Сегодня самое время оглянуться на те картины, которые религиозные организации считают достойными вашего внимания
Даже как-то не очень ловко об этом говорить, но католический Ватикан посчитал классический немой фильм ужасов режиссера Фридриха Мурнау «Носферату» вполне богоугодным зрелищем. Мурнау планировал перенести на экран чрезвычайно популярный роман Брэма Стокера о графе Дракуле, но приобрести права на экранизацию не смог, а потому изменил имена героев и детали сюжета. Роль жуткого монстра-кровопийцы Орлока сыграл Макс Шрек, создавший канонический вампирский образ, находясь в кадре всего 9 минут из полуторачасового хронометража. Немигающий стеклянный взгляд вампира пробирал зрителей до мозга костей, однако Ватикан посчитал, что картина вполне достоверно демонстрирует победу сил добра над смертью и мраком.
Одна из самых масштабных постановок немецкого экспрессионизма, многослойная антиутопия «Метрополис» также получила лестные отзывы ватиканского верховенства спустя семь десятков лет после выхода на экраны. Девиз, поставленный в виде эпиграфа режиссером Фрицем Лангом, прекрасно вписывается в нормы христианской морали, да и любой религии вообще: «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Множественные метафоры фильма, такие как создание человека-робота, падение вавилоноподобного Метрополиса, восстание условных рук против разума, превосходно считываются, несмотря на то что фильм подвергся множественным переделкам. Сегодня миру снова доступна полная, почти трехчасовая версия картины, которая в полной мере отображает взгляд на мир Фрица Ланга.
Внимательные читатели вспомнят, что картина Карла Теодора Дрейера фигурировала у нас совсем недавно в противоположном списке – топе картин, Церковью не одобряемых. Действительно, первоначальный выпуск картины в прокат католическим верховенством был резко осужден, Церкви не понравилось приземленное изображение святой мученицы и очеловечивание символа, который стал олицетворением сопротивления несправедливости на долгие времена. Позднее религиозные догматики сменили гнев на милость и даже посчитали, что Рене Фальконетти, исполнившая роль Орлеанской Девы, придала образу необходимые для наилучшего понимания верующими черты характера. Религии тоже нужны герои, почему бы не воспользоваться предоставляемой кинематографом помощью?
Несколько странно видеть в числе фильмов, на которых стоит штемпель «Одобрено Ватиканом», анимационную картину, но кто мы такие, чтобы обсуждать решения Папы? Вряд ли можно назвать другой мультфильм, оказавший на историю кино такое влияние, «Фантазия» Уолта Диснея – безусловный шедевр на века. Музыкальная лента, основанная на произведениях Петра Чайковского, Поля Дюка, Игоря Стравинского и других великолепных композиторов, раскладывается на несколько составляющих и при этом остается неделимым целым, что тоже весьма живописно характеризует крупнейшие религии мира. Сейчас в это сложно поверить, но главным героем ленты вполне мог стать не Микки Маус, а гном из «Белоснежки», ведь популярность классического мышонка сходила в конце 1930-х на нет. Чутье Диснея не подвело – смена ведущего персонажа сыграла ленте только в плюс.
Если главный новогодний телевизионный фильм России никак с религией не связан, то в англоязычных странах в канун Рождества принято смотреть «Эту замечательную жизнь» – картину в высшей степени богоугодную. Главный герой ленты Фрэнка Капры, отчаявшись, решает свести счеты с жизнью в самый канун Рождества, но силами посланного ему в помощь ангела-хранителя обретает понимание, что его существование не так уж и бесполезно. Жизнеутверждающая лента с момента своего выхода в прокат стала служить маяком для всех утративших силы в борьбе с проблемами, герои превратились в культовых, а сюжет с проносящейся перед глазами жизнью теперь используется повсеместно. Сам Капра «Жизнь» считал лучшей картиной в своей карьере, а Ватикан предпочел эту ленту всем другим рождественским историям.
Церкви довольно непросто угодить, даже снимая фильмы на религиозную тематику. Еще меньше шансов имеют фильмы, основанные лишь на каких-то деталях Ветхого и Нового Завета, тем не менее от «Бен-Гура» отмахнуться не смог даже могущественный Ватикан. Роман американского писателя Лью Уоллеса экранизировался неоднократно, но наибольшего признания добился пеплум Уильяма Уайлера. Эпическая история лишь косвенно касается событий Писания, сосредотачиваясь на быте современника Спасителя, скитальца и мученика Иуды Бен-Гура, но при этом фантастически точно передает переломный момент жизни всего человечества – неотвратимое приближение суда Пилата и распятия Христа. Картина первой в истории кино получила 11 золотых статуэток «Оскар» и надолго стала недостижимой вершиной жанра.
Наряду со «Сладкой жизнью» картина Федерико Феллини «Восемь с половиной» сегодня считается вершиной творчества знаменитого итальянского режиссера. Забавно, но неразрывно связанный критиками тандем этих двух фильмов религиозными лидерами разносится на противоположные полюсы восприятия – «Сладкая жизнь» долгое время была запрещена Церковью, а «Восемь с половиной» признан Ватиканом одним из шедевров мирового кино как воодушевляющее произведение искусства. Сам того не подозревая, Феллини задал своей лентой сразу несколько кинематографических течений, которые впоследствии были использованы Тарковским, Бергманом и Антониони. Процесс творения, чудо возникновения авторского полотна, продемонстрированные в картине, стали образцом авторского кино и бескомпромиссных решений на съемочной площадке.
Удивительное единодушие проявили католическая и православная церкви в отношении исторической драмы Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Лента, которая не только рождалась в муках, но и два десятка лет не могла попасть на экраны страны, в которой и для которой была снята, рассказывает в нескольких, казалось бы, не связанных новеллах жизнь Руси начала XV века. Ушедший из монастыря иконописец Андрей Рублев бредет по средневековой Руси, демонстрируя нравы и быт современников. Попутно подвергается испытанию вера талантливого, но необыкновенно ранимого человека. Впервые в советском кинематографе столь пристальное внимание было обращено к истории, религии и вере, лента вызвала огромный интерес по всему миру и была признана одной из лучших картин на религиозную тематику.
Сопротивляться Черным монолитам космической фантастики Стэнли Кубрика не смогли даже религиозные деятели. «2001: Космическая одиссея» – колоссальное полотно, прыжок в будущее, технологический, социальный и, безусловно, духовный. Разбору философской составляющей романа Артура Кларка и основанной на нем ленты Кубрика посвящены тома исследований, но главные слова о внутреннем мире фильма говорит сам режиссер: «Сердцем фильма является понятие Бога». Обычно придирчивые к тому, как Бога демонстрируют на экране, католики не смогли предъявить Кубрику никаких претензий – в фильме высшая форма сознания продемонстрирована в виде калейдоскопа цветов и геометрических фигур. В то же время автор затрагивает тему Мессии, но в такой форме, какая устроила представителей всех религий.
Сколь жесткой ни была бы конкуренция между различными мировыми религиями, некоторые лидеры политической и общественной жизни, повлиявшие на историю всего человечества, становятся почитаемыми символами для всех сторон. Индуист Махатма Ганди, руководитель и идеолог движения за независимость Индии от Британской империи, стал образцом деятеля для всех стран. Картина Ричарда Аттенборо «Ганди», где заглавную роль сыграл Бен Кингсли, наиболее полно и глубоко раскрывает образ одного из величайших борцов за свободу XX века. Ненасильственное сопротивление, провозглашенное Ганди и его сподвижниками, до сегодняшнего дня служит примером для множества правозащитников и активистов, а его действенность признается всеми государственными и религиозными лидерами.
Оставить без внимания такой пласт истории, как покорение Нового Света, было бы непростительной нашей ошибкой, ведь вместе с жаждущими золота конкистадорами и отвоевывающими себе земли поселенцами Атлантику преодолели и иезуиты, несущие свет христианской веры индейцам Центральной и Южной Америки. Лучшей картиной об этом кровавом и неспокойном отрезке истории Ватикан, ревностно относящийся к миссионерам, признал ленту Ролана Жоффе «Миссия». Картина и впрямь весьма атмосферная и впечатляющая, в первую очередь благодаря прекрасным Роберту Де Ниро и Джереми Айронсу, исполнившим главные роли. Борьба за неискушенные души индейцев-гуарани между испанскими и португальскими визитерами превратилась в противостояние, обагренное кровью священников.
Наиболее современным фильмом, удостоившимся места в списке Папы Римского, стала военно-историческая драма Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Ватикан не смутил тот факт, что главными героями картины стали сотни спасенных от неминуемой гибели евреев, а слоганом фильма стала цитата из Талмуда, свода иудейских правил: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир». Картина о немецком промышленнике Оскаре Шиндлере, несколько месяцев вызволявшем из концлагерей пленников и предоставлявшем им кров и работу, находилась в разработке долгие тридцать лет и, возможно, именно поэтому получилась столь дистиллированно точной. Лента не только получила множество наград и стала вершиной драматической карьеры Спилберга, «Список» стал еще и образцом мужества и веры в самом широком их понятии.
Столкновение религий всегда сопровождалось обильным кровопролитием и поломанными судьбами, к сожалению, сегодня мы не намного дальше ушли от своих предков, сражавшихся за веру тысячу лет назад. Конечно, времена изменились, но насколько хрупки эти изменения, можно увидеть хотя бы по фильму Владимира Хотиненко «Мусульманин». Проведший семь лет в афганском плену Николай принял ислам и вернулся в родную деревню истинным мусульманином. Необычное для русской глубинки вероисповедание сначала не вызывает никаких проблем, но постепенно непонятное для души русского человека отношение Николая к деньгам, работе, вере, алкоголю вызывает оторопь, а затем и враждебность. Одна из главных ролей Евгения Миронова и лучшая на сегодняшний день картина, связывающая православие и ислам, нечасто находящие точки соприкосновения.
Долгое время советское кино избегало любых религиозных поползновений, но и сменивший его российский кинематограф не слишком стремился к одухотворенности. Картина Павла Лунгина «Остров», главную роль в которой исполнил Петр Мамонов, стала настоящим открытием для зрителей, оказалось, что вера – это не только пузатые священники в позолоченных одеждах, ведущие службу в богатых храмах, но и скромные старцы, ведущие отшельнический образ жизни в практически непригодных для существования уголках страны. Инок Анатолий долгие годы кается за совершенный много лет назад грех и получает прощение тогда, когда уже почти отчаивается загладить свою вину даже истовыми молитвами и помощью ближним. Картина пришлась по душе православным священникам России и была ими рекомендована для ознакомления всем интересующимся вопросами подлинной веры и истинного раскаяния.
Разделила на два лагеря даже самую верхушку Русской Православной Церкви следующая совместная работа Павла Лунгина и Петра Мамонова – картина «Царь». Историческая драма, описывающая непростые отношения между Иваном Грозным и митрополитом Московским Филиппом, многими была принята в штыки, но все претензии в основном были обращены к тому образу царя, который на экране воплотил Мамонов. Куда меньше вопросов было обращено к Олегу Янковскому, для которого роль Филиппа стала последней в яркой жизни и биографии. Фантастический уровень актерского драматизма был отмечен и критиками, и зрителями, и священнослужителями, которые, даже несмотря на общее отрицательное отношение к фильму, признают, что столь точно и подробно верховные церковные чины в нашем кино еще никто не показывал.