В каждом киножанре есть свои штампы, и голливудские (а теперь и российские) фильмы-катастрофы не исключение. Из картины в картину мы видим примерно одних и тех же персонажей, схожие ситуации, наизусть знакомые сюжетные повороты…
В каждом киножанре есть свои штампы, и голливудские (а теперь и российские) фильмы-катастрофы не исключение. Из картины в картину мы видим примерно одних и тех же персонажей, схожие ситуации, наизусть знакомые сюжетные повороты… Не избежал этих штампов и новый российский хит «Экипаж». Нам это так надоело, что мы составили перечень из десяти самых раздражающих клише и снабдили его примерами фильмов, где эти штампы представлены.
Президент США произносит речь
Если экранная катастрофа столь масштабна, что она затрагивает главу американского государства, то у президента отличные шансы сказать пафосную речь. Ведь для этого он и нужен – чтобы разглагольствовать перед телезрителями или выступать на публике, пока более сведущие и талантливые люди спасают положение! Нет, мы не против того, чтобы политики занимались своим делом. Но почему с речами в голливудских фильмах почти всегда выступают американцы? Во многих случаях было бы логичнее, чтобы перед планетой выступил глава ООН. А чем плох президент России? Он тоже может выступить по бумажке…
Дети и собаки бессмертны
Теория эволюции учит нас, что выживают только самые приспособленные. Это относится и к реальным катастрофам, где наилучшие шансы у тех, кто здоровее, сильнее, смекалистей. Казалось бы, при таком раскладе дети и домашние собаки должны быть обречены на смерть. Но нет – в фильмах-катастрофах они практически бессмертны. Какой бы армагеддон ни разворачивался на экране, маленькие дети и маленькие собачки фигурально, а порой и буквально выходят сухими из воды. Даже если по дороге к спасению теряют родителей и хозяев.
Уничтожение достопримечательностей
Где лучше всего находиться в начале глобальной экранной катастрофы? Правильно – подальше от достопримечательностей. Чем дальше, тем лучше. Не важно, уничтожают Землю разумные враги или силы природы – они всегда первым делом бьют по Белому дому, небоскребам Нью-Йорка, Эйфелевой башне, Кремлю и так далее. Видимо, у них отличные путеводители! Это такое популярное клише, что некоторые фильмы на родственные темы от него «танцуют». Например, в недавней постапокалиптической фантастической ленте «5-я волна» главная героиня выжила во время нападения пришельцев, поскольку жила в безвестном американском захолустье, а не где-нибудь поблизости от статуи Свободы.
Кто-то жертвует собой
Масштабные трагедии приводят к множеству бессмысленных жертв, но сценаристам этого недостаточно. Они любят, чтобы в дополнение к смертям случайным кто-то погиб нарочно, пожертвовав собой ради близких, друзей или даже первых встречных. Как правило, это персонаж в возрасте, и обычно ему или ей есть что искупить своей смертью. Но все равно – нужно ли умножать мрачность и трагизм в и без того печальной истории? Все-таки фильмы-катастрофы – это не военное кино.
Бегство от лавы
Когда из-под земли или из вулкана начинает извергаться раскаленная лава, она обычно движется медленно, и бегство от нее кажется вполне возможным. Беги со всех ног, и никакой вулкан тебя не достанет! Многие герои так спасаются от смерти. Но почему в таком случае столько людей погибло в древнеримских Помпеях? На самом деле извержение лавы – не изолированное событие. Оно сопровождается множеством не менее опасных природных явлений, среди которых стремительно распространяющееся перегретое облако из раскаленной пыли и горячих газов. Оно движется с колоссальной скоростью и убивает все живое на своем пути. По расчетам ученых, во время античного извержения Везувия это облако неслось со скоростью 700 километров в час. У тех, кого оно накрыло, не было ни единого шанса, и они погибли задолго до того, как до них доползла лава. Так что если вы рядом с вулканом во время извержения и на вас нет огнеупорного костюма, вы даже не успеете расписаться в завещании.
Атомное спасение
Ядерное оружие придумано для того, чтобы делать больно целым нациям. Но, оказывается, им также можно спасать Землю. К планете летит метеорит? Взорвите его! Ядро планеты перестало вращаться? Взорвите и его! И так далее, и тому подобное, даже если это бред с научной точки зрения. Что интересно, с гарантией бомбы помогают только против природных катаклизмов. Если конец света пытаются устроить инопланетяне, то против них атомное оружие зачастую бессильно. Хотя было бы логичнее, если бы в кино все обстояло наоборот – бомбы чаще бы убивали живых врагов, чем природных.
Один ученый знает правду
Современная наука устроена так, что сделать уникальное открытие на основе уникальных наблюдений почти невозможно. По крайней мере, когда речь идет о глобальных проблемах. Если куда-то стоит направить измерительные приборы, то их направляют ученые всего мира. И многие из них заметят, если происходит что-то необычное, и сделают логичные выводы из случившегося. Но, конечно, для кинодраматургии куда интереснее, если всего один ученый заметит проблему и если никто не будет ему верить, пока катастрофа не начнется.
Мирись, мирись!
В чем смысл масштабных природных трагедий? Если верить фильмам-катастрофам – в том, что они сводят вместе поссорившихся родных и влюбленных. Мол, общие испытания помогают людям забыть прошлые обиды и осознать, что они должны быть вместе. Действительно, иногда так бывает. Но, согласитесь, есть что-то очень циничное в том, чтобы устраивать конец света и убивать десятки, сотни, тысячи людей лишь ради того, чтобы Джон и Джуди или Вася и Маша в финале страстно поцеловались.
Люди-злодеи
Фильмам-катастрофам не нужны люди-злодеи. У героев хватает проблем с природными катаклизмами и вторжениями пришельцев, и им очень трудно спастись, даже когда все они заодно. Но кино любит, чтобы у «плохих парней» были человеческие физиономии, и потому в фильмах-катастрофах не всегда, но регулярно появляются «редиски», которых не любят главные герои и которых зрители тоже должны ненавидеть или презирать. Хотя в таком кино это кажется исключительно мелочным.
«Это случилось раньше, чем мы рассчитывали»
Грандиозные природные события, затрагивающие всю планету, не случаются внезапно. «Очень быстро» в применении к ним растягивается на годы и десятилетия и без особых затруднений просчитывается учеными. Если, конечно, действие происходит в современном мире, а не во времена первобытных людей, которые не могли, например, предсказывать циклы глобальных потеплений и похолоданий. Но годы и десятилетия – это слишком долго для нетерпеливых сценаристов, и потому слова «это случилось быстрее, чем мы рассчитывали» стали одним из самых популярных клише этого жанра.