Медлительная высокобюджетная сказка, убеждающая в пользе и осмысленности переселения зловредных народов
Малышка Софи (Руби Барнхилл) живет в лондонском сиротском приюте. Девочка страдает бессонницей, и однажды ночью она замечает огромного пожилого великана, который бродит по городским улицам. Великан также замечает бодрствующую Софи, и он похищает ее и уносит девочку в страну великанов. Там Софи обнаруживает, что все остальные великаны куда выше ростом, чем ее похититель, и что они проникают в ее мир, чтобы пожирать детей. Напротив, новый знакомый девочки питается лишь растениями, и он бродит по человеческому миру, чтобы дарить детям добрые сны. Со временем Софи и маленький великан становятся лучшими друзьями, и она уговаривает его показаться людским властям и помочь им отделаться от злобных великанов, чтобы те никогда больше не похищали и не ели малышей.
В 1830-х годах американские власти насильно переселили десятки тысяч индейцев с юго-востока страны в глубь континента, на территорию нынешнего штата Оклахома. Это переселение получило название «Дорога слез», потому что тысячи индейцев погибли в пути – и это не считая тех, кто умер на новом месте, не сумев приспособиться к чужой земле. Был ли прав президент Эндрю Джексон, когда подписал правительственный акт, положивший начало переселению? По этому поводу есть разные точки зрения. Но судя по тому, что физиономия Джексона красуется на 20-долларовой купюре, американское правительство ценит достижения бывшего лидера, а не стесняется их. Да, руки Джексона по локоть в крови, но сколько американцев сейчас живет на территориях, которые некогда занимала горстка «дикарей»!
Казалось бы, видный голливудский либерал Стивен Спилберг должен быть против подобных политических актов, нарушающих все мыслимые права человека. Но, видимо, на индейцев либерализм Спилберга не распространяется. Ведь режиссер выпускает в мировой прокат высокобюджетную экранизацию популярной сказки Роальда Даля (автора книги «Чарли и шоколадная фабрика»), мораль которой со всей определенностью гласит: «Если рядом с вами живет злобный и примитивный народ, который причиняет вам много страданий, то надо собрать всех этих людишек и выселить их туда, где они не смогут никому вредить. Оставить на родной земле можно будет лишь тех, кто предаст соплеменников и поможет с переселением».
Да-да, «Большой и добрый великан» лишь кажется сюсипусечной историей о дружбе огромного существа с маленькой девочкой. Дружба в фильме, разумеется, есть, но прежде всего «Великан» – жесткая политическая аллегория, оправдывающая не только «Дорогу слез», но и сталинские депортации крымских татар и чеченцев, послевоенное выдворение немцев из Центральной Европы… И прочие примеры того, как власти наказывали целые народы за их реальные или вымышленные преступления. Кто бы мог подумать, что Спилберг в душе сталинист…
Также картина в полной мере раскрывает тему «быдла» и «небыдла». Трудно не узнать в новом друге Софи советского диссидента или постсоветского либерала – из числа тех, кто сотрудничает с западными правительствами в надежде, что иностранцы избавят Россию от агрессивно-послушного большинства и позволят высоколобому меньшинству спокойно жить и процветать. Плюс за сотрудничество можно получить бочку варенья и корзину печенья. Это не цитата из Аркадия Гайдара – когда великан и Софи попадают на прием к британской королеве и убеждают ее в существовании великанской угрозы, монархиня угощает их чайными сладостями.
Может быть, мы преувеличиваем и приписываем фильму и книге то, чего там нет? Чтобы проверить себя, мы обратились к западным пособиям для родителей и учителей, подробно разбирающим популярные детские сказки, и обнаружили там, например, предложение обсудить с детьми гуманизм Софи и великана. Ведь протагонисты могли бы просто уничтожить великанов-каннибалов. А они придумали план, гарантирующий злодеям жизнь в специально отведенном гетто. Какие добрые, заботливые герои! Они даже добрее, чем нацисты во время холокоста!
Конечно, Софи и великана можно понять. Пожирание детей – страшное преступление, заслуживающее сурового наказания. Но когда волшебная сказка рассказывает историю о преступлении и наказании целого народа, то не важно, насколько эта история морально обоснованна. Важно, что она внедряет в детское сознание очень опасный способ мышления. Ведь если вы не видите ничего плохого в коллективном наказании нации, то дело лишь за тем, чтобы СМИ убедили вас в злодействе соседей. Поэтому, когда читаешь такие книги, как сказка Даля, многое понимаешь в западной международной политике. Ядовитые семена дают ядовитые всходы.
Что еще есть в картине? Весьма обаятельные главные герои, баснословное количество не особенно убедительной компьютерной графики (динозавры в «Парке Юрского периода» были достовернее, чем великаны в новом фильме Спилберга), по-стариковски медлительное действие, пара драматичных экшен-сцен в середине повествования, несколько умеренно «волшебных» фрагментов, не достойных завязать шнурки у подлинно магических лент вроде «Бесконечной истории» и «Лабиринта»… Пожалуй, лучшая составляющая фильма – забавная дислексия великана, из-за которой он вечно перевирает слова и придумывает новые. Отличная работа российских переводчиков!
А вот над чередой шуток про пуканье смеяться совсем не хочется. Неужели великий Спилберг и его команда не могли придумать ничего забавнее и приличнее? Впрочем, на фоне того, что «Великан» пропагандирует, пуканье людей и великанов – несущественная мелочь.
С 30 июня в кино.