«Королевами крика» называют актрис с амплуа вечной жертвы: в кино они изображают девушек, преследуемых маньяком или мифическим монстром. Чаще всего «королев крика» можно увидеть в хорроре и его поджанрах: слэшере, сплэттере, боди-хорроре, найденной пленке, черной комедии. Статус «королевы крика» в разное время носили Джейми Ли Кертис, Сара Мишель Геллар, Нив Кэмпбелл, Миа Гот, Роуз МакГоуэн, Дженна Ортега, Эмма Робертс, Кристина Риччи. Нередко в контексте «королев крика» всплывает и имя американской актрисы Майки Монро — в отличие от более популярных коллег, она предпочитает сниматься в авторских и независимых картинах. В честь выхода в прокат «Собирателя душ» объясняем, почему ее вклад в хорроры ужасно недооценен.
Она искренне любит фильмы ужасов
После каннского триумфа «Оно», более известного как It Follows, имя Майки Монро какое-то время было у всех на устах. В то время о ее увлечениях было известно не так уж много. В ходе интервью журналу Vogue Майка рассказала о том, что с детства любила смотреть фильмы ужасов, на которые ее, как оказалось, подсадил отец.
«Я буквально выросла на хоррорах. Мой отец очень любил их смотреть и передал это увлечение мне. Есть в них что-то цепляющее. «Сияние», «Кошмар на улице Вязов», «Хэллоуин» просто шедевры», — заявила актриса.
Увлечение хоррорами выросло в настоящее синефильство, которое, в свою очередь, определило будущую профессию Монро. Едва ли детское хобби помогает Майке держаться в кадре или полноценно вживаться в роль. И все же эта деталь делает ее более аутентичной жанру — очевидно, что свои роли Монро выбирает не по долгу, а по любви.
Имеет впечатляющее резюме в жанре
С момента своего дебюта в 2014 году Майка Монро снялась как минимум в девяти фильмах ужасов и поджанрах («В объятьях лжи», «Злодеи», «Вторая половинка», «Наблюдающий»). Большая часть из них имеет довольно высокие оценки на всемирно известном агрегаторе Rotten Tomatoes (чего не всегда скажешь о сборах), исключение составляет разве что нетфликсовский техно-хоррор «Тау», который стал случайной ошибкой в череде бескомпромиссных побед.
Статус «королевы крика» присваивается вне зависимости от успеха актрисы в жанре, однако впечатляющий послужной список Майки явно говорит о том, что она не только любит фильмы ужасов, но и умеет в них разбираться. Для того чтобы выбрать достойный сценарий в таком непредсказуемом жанре, нужно уметь «чувствовать» правильную атмосферу и быстро определять штампы. С чем Майка, по всей видимости, справляется филигранно (давайте просто забудем о существовании «Тау»).
Снялась в лучшем хорроре последнего десятилетия
Впрочем, самым прорывным фильмом Майки Монро до сих пор остается ретро-хоррор Дэвида Роберта Митчелла «Оно» (не путать с одноименной дилогией по роману Стивена Кинга). Премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале в рамках программы «Неделя критики», что само по себе удивительно нетипичное событие как для жанра, так и для самого смотра. На сегодняшний день хорроры стали постоянными гостями Лазурного берега, однако десять лет назад в колыбели авторского кино им не то чтобы выделялось место. Нелишним будет сказать, что «Оно» стало предтечей новой волны постхорроров — фильмов ужасов с более авторским взглядом и социальной проблематикой в контексте — и сформировало новое поколение кинематографистов. Структура повествования «Оно» до сих пор используется во многих современных ужастиках, в том числе в недавней «Улыбке».
Своей сегодняшней карьерой Майка во многом обязана успеху фильма Дэвида Роберта Митчелла, в котором она выступила центровой фигурой. Актерская игра Монро — важная составляющая фильма, без которой он элементарно бы не сложился. Неудивительно, что амплуа «королевы крика» впоследствии село на нее как влитое.
Продвигает независимое кино
В контексте обсуждения голливудских актеров мало кто вспоминает об их вкладе за пределами большого экрана. Имея невероятное влияние и узнаваемость в жанре, Майка Монро могла бы с легкостью уйти в коммерческое кино, подписаться на очередную часть «Крика» или «Техасской резни бензопилой», сделать себе еще более узнаваемое имя, в конце концов заработать много денег. К счастью или нет, но этого так и не произошло. Монро пошла по более извилистому пути жанрового актера, выбирая фильмы от начинающих, но перспективных авторов, которым нужна ее авторитетная поддержка. К таким проектам, например, можно отнести психологический триллер «Наблюдающий» от дебютантки Хлои Окуно. Премьера картины состоялась на фестивале независимого кино «Сандэнс». Благодаря участию Майки «Наблюдающий» быстро привлек зрительское внимание и стал в итоге одним из самых обсуждаемых хорроров 2022 года.
Все это не значит, что Майка Монро избегает сниматься в большом студийном кино. Она никогда не гнушается поэкспериментировать с жанрами («Мои жаркие летние ночи», «5-я волна») и поработать с именитыми режиссерами (Нил Джордан, Ник Кассаветис, Роланд Эммерих). Впрочем, далеко не всегда это сотрудничество заканчивается для нее успешно.
Невероятно предана выбранному амплуа
Редкие вылазки за границы устрашающего не особо влияют на основной курс Майки Монро — жанр ужасов все еще превалирует в ее фильмографии. Недавний анонс «Собирателя душ» от режиссера Оза Перкинса («Февраль», «Гретель и Гензель») доказывает, что актриса не намерена в ближайшем будущем отказываться от выбранного амплуа.
Как показала практика, 20-е годы — прекрасная пора для жанра хоррора, который переживает новый виток популярности. У Монро есть все пути и возможности для того, чтобы не идти на вынужденные компромиссы, выбирая между желаемым и необходимым, — «королевы крика» сейчас на пике популярности. Вслед за Майкой в амплуа «вечной жертвы» вошли Самара Уивинг, Дженна Ортега, Маделин Пэтш — с каждым годом число новых имен только растет, однако сможет ли кто-то из них переплюнуть нашу звездочку? Покажет лишь время.
Чего зря каламбуру пропадать, да?