Неоднозначное сочетание спортивной ленты, романтической комедии и музыкального фильма, которое стоит посмотреть ради ярчайшей игры Александра Петрова
Иркутская девочка Надя мечтает стать фигуристкой. Хотя она начинает заниматься позже, чем ее соперницы, и хотя она теряет мать и остается сиротой на попечении не слишком заботливой тетки, Надя пробивается в школу известного тренера Шаталиной (Мария Аронова) и после упорных тренировок выбивается в звезды. Повзрослев, Надя (Аглая Тарасова) начинает выступать в паре со знаменитым фигуристом Леоновым (Милош Бикович) и добивается международного признания. Но за несколько месяцев до самого престижного состязания девушка неудачно падает и оказывается полупарализованной. Леонов ее бросает, и Надя возвращается в родной Иркутск. Видя, что погруженной в депрессию девушке нужна эмоциональная встряска, чтобы она начала бороться с болезнью, Шаталина сводит Надю с разбитным хоккеистом Сашей (Александр Петров), дисквалифицированным за драку на льду.
Кинодебют – время для погони за одним зайцем, но российский режиссер рекламы и клипов Олег Трофим решил дебютировать как охотник на целый заячий выводок. Его первая полнометражная картина «Лед» – это спортивное кино, мелодрама, романтическая комедия, сказка для взрослых… И еще мюзикл в стиле «караоке» (он же «джукбокс») – то есть персонажи исполняют не специально написанные песни, а популярные в прошлом хиты. Мы знаем этот тип мюзиклов по «Стилягам» и «Мамма Mia!». Что ж, безумству храбрых поем мы песню, но это не значит, что мы закроем глаза на то, что жанры в фильме Трофима наслаиваются и противоречат друг другу.
Как и можно было ожидать от постановщика, набившего руку на клиповых съемках, интеграция музыкальных номеров в «обычное» повествование в «Льде» очень логичная. Трофим сделал песни персонажей усложненной вариацией на тему традиционного для спортивного кино музыкально-тренировочного монтажа. То есть если Рокки просто бегает под музыку, то маленькая Надя на тренировках еще и поет. Аналогично вплетены в фильм романтические музыкальные номера. Это хорошая идея, которая немного проигрывает только из-за того, что пение звезд картины отнюдь не оперное, и людям с отличным музыкальным слухом оно может причинить боль. Впрочем, тем, кто чувствителен к слабому пению, в кинотеатры ходить вовсе не рекомендуется.
Напротив, спортивное кино и романтическая комедия в «Льде» не стыкуются никак. Фильм разваливается на две половинки. Его первая часть рассказывает, как маленькая Надя, несмотря ни на что, пробивается через тернии к звездам и демонстрирует то несгибаемое упорство и запредельную мотивацию, которые отличают больших звезд от соперников-неудачников. Но когда героиня вырастает, фильм не уделяет почти никакого внимания ее триумфам и превращает Надю в игрушку судьбы и воли близких.
В самом деле, как должна героиня спортивного кино реагировать на страшную травму? Мы только что видели это в «Движении вверх». Никакого нытья, минимум депрессии – нужно бороться до последнего. Надя же опускает руки и отдает сценарное лидерство Саше, который с этого момента принимает все важные сюжетные решения. Он буквально тащит девушку к победе над болезнью, а затем своими поступками определяет финал, в то время как Наде остается лишь ошарашенно реагировать на происходящее.
Почему «ошарашенно»? Потому что Саша – человек-фейерверк. Его энергия, его обаяние, его юмор бьют через край и заливают экран. Мы и раньше знали, что Александр Петров отлично играет нагловатых и мужественных парней, уверенных в своей неотразимости и неуязвимости. Однако в «Льде» он выдал шоу высшей пробы. Смотреть на него любо-дорого. Но где при этом главная героиня? На периферии, в тени Саши. Это не «Секс по дружбе» – романтическая комедия с равноценно яркими партнерами. Наде нечем ответить на блеск хоккеиста, и это, конечно, промах не актрисы, а режиссера и сценаристов, которые фактически предали героиню, превратили лидера в ведомую.
В остальном, впрочем, картина удачна. Танцы на льду красиво сняты (хотя реальные выступления суперзвезд смотрятся лучше), много остроумных шуток, замечательные актеры второго плана, убедительные визуальные эффекты… Обескураживают лишь съемки на льду Байкала, которые совершенно не передают размаха одного из величайших озер планеты. Конечно, «Лед» – не видовое кино, и Байкал для его повествования не так важен, как, скажем, для фильма с Сергеем Безруковым «Млечный путь». Но если уж группа слетала в Иркутск, то стоило снять Байкал поуважительнее. Не так уж часто он попадает на большой экран. Это, конечно, придирка, но хочется, чтобы в нашем кино было поменьше проблем, которые довольно легко исправить.
В общем, понравится ли вам «Лед», зависит от того, ради чего вы придете в кино. Если ради отжигов Петрова, танцев на льду, массовых музыкальных сцен и красивых съемок, то фильм вас порадует. Если же в первую очередь вы ждете спортивную историю и кино о не сдающейся фигуристке, то вы обнаружите, что авторы фильма на вас не ориентировались.
С 14 февраля в кино.