Масштабное погружение в атмосферу 80-х, как бытовую, так и культурологическую, можно было бы назвать идеальным, если бы не скомканный финал и не слишком внятные некоторые сюжетные линии
1983 год. На небольшой городок на севере США, где раньше не случалось происшествий страшнее нападения совы на человека, за пару дней обрушивается целая лавина таинственных событий. Сперва по дороге домой бесследно пропадает подросток, затем прямо с вечеринки исчезает девушка, в придорожное кафе забредает странная девочка без имени, а повара, ее обнаружившего, утром находят убитым, ко всему этому активизировалась работа ученых и военных в расположенной неподалеку секретной лаборатории. Пока полиция, никогда не сталкивавшаяся ни с чем подобным, бездействует, семья пропавшего мальчишки, несколько его друзей и пытливая старшеклассница начинают собственное расследование. Однако обнаруженные ими доказательства неслучайности происходящего невозможно объяснить привычной логикой.
Было бы опрометчиво полагать, что только в России практически повально недовольны современным состоянием кинематографа и телевидения, живут исключительно прошлыми достижениями и в укор любой новинке приводят в пример разнообразных «Кавказских пленниц», «Доживем до понедельника» и «Семнадцать мгновений весны», многозначительно причмокивая: «Вот раньше снимать умели, а сейчас…» За рубежом таких «ностальгистов» тоже предостаточно – у любого периода истории найдется добрая армия ревностных поклонников. У любителей 80-х армия наиболее велика, ведь в нее входят те, кто в то время был ребенком или подростком, кто попал под «каток» «Звездных войн», «Зловещих мертвецов» и «Инопланетянина», а сейчас дожил до пятого десятка и управляет не только своей жизнью, но и жизнью других. Как таким не порадеть? Вот и выпускает Netflix сериал «Очень странные дела», адресованный тем, кто воспитывался на классических хоррорах и приключениях 1980-х, но стоит ли на это шоу обратить внимание остальным?
Однозначно лишним просмотр «Очень странных дел» не будет. Даже если вы не поклонник смешения мистики, ужасов, приключений и черной комедии, если многочисленные постеры на стенах в домах героев вам ни о чем не говорят, если саундтрек сериала вы слышите впервые, то шоу легко может вас увлечь хотя бы как оригинальная и добротно рассказанная история. По крайней мере, первая половина сериала достаточно крепко сделана, чтобы зритель мог прильнуть к экрану и не отрываться до поздней ночи.
Разумеется, если «Нечто», «Останься со мной», «Балбесы», «Звездный путь», «Оно», игра «Подземелья и драконы» и масса других отсылок к масскульту эпохи для вас не пустой звук и вы отличаете «Полтергейст» от «Тумана», то сериал может доставить гораздо больше удовольствия – количество небольших цитат, упоминаний фильмов, музыки и игр на квадратный сантиметр экранного пространства здесь просто зашкаливает. Но и отстраненного зрителя заправка не должна разочаровать – люди со сверхъестественными способностями, параллельные миры, зловещие эксперименты, дружба, влюбленность, материнский инстинкт – в «Очень странные дела» «впихнуто невпихуемое», здесь есть почти все, что привлекает подростков в таком кино, которое им пока не позволено смотреть.
Однако в этом винегрете есть и ингредиенты с горчинкой, хотя и проявляется эта «горечь» ближе к финалу. Проистекает дискомфорт из стартовых преимуществ: набор штампов и цитат не смог породить достойный оригинальный финал, целая россыпь загадок, манящая в первых эпизодах, в конце не была разрешена, наконец, старательная балансировка между взрослым содержанием и детской непосредственностью привела к невнятному ступору концовки – для хоррора пресно, для приключений скучно, для детского фильма перебор.
Не то чтобы зрителя после просмотра охватило разочарование, но ощущения ваши будут полностью зависеть от вашего отношения к той самой классике, на которую опираются создатели сериала: если считаете кино 80-х важной вехой в формировании современного искусства, вам может показаться неуклюжей попытка братьев Даффер быть «святее» Спилберга и Карпентера. При этом дух прошлого сериалу очень идет – наивная игра детей заставляет улыбнуться, Вайнона Райдер в новом образе не портит обедни, второй план колоритен и заборист. Но от шлейфа вторичности никуда не деться, и есть только один способ от него отделаться – считать все происходящее дорогостоящим масштабным стебом, который может себе позволить Netflix, не зависящий от рейтингов и аудитории.
Впрочем, подобную смелость студии стоит даже поощрять – ведь без дерзости Netflix мы вряд ли увидели бы «Сорвиголову» и «Джессику Джонс». «Очень странные дела» можно считать пробным шаром в фантастике и приключениях, и если это так, то шаг удался, теперь дело за полноценным увлекательным научно-фантастическим сериалом, таким, который заткнул бы за пояс эти ваши «стартреки» и «звездные врата».