Плоский и пафосный панегирик первой операции американского спецназа в Афганистане после терактов 11 сентября 2001 года
В 2001 году капитан американского спецназа Митч Нельсон (Крис Хемсворт) переходит из своего подразделения на штабную работу. Однако после сентябрьских терактов он не может отсиживаться в тылу. Митч возвращается в родной отряд и вместе с одиннадцатью бойцами улетает в Афганистан, чтобы принять участие в первой американской миссии против талибов и Аль-Каиды. Капитану приказывают влиться в армию афганского генерала Дустума (Навид Негабан), воюющего с талибами, и поддержать наступление, наводя бомбардировщики на вражеские позиции. Из-за скорого наступления зимы у новоиспеченных союзников есть всего три недели на переход через горы и взятие ключевого города Мазари-Шариф. А так как машины по горным тропам проехать не могут, то выросшему на ферме Нельсону приходится учить своих подчиненных езде верхом.
Когда американцы в 2001 году отправились воевать в Афганистан, многие страны их поняли и поддержали. Теракты 11 сентября заслуживали жесткого ответа. С тех пор США совершили немало военных ошибок и преступлений, и в самой Америке многие задаются вопросом, почему их армия все еще в Афганистане. Однако если не рассматривать нынешнюю афганскую войну как единое целое, то можно выделить то время, когда американский гнев был праведным, и рассуждать о героизме западных бойцов безо всяких политических оговорок.
Как вы уже догадались, именно этим занимается датский режиссер Николай Фьюлси в своем голливудском дебюте, который спродюсировал Джерри Брукхаймер. Основанная на реальных событиях пафосная «Кавалерия» воспевает американских спецназовцев с куда большим придыханием, чем то, с которым в России снимают фильмы о Великой Отечественной войне.
На экране Митч Нельсон и его парни предстают рыцарями без страха и упрека, которые блестяще знают свое дело, героически выполняют свой долг, не совершают никаких военных преступлений, не страдают от посттравматического синдрома, трогательно скучают по семьям и еще успевают переживать за афганских детей. «Апокалипсис сегодня»? Нет, что вы, как можно! Это совсем другая война с совсем другими американцами! Неидеальной человечности в спецназовцах ровно столько, чтобы они не казались каменными истуканами, и ни каплей больше.
Не довольствуясь правдоподобным восхвалением парней, которые, судя по всем отзывам и свидетельствам, действительно держались молодцом, «Кавалерия» быстро уходит в мир «Рэмбо 3» и с типично голливудской спесью изображает, как американцы практически в одиночку побеждают талибов. Герои скачут на конях на вражеские позиции и танки, в упор расстреливают противников, почти не получая ранений, и ведут за собой слабосильную союзную орду. Генерал Дустум показан в том же стиле, в каком обычно изображают индейских вождей, – то есть как колоритный и непонятный тип, который говорит загадками и, кажется, больше хочет умереть, чем победить. Он хитер и храбр, и он отлично знает местность, но Нельсон постепенно становится мозгом и сердцем его армии, и в финале кажется, что генерал пожинает плоды чужой победы.
Естественно, это чудовищное преувеличение. Реальные американцы в армии Дустума только координировали действия разрозненных союзных частей и наводили авиацию. В прямые боестолкновения они почти не вступали – как из чувства самосохранения, так и по настоянию Дустума. Генералу нужны были американские наводчики, а не пехотинцы или кавалеристы. И в конечном итоге Мазари-Шариф взяли афганцы при поддержке американцев, а не наоборот.
Из-за того как в фильме показаны главные герои, лента смотрится не как военная драма и даже не как военный боевик, а как экранизация видеоигры – внешне эффектная, но драматургически плоская, глубоко не трогающая. При этом до «зашкаливающего» и изобретательного экшена в духе того же «Рэмбо 3» и современных блокбастеров картина не дотягивает, поскольку претендует на правдивость. А так как лента еще и длится более двух часов и прославляет армию, которую мы в России не очень любим, то получить от «Кавалерии» большое удовольствие может лишь тот, кто живет ради военного кино. Хотя актеры в фильме харизматичные, природа впечатляющая, операторская работа качественная, и почти все жанровые «галочки» в сценарии расставлены.
С 8 марта в кино.