За полувековую историю «бондианы» как только не менялись фильмы об Агенте 007: они притворялись хичкоковскими триллерами, заходили на территорию кунг-фу боевиков и «Звездных войн», добавляли элементы бадди-муви и очень явно пытались повторить формулу супергеройских блокбастеров. Одно оставалось неизменным — в каждой из 25 частей играет не только культовая тема Бонда, но и специально записанная песня, улавливающая или, наоборот, задающая настроение фильму.
К выходу «Не время умирать» мы послушали все песни, записанные для фильмов «бондианы» (и даже больше!), и выбрали из них 10 лучших.
В 80-х Бонда штормило: если в начале десятилетия создатели пытались сделать из него нового Индиану Джонса («Осьминожка»), то в конце ушли в подражание модному в тот момент сериалу «Полиция Майами. Отдел нравов», который ловил ставший впоследствии фирменным вайб 80-х. На фильме это отразилось неоднозначно, зато музыкальная тема получилась смелой: вместо привычной для серии оркестровой музыки с упором на струнные создатели рискнули представить отвечающую духу времени размеренную и меланхоличную соул-балладу, записанную с синтезаторами и бэк-вокалом.
Песня Garbage — это отличный пример того, как скрестить современное (в данном случае альтернативный рок 90-х) звучание с классическими для серии музыкальными мотивами и глубоким вокалом. Еще одна уникальная деталь — мрачная лирика песни, будто написанной с позиции бондовского злодея. «И целого мира мало» заслуживает статуса проходной части серии, как и большинство фильмов с Пирсом Броснаном в роли Агента 007, но тема Garbage достойна большего признания.
Билли Айлиш немного не повезло: она выпустила песню через пару недель после своего сенсационного триумфа на церемонии вручения премии «Грэмми», где она выиграла аж пять наград. Взбешенные карьерными успехами Айлиш хейтеры попросту не стали вслушиваться в выпущенную песню, раскритиковав ее за монотонность. После этого началась пандемия и постоянные переносы самого фильма, поэтому только сейчас, через полтора года после релиза песни, многие слушают No Time to Die без оглядки на хайп вокруг Айлиш. Будем надеяться, что в этой «монотонной» песне они смогут расслышать и дань уважения классической бондовской музыке, и повышенную уязвимость, ставшую визитной карточкой эпохи Бонда Дэниела Крейга.
Если у Garbage можно услышать влияние важнейшего для эпохи альтернативного рока, то в песне Нэнси Синатры слышны ноты психоделики, которая меняла музыку во второй половине 60-х. You Only Live Twice — это вроде бы классическая для первых фильмов серии оркестровая музыка, но благодаря чувственному голосу Синатры и японским мотивам (там разворачиваются события фильма) получается сюрреалистическая и полная меланхолии баллада, которая превращает Бонда из остроумного и непробиваемого суперагента в одержимого ошибками прошлого и сомнениями человека.
С песней Nobody Does It Better получается странная ситуация: если слушать ее отдельно, то она вообще не вызывает ассоциаций ни с Бондом, ни с любым другим блокбастером. Учитывая, что песня Карли Саймон стала первой в истории «бондианы», которая не носит название фильма, то можно предположить, что многие в 1977-м и правда слушали Nobody Does It Better как лиричную поп-балладу. Впрочем, если послушать ее со вступительной заставкой фильма «Шпион, который меня любил», то все встанет на свои места: это уникальная, но отлично подходящая для франшизы песня, которая будто представляет нам «бондиану» как элегантную драму, а не шпионский боевик.
Первый фильм с Роджером Муром в роли Агента 007, «Живи и дай умереть», скрестил «бондиану» с блэксплотейшном и представил наркотики как одну из главных угроз мировой безопасности. При этом песня Пола и Линды МакКартни не отвечает заданному жанру и предлагает некую сборную солянку, которая даже на бумаге звучит странно: Live and Let Die начинается как размеренная баллада, на середине превращается в регги, а заканчивается рок-оперой с очень запоминающимся гитарным риффом. Что 40 лет назад, что сейчас такая песня на вступительных титрах фильма о Джеймсе Бонде выглядит дико — впрочем, здесь дело не только в радикальности Live and Let Die, это действительно отличная песня, которая задает настроение всему фильму.
Понятно, что, как и любая звучавшая из каждого утюга попса, Skyfall многим надоела, но что поделать, это не только блестящая и западающая в душу песня, отлично работающая в отрыве от франшизы, но и в первую очередь настраивающая зрителя на одну из самых мрачных частей серии тема. Вкупе со вступительным эпизодом, где Бонда по ошибке подстреливает коллега из MI-6, и анимационным интро, в котором герой буквально опускается на дно, песня Адель дает сокрушительный эффект.
Ширли Бэсси до сих пор останется единственной исполнительницей, которая записала больше одной темы для фильмов о Бонде. Более того, любая из трех ее песен могла быть в этом топе, но мы решили остановиться на Diamonds Are Forever — заводной и запоминающейся фанк-песне с мощным вокалом, которая затмила все, что было в последнем для Шона Коннери фильме о Бонде.
Официальной музыкальной темой фильма «007: Спектр» является Writing's on the Wall Сэма Смита — эмоциональная, но все же блеклая песня. Другое дело работа группы Radiohead, которую продюсеры попросили написать песню для фильма до Смита. Те прервали работу над альбомом A Moon Shaped Pool и записали одноименный трек Spectre, от которого, однако, было решено отказаться из-за «слишком мрачного тона». Что ж, так и есть, это и правда зловещая и крайне депрессивная (если не сравнивать с остальными песнями Radiohead) работа, которая тем не менее идеально накладывается на подходящее по настроению интро фильма, который, конечно, не заслуживает такой чувственной песни.
You Know My Name — это одна из самых критикуемых и неоднозначных тем «бондианы», поэтому первое место в подборке кого-то может озадачить. Продюсеры «бондианы» никогда не были консервативны и по возможности старались экспериментировать с заглавной темой, но даже так песня Корнелла выбивается из всего, что было записано ранее. Сейчас, 15 лет спустя, становится понятно, в чем ее главная сила.
Из-за выбора Дэниела Крейга на роль Бонда ребуту франшизы, «Казино “Рояль”», предрекали провал, поэтому радикальная, громкая рок-песня You Know My Name на вступительных титрах — это такой ответ хейтерам и дополнительный повод для критики. Позже Бонд Крейга станет сломленным, ошибающимся сотрудником, не выдерживающим сравнения с молодыми коллегами, но здесь он еще харизматичный и нарушающий правила агент, всегда идущий до конца. Песня Корнелла работает не только как дерзкое представление Крейга, но и как визитная карточка самого образа Бонда: не важно, кто его играет в этот раз, главное — вы знаете его имя.