21 апреля свое 66-летие отмечает Энди МакДауэлл — одна из самых нежных актрис Голливуда образца 90-х годов. Наряду с Мег Райан и Джулией Робертс МакДауэлл — признанная звезда романтического жанра («Четыре свадьбы и одни похороны», «День сурка») и менее заметная, но не менее талантливая фигура независимого кино («Секс, ложь и видео», «Спасти Хэррисона»). В честь дня рождения любимой актрисы вспоминаем семь самых запоминающихся фильмов с ее участием.
Дебютная режиссерская работа американского вундеркинда Стивена Содерберга и по совместительству один из самых неожиданных победителей Каннского кинофестиваля 1989 года стал если не венцом, то определенно украшением фильмографии Энди МакДауэлл, которая долгие годы не выходила из амплуа «девчонки из соседнего двора». В психологической драме Содерберга ей досталась роль Энн — супруги успешного адвоката (Питер Галлахер), глубоко неудовлетворенной своей личной жизнью. Энн смутно ощущает, что за идеальным фасадом ее семейного счастья прячется пустота, которую она не в силах спрятать ни от себя, ни от мужа. В поисках ответов на вопросы Энн сближается с новым соседом — странноватым Грэмом (Джеймс Спейдер), а он, в свою очередь, знакомит ее со своим тайным хобби брать «интимные» интервью у женщин и записывать их на камеру. «Секс, ложь и видео» — первый фильм МакДауэлл, в котором она смогла раскрыться как удивительно тонкая и проницательная актриса (номинация на «Золотой глобус» — очевидное тому подтверждение), способная открыто, но без лишнего надрыва говорить на темы, о которых в приличном обществе принято молчать.
Великая комедия Гарольда Рэмиса «День сурка» была бы тенью самой себя без участия актрисы. На первый взгляд присутствие Энди МакДауэлл в кадре кажется опциональным. В фильме она играет Риту Хансон, нового продюсера Фила Коннорса (Билл Мюррей) — ведущего, который застрял во временной петле. На протяжении всего сюжета именно Рита — неотъемлемый свидетель странных трансформаций Фила, изо дня в день они становятся все более сумасшедшими и непредсказуемыми. Персонаж МакДауэлл — то самое «чеховское ружье», которое появляется на протяжении всего фильма, но стреляет лишь под конец. Стабильно теплая и открытая Рита помогает Филу выйти из тисков бесконечной моральной деградации, пробуждая в нем лучшие чувства и желание жить не для, а вопреки сложившейся ситуации. МакДауэлл, как обладательница самой обворожительной улыбки в истории Голливуда, справляется с этой ролью блестяще. Так, будто была для нее создана изначально.
Еще одна весьма яркая роль МакДауэлл в культовом коммерческом кино. «Четыре свадьбы и одни похороны» — нетленная романтика от мастера жанра Ричарда Кёртиса, которая может составить достойную конкуренцию «Ноттинг-Хилл» и «Реальной любви». Сюжет разворачивается вокруг неуклюжего британца (Хью Грант) и загадочной американки (МакДауэлл), они постоянно встречаются то на свадьбах, то на похоронах. Внутреннее взаимодействие героев, попадающих в нестандартные и довольно забавные ситуации, — эмоциональное ядро фильма, которое поддерживается за счет харизмы и невероятной популярности выбранных актеров. Британский холодок Гранта смягчается врожденной теплотой МакДауэлл, она в очередной раз создает удивительно мягкий и красивый образ, дарящий зрителям вдохновение.
Мало кто знает о том, что в начале 90-х годов Энди МакДауэлл успела сняться у легенды американского кино Роберта Олтмена. «Короткий монтаж» — не самая известная, но довольно примечательная работа Олтмена, основанная на произведениях мастера литературного минимализма Раймонда Карвера. Как и многие другие фильма Олтмена, «Короткие рассказы» представляют собой деликатное сочетание комедии и драмы, экзистенциальных размышлений и ироничных поворотов судьбы. МакДауэлл играет Энн Финниган — женщину, чей сын погиб в результате автомобильной аварии. Без лишнего пафоса МакДауэлл изображает портрет человека, сломленного разрушительными событиями жизни, но не теряющего связующей нити с реальностью, гармонично вплетая свою героиню в общее настроение картины о трансформациях общества рубежа XX века.
Творческая коллаборация Энди МакДауэлл и Гарольда Рамиса принесла миру не только «День сурка», но и менее известную, но довольно примечательную научно-фантастическую комедию «Множество». В этом фильме партнером МакДауэлл выступил другой легендарный актер, Майкл Китон. По сюжету персонаж Китона — инженер-строитель Даг Кинни — решается клонировать самого себя из-за тотальной нехватки времени, но слишком увлекается в процессе, создавая все больше и больше идентичных копий. Как и «День сурка», «Множество» не лишено психологизма и самоиронии, однако значительно уступает комедии с Биллом Мюрреем в юморе. МакДауэлл играет жену главного героя Лору — женщина постепенно разочаровывается в Даге, который стремится взвалить всю ответственность за свою жизнь на клонов. МакДауэлл придает Лоре нужный оттенок комедийности, вытаскивает ее из образа «правильной» жены и дарит зрителям несколько уморительно смешных сцен, ненадолго отправляя в тень персонажа Китона.
Еще один фильм великого американского режиссера. Романтическая комедия «Вид на жительство» тихо исчезла в небытии под натиском скандальных новостей о личной жизни Жерара Депардье, что, впрочем, ценности фильма никак не умаляет, даже наоборот. События «Вида на жительство» разворачиваются вокруг французского эмигранта Жоржа (Депардье) и американки Бронте (МакДауэлл), которые вынуждены заключить фиктивный брак. Когда положением Жоржа начинают интересоваться иммиграционные службы, герои пытаются чуть лучше узнать друг друга, чтобы доказать комиссии свою искренность. По заветам ромкома фиктивные отношения постепенно превращаются в реальные, а взаимовыгодное сотрудничество – в настоящую любовь. МакДауэлл подходит к роли Бронте с особым изяществом, бережно акцентируя лучшие детали ее личности, чтобы не только комиссия, но и зрители смогли поверить в зарождающиеся чувства.
Независимая драма «Нация мечтателей» – своего рода скрытый бриллиант фильмографии Энди МакДауэлл, несмотря на то что ее роль в общем хронометраже достаточно незначительна. Сюжет «Нации мечтателей» разворачивается вокруг 17-летней Кэролайн (Кэт Деннингс), которая крутит роман с одноклассником Терстоном (Рис Томпсон) и учителем английского мистером Андерсоном (Джош Лукас). МакДауэлл досталась роль матери Терстона, эмоционально вовлеченной в любовные переживания подростка. И, несмотря на ограниченное время на экране, МакДауэлл успевает обогатить своего персонажа ощущением некоего бэкграунда, о котором было бы неплохо снять отдельный фильм. Способность вселить искру жизни даже в самого маленького и незначительно для сюжета персонажа — идеальное мерило таланта актера, с которым МакДауэлл справляется с присущим ей лоском.