Занятный сравнительный анализ экранной судьбы фильмов "Фаренгейт 9/11" Роджера Мура и "Страсти Христовы" Мела Гибсона провела газета "Нью-Йорк Таймс". Первый особенно популярен в крупнейших городах, причем в кинотеатрах центральных частей мегаполисов -- на Манхэттене, в богемном Лос-Анджелесе, индустриальных центрах Чикаго и Детройта -- у аудитории интеллектуальной, демократически ориентированной и в большинстве неверующей...
Газета "Нью-Йорк Таймс" провела занятный сравнительный анализ экранной судьбы фильмов "Фаренгейт 9/11" Роджера Мура и "Страсти Христовы" Мела Гибсона. Первый особенно популярен в крупнейших городах, причем в кинотеатрах центральных частей мегаполисов – на Манхэттене, в богемном Лос-Анджелесе, индустриальных центрах Чикаго и Детройта – у аудитории интеллектуальной, демократически ориентированной и в большинстве неверующей.
"Страсти Христовы" вызывают особенный ажиотаж у населения окраин, фермерских районов, у публики менее начитанной и культурно развитой и потому более религиозной (Техас, Огайо, Нью-Мехико).
По поводу муровских разоблачений в США сейчас идут ожесточенные дебаты. Мур на обложках журналов – то разъяренный, то блаженно улыбающийся. Его имя не сходит с экранов ТВ. Главный вопрос, который всех волнует, носит почти спортивный характер: может ли простая коробочка с кинопленкой решить ход ноябрьских президентских выборов. Большинство сходится на том, что может. А это значит, что кино способно реально повлиять на ход мировых событий.
Радоваться этому или печалиться – не знаю. Американцам виднее, кого себе выбирать в лидеры, да и в мире Буш не самая любимая фигура. Но даже если фильм сработает на благую цель, останется вопрос о чистоте средств. Победа Мура будет означать, что оружие демагогии обретает в наши дни глобальную силу. И что, скажем, претензии наших телевизионных оракулов кукловодить страной по имени Россия не так уж смешны и беспочвенны, как казалось: мы получим из Америки великолепный пример, когда политически ангажированный экранный публицист может посадить на государственный трон того, кто ему милее.
Так что пример "Фаренгейта" может стать знаковым для целого мира. Он воодушевит авантюристов, активизирует политкиллеров, снова востребует на наши телеэкраны Доренко, Леонтьева, Караулова, и журналисты, овладевшие искусством демагогии, сильно укрепят свое материальное положение. Не мы, а они станут решать, кто будет володеть Москвой, страной, территорией СНГ, и омочим ли мы сапоги в Индийском океане, и сошлем ли инакомыслящих в Магадан.
По свидетельству тех, кто смотрел "Фаренгейт" в американских кинотеатрах, публика, выходя после сеанса, в массе бормочет: и за эту шваль я голосовал? У электората стремительно меняются представления и предпочтения. И это только потому, что толстяк Мур смонтировал кадр с Бушем, который умильно улыбается деткам, с кадрами падающих небоскребов.
Если бы он любил Буша, то смонтировал бы террористическую атаку с кадрами, где президент обращается к потрясенной толпе, едва сдерживая слезы, – зал бы заплакал вместе с ним и укрепился бы в любви к демократам. Все очень легко, как видите.
Этот подвиг и на афишах и в подсознании публики стал в тот же ряд, что храбрая акция Шрэка по уничтожению Драконши или ползучесть "Человека-паука", ищущего справедливости на макушке небоскреба. Схватка Мура с Бушем разворачивается по тем же правилам зрелища, что войны зеленых гоблинов или авантюры ясноглазого Фродо. "Фаренгейт", как скаковая лошадь, идет ноздря в ноздрю с самыми кассовыми блокбастерами, и продюсеры делают крупные ставки: обойдет – не обойдет.
Это значит, шоу-бизнес разинул пасть на реальную жизнь, чтобы сделать ее частью азартной игры в подставы. Только подставы уже не фантастические, а политические.
Кот Том гонится за мышонком Джерри. Джерри прихлопнул Тома дуршлагом. Джерри – в президенты!