В этом наградном сезоне сиквелы чувствуют себя уверенно: «Топ ган: Мэверик» и «Аватар: Путь воды» – два громких продолжения, которые борются за статуэтку в категории «лучший фильм». К интересной расстановке номинантов мы вспомнили продолжения, которые претендовали на главную оскаровскую премию, а порой ее и получали.
Ленту Лео МакКери запомнили как первый в истории фильм-сиквел, получивший номинацию на «Оскар» (дело было в далеком 1946 году). Продолжая не менее известную драму «Иду своим путем», фильм рассказывает о жизни и соперничестве монахини и священника – с Бингом Кросби в роли отца и Ингрид Бергман в образе сестры Марии Бенедикт. Этот обаятельный рождественский фильм был снят в пору, когда сиквелы все еще были редкостью в кинопроизводстве. Правда, дотянуться до основной награды у ленты не получилось, так как статуэтку за лучший фильм взял «Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера. Но исторический прецедент успешного и обласканного академиками сиквела уже был создан.
А вот под продолжением копполовского «Крестного отца» можно действительно проводить черту – в 1975 году лента стала первым сиквелом, удостоившимся премии «Оскар» за лучший фильм. «Крестный отец» – двукратная история оскароносного шествия: за два года до выхода продолжения Коппола уже получал дивиденды от экранизации романа Марио Пьюзо, а сиквел благополучно продолжил линию успеха – история о молодых годах Корлеоне покончила с расхожим стереотипом о том, что в одну воронку снаряд дважды не залетает (и второй фильм – это совсем не приговор франшизе). Тем более что лента пронеслась по 11 номинациям, выиграв в шести главных («лучший фильм», «лучшая мужская роль второго плана», «лучшая режиссура», «лучший адаптированный сценарий», «лучший саундтрек» и «лучшие декорации»).
Распространенность сиквелов в категории «лучший фильм» пришлась на начало 2000-х, когда Питер Джексон взялся за эпическую сагу о Средиземье. Надо сказать, «Властелин колец» – частый гость на оскаровских мероприятиях (еще «Братство кольца» номинировали на «лучший фильм» в 2002 году), подобная же судьба ожидала и продолжения. Сиквел по известному произведению Толкиена не смог выиграть премию за лучший фильм (все лавры отошли ретро-мюзиклу «Чикаго»), однако это послужило лишь тропой к дальнейшему победоносному шествию франшизы. Спустя год «Возвращение короля» – кульминация эпической саги – забрала статуэтку за лучший фильм и установила рекорд по количеству побед (11 «Оскаров»). Предыдущие триумфаторы, «Титаник» и «Бен-Гур», нервно позавидовали новому конкуренту.
Анимационные триквелы крайне редко выделяются, выступая бледной тенью первозданного шедевра. Но этот случай явно не про третью «Историю игрушек» – редкое и самобытное произведение, которое обзавелось целым рядом почетных статусов: это и самый кассовый проект 2010 года, и лауреат «Оскара» за лучший анимационный фильм, и в целом обладатель аж 5 номинаций, включая номинацию на «лучший фильм» (что для мультипликационного проекта невиданная редкость, до этого подобным могли похвастаться «Красавица и чудовище» и «Вверх»). Третья серия вернула нас к Вуди, Баззу и остальным игрушкам Энди, придав их истории ещё большую эмоциональность. Если бы не безусловный триумф фильма «Король говорит!», то эти милые игрушки явно взяли бы верх, воспользовавшись своим обаянием.
Когда Джордж Миллер возрождал «Безумного Макса», мало кто подозревал, что фильм станет весомым конкурентом в наградном сезоне. Однако в 2016 году сумасбродный нон-стоп-экшен Миллера получил невиданное внимание – многие всерьез даже ставили на то, что академики не пожадничают и наградят четвертую часть апокалиптической франшизы. Вселенной «Безумного Макса» потребовалось более 30 лет, чтобы попасть на большие экраны и наконец получить признание от киноакадемиков. И пусть статуэтку забрал политический триллер «В центре внимания», но мы-то знаем, какой фильм по-настоящему находился в фокусе зрителей.