаю?”», – смеется Питерс. В-третьих, Ртуть также будет во вторых «Мстителях», где его сыграет Аарон Тейлор-Джонсон. Кто выиграет гонку между Питерсом и Тейлор-Джонсоном? «Наверно, Супермен», – дипломатично отвечает актер.
Бишоп
Последний из четверки «свежих лиц» 2023 года, Бишоп – воин из далекого будущего, который переместился в прошлое и попал из огня в полымя. «Будущее Бишопа апокалиптично и хаотично. Там все время идет война, так что он знает, что делать на фронте! – смеется француз Омар Си, прославившийся благодаря комедии “1+1”. – Он неразговорчив и вечно сердит». Ну разумеется.
Уильям Страйкер
Уже третий по счету экранный Уильям Страйкер (ненавидящий мутантов военный, который наделил Росомаху металлическим скелетом), Джош Хелман принял эстафетную палочку у Брайана Кокса и Дэнни Хьюстона. «Если бы я мог выбирать, я бы выбрал Кокса», – признается австралиец. Новый Страйкер – правая рука Траска. «Это начало его образования, – рассказывает Хелман. – Он очень умен…»
Мистер Злодей
Питер Динклейдж рассказывает о Боливаре Траске
«Я бы не стал сравнивать его с Гитлером, – говорит Питер Динклейдж о своем персонаже, злодее “Дней минувшего будущего” Боливаре Траске. – Сыграв его, я начал ему сочувствовать. Гитлеру же сочувствовать невозможно… Траск верит, что то, что он делает, спасет мир».
Хотя Динклейдж не хочет проводить параллели между величайшим чудовищем XX века и комиксным злодеем, очевидно, что эти параллели существуют (оба мегаломаньяка хотели стереть с лица земли целую нацию людей, и они оба носили усы) и что они неслучайны. Ведь «Дни минувшего будущего» – это, в сущности, вариация на тему знаменитой моральной дилеммы: если бы вы могли перенестись в прошлое и убить Гитлера, решились бы вы это сделать?
«Как ни странно, Траск – миролюб. Он считает, что люди вечно будут воевать друг с другом, пока не объединятся вокруг общего врага, – рассуждает Брайан Сингер, который уже не раз затрагивал в своих лентах тему Гитлера и нацистского обращения с евреями. – Гитлер хотел объединить темные силы Европы, сделав евреев козлами отпущения. Траск пытается сделать то же самое с мутантами».
Динклейдж не из тех, кто сразу приходит в голову, когда вы ищите актера на роль современного злодея. Он более всего известен по роли Тириона Лэннистера в фэнтези-телесериале «Игра престолов» – интригана, но едва ли не самого добродушного персонажа шоу. Кроме того, Динклейдж – самый в мире известный актер-карлик, а Траск в комиксах – человек обычного роста. Однако Сингер не раз демонстрировал, что нестандартно мыслит, когда подбирает звезд, и он увидел в Динклейдже нечто такое, что сделало его в глазах режиссера идеальным Траском – яростно целеустремленным аутсайдером. «Я большой его поклонник, – рассказывает режиссер. – И мне кажется, что из-за его роста его всю жизнь недооценивали. Траск говорит в нашей картине – не знаю, правда, войдет ли это в окончательный монтаж, – что “меня всегда недооценивали, так что не недооценивайте этих тварей“».
Динклейдж не любит обсуждать свой рост – «да, я 135 см ростом, но моя жизнь этим не ограничивается», – но он признает, что тоже так думает о своем персонаже. «Когда я играю такую роль, мне приходится думать о подобных вещах, – рассказывает он по телефону из своего дома в Нью-Йорке. – Не хочу жаловаться, но из-за моей карликовости я тоже отчасти мутант. Я не могу управлять металлом и все такое, но мне есть за что себя не любить. И я думаю, что Траск ненавидит мутантов, потому что в глубине души презирает себя. Простите, что возвращаюсь к Гитлеру, но он ведь не был рослым блондином-арийцем. Он был низкого роста, странно выглядел. И он носил смешные усы!»
Кстати, пышные усы Динклейджа в роли Траска – не накладка, а его собственная растительность. «Я рос в 1970-е, и я часто видел фотографии моего отца с усами. У меня в фильме были почти такие же, – рассказывает актер. – И волосы на голове – это не парик. Укладка феном, и вуаля!»
Звезда Динклейджа начала восходить в 2003 году, когда Том Маккарти дал ему роль в «Станционном смотрителе» (в том же году актер предложил Уиллу Ферреллу сыграть в «Эльфе»: «Назови меня эльфом еще один раз!»), но по-настоящему он прославился лишь после появления в «Игре престолов». На прошлогоднем Комик-Коне, где собрались многие знаменитые звезды «Людей Икс», Динклейджа встречали особенно бурно.
«Это идеальное сочетание», – говорит он о том, что играет сразу в двух популярных сериалах. И его поклонники встречаются даже среди его экранных партнеров. «Джен Лоуренс оказалась большой фанаткой “Игры престолов”. Она и ее подруга вечно расспрашивают меня о том, что будет дальше, а потом затыкают уши, потому что не хотят слышать ответы! Я, конечно, все равно бы им ничего не рассказал, но мне нравится их подкалывать…»
Герой из героев
На протяжении семи картин Росомаха в исполнении Хью Джекмена был точкой опоры «Людей Икс». Теперь он подумывает об уходе из цикла…
Хью Джекмен провел сотни дней в гриме Росомахи, но он до сих пор отлично помнит свой первый день. «На 100%. Каждую секунду», – говорит актер. В основном, потому что первая попытка логанизации его волос прошла столь неудачно, что Брайан Сингер на день прекратил съемки. Впрочем, когда он все же вернулся на площадку, легче работать ему не стало.
«Я должен был произнести фразу: “Где она?” Это был мой первый американский фильм, и я стоял в коридоре и исступленно повторял: “Где, где, где, где она, она, она…” Каждый раз, когда я вижу эту сцену, у меня руки покрываются потом от того, что я тогда пережил. Это было мое боевое крещение».
У Джекмена не было права на ошибку, хотя он заменил Дугрея Скотта так поздно, что чуть не опоздал к началу работы. Скотт, который должен был стать Росомахой, играл злодея во втором фильме «Миссия невыполнима», и когда съемки этой картины затянулись, стало ясно, что звезду надо заменять. «Я должна была принять решение, – вспоминает Лорен Шулер-Доннер. – Иначе нас бы закрыли, мы бы не смогли снять фильм. Так что я сказала: “Придется его уволить”».
К счастью, Шулер-Доннер знала, кто может его заменить. Она видела пленку с записью прослушивания молодого австралийского актера, и хотя Брайан Сингер уже отверг Джекмена, интуиция подсказывала ей, что режиссер ошибся. «Я настояла на том, чтобы они встретились в Торонто, – рассказывает продюсер. – В харизме Хью есть что-то магическое. Когда он рядом с вами, вас так к нему и тянет. У Дугрея этого, по-моему, нет. И его Росомаха был бы хуже. Конечно, теперь он никогда больше не согласится со мной работать, но я не против!»
С тех пор прошло 14 лет, и «Дни минувшего будущего» – уже седьмая картина Джекмена в роли Росомахи. Он единственный актер, который засветился во всех фильмах о Людях Икс, что сделало его C-3PO цикла. «Мне нравится быть в этом клубе, – смеется Джекмен. – Я лично предпочитаю R2-D2, но мне нравится быть C-3PO».
«Дни» предоставили Джекмену уникальную возможность сыграть двух разных Логанов – моложавого бродягу с костяными когтями из 1970-х и умудренного опытом, седеющего воина из 2023 года. «Это интересное приключение для Росомахи, потому что он начинает фильм в будущем и затем возвращается в прошлое, – рассказывает Джекмен. – Высокоразвитый герой, он переносится во времена, когда еще не был так развит. И хорошо, что у него есть седина. Это напоминает зрителям, что он понемногу стареет, хотя и выглядит всего на пять лет старше. И это значит, что я и в 80 лет смогу его играть. И в 500 лет тоже!»
Интересная проговорка. Когда EMPIRE в августе в первый раз общался с Джекменом, 44-летний актер прозрачно намекал, что может повесить когти на гвоздь («Если это последний фильм, то у нас получился достойный финал»). Однако к тому времени, когда мы вновь с ним связались в конце ноября, Fox объявила о начале работы над сиквелом «Росомахи». Мы потребовали разъяснений и получили их. «Я не против этого, и я готов рассматривать предложения, но я еще ничего не подписывал, – объяснил Джекмен. – Если я сочту, что новый сценарий слабее “Росомахи”, я откажусь от съемок».
Джекмена явно заботит то, что он, в отличие от своего персонажа, меняется с течением времени. Когда Даррен Аронофски работал режиссером фильма «Росомаха: Бессмертный» (режиссер ушел из картины, чтобы поставить «Ноя»), он предлагал весьма необычные решения этой проблемы. «У Даррена была отличная идея, которую мы попробовали, но не смогли реализовать, – вспоминает Джекмен. – Когда человека ранят, у него на всю жизнь остается шрам. Так почему же у Росомахи нет шрамов? Хотя на нем все заживает, шрамы все же должны оставаться, и со временем он должен целиком ими покрыться. Даррен представлял себе такого полностью обезображенного Росомаху».
Если вы думаете, что это странно… «Конечно, он должен был в финале погибнуть, потому что это фильм Даррена!» – смеется Шулер-Доннер. Она изгибает бровь, отлично зная, что это было бы трудно протащить мимо Fox. Особенно во время работы над «Днями минувшего будущего». «Но мы могли бы попытаться…»
Джекмен знает, что он не может вечно играть Росомаху, и он не хочет доиграться до Роджера Мура в «Виде на убийство». «Рано или поздно мне придется передать эстафету, – говорит он. – Я обожаю этого персонажа, но наступит время, когда уйти будет лучше, чем остаться. Этот фильм был бы отличным финалом – я не хотел бы закончить на минорной ноте».
Сможет ли Джекмен спокойно смотреть, как кто-то другой – может быть, Том Харди или даже Дугрей Скотт – наденет его когти и будет рычать за Канаду? «Да, конечно. Я, наверно, буду деланно великодушным – “А, он блестяще сыграл!” – но я смирюсь с тем, что меня заменили. А тот, кого они наймут, скажет: “Ну наконец-то я могу сыграть этого героя так, как надо. Долговязый австралиец? Что за чушь!”»
Наградоносицы
Лауреатки «Оскара» рассказывают о своем участии в «Днях минувшего будущего»
Комиксные экранизации – не самый уважаемый жанр, однако они всегда привлекали увешанных наградами звезд. Вспомните игравших в «Супермене» Хэкмена и Брандо или снимавшихся в нолановской Бэт-трилогии Бейла, Кейна, Олдмена и Леджера. «Дни минувшего будущего», однако, превзошли даже эти знаменитые ленты. В них снимались – загибайте пальцы – два номинанта «Оскара» (Йен МакКеллен, Хью Джекмен) и одна номинантка (Эллен Пейдж), четырехкратный номинант «Эмми» (Патрик Стюарт) и, наконец, две лауреатки «Оскара» (их было бы трое, если бы Анну Пакуин не вырезали из картины)…
Расписание съемок «Дней» было составлено так, что Холли Берри и Дженнифер Лоуренс ни разу не пересеклись в Монреале. Поэтому Шторм («лучшая актриса» за «Бал монстров» в 2002 году) и молодая Мистик («лучшая актриса» за «Мой парень – псих» в 2013 году) впервые встретились на Комик-Коне в прошлом июле.
«Я с удовольствием познакомилась с Дженнифер, – рассказывает Берри. – Мы довольно долго общались. Мне это очень понравилось». Лоуренс рассказывает об этом в своем фирменном стиле: «Мы с Холли познакомились несколько лет назад, но потом обе об этом забыли, так что во второй раз как бы познакомились снова. Она такая красивая, что я хотела вмазать ей по лицу». О да. И мы почти уверены, что они не обсуждали свои «Оскары». «О боже, нет! – смеется Берри. – К счастью, мы обе не пижонки, которые ходят и хвастаются “Оскарами”». Лоуренс соглашается: «Считайте это моими словами. Вырежьте их и вставьте в мое интервью».
Участие Лоуренс в «Днях» никогда не подвергалось сомнению, так как актриса теперь стала суперзвездой (после «Первого класса» она удостоилась «Оскара» и добавила к своему резюме «Голодные игры»), и так как она в свое время подписала контракт на три фильма («Кто-нибудь спрашивал мое мнение? Нет. Они сказали: “Вот, держи сценарий, и увидимся через месяц”»). Берри – другое дело. Она в последний раз играла белокурую повелительницу погоды Ороро Монро семь лет назад. И она считала, что ее Икс-жизнь давно закончена.
«Мы все считали, что трилогия себя исчерпала и что пора двигаться дальше», – рассказывает Берри. А так как «сольную» картину о Шторм никто не планировал («По-моему, образ Шторм был недостаточно развит и раскрыт, чтобы оправдать создание о ней фильма»), актриса не собиралась вновь надевать геройский плащ.
Тем не менее Сингер ей позвонил, и Берри ответила. «Я не могла подвести цикл и моих коллег», – объясняет она. Но если во вторых и третьих «Людях Икс» Шторм была в центре событий, то в «Днях» Шторм, вместе с другими выжившими мутантами отбивающая атаки Стражей, – лишь вспомогательный персонаж. Берри провела на площадке всего две недели – меньше, чем планировалось изначально. «Я забеременела во время составления расписания, так что я должна была завершить съемки до того, как это стало заметно, – объясняет звезда. – И, кажется, мою роль из-за этого сократили».
Напротив, роль Мистик была увеличена. Но даже всемирная слава не дает актеру право делать все, что он хочет. EMPIRE предложил Лоуренс представить, что она является на съемки с «Оскаром» в руках и объявляет, что больше не хочет носить синий грим. «Я с удовольствием бы это сделала, если бы это имело смысл для моей героини, – смеется звезда. – Но в этой картине я в основном играю в облике ящерицы. Она гордится своей мутацией и не стесняется ее».
Лоуренс общалась с EMPIRE в воскресенье. Это должен был быть ее выходной после долгой череды съемок в последней серии (сериях) «Голодных игр», но вместо этого она подписывала постеры и давала нам интервью. «Ничего, это я виновата, – смеется она. – Я стараюсь выкроить для себя небольшие передышки. Но после завершения “Голодных игр” я на год отключу телефон». А как же «Люди Икс: Апокалипсис»? «Пусть снимают дублершу и пририсовывают ей мое лицо!».