Древние замки, загадочный Стоунхендж, белые скалы Дувра… И, конечно, король Артур. Куда же без Артура в фильме о гигантских машинах!
Блокбастерный цикл «Трансформеры» – это поистине международная эпопея. Первую серию разумные роботы провели в Америке, во второй серии добрались до Египта, в третьей серии залетели в бывший СССР, а финал четвертой серии развивался в Гонконге. Теперь, в пятой серии, настало время старой доброй Англии. Древние замки, загадочный Стоунхендж, белые скалы Дувра… И, конечно, король Артур. Куда же без Артура в фильме о гигантских машинах! В полном соответствии с антуражем новой картины она получила название «Трансформеры: Последний рыцарь».
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, где героям приходится противостоять злу без помощи своего могучего вождя Оптимуса Прайма, а история средневековой Британии оказывается тесно связана с историей трансформеров на Земле. Меч короля Артура снова в бою!
Предыстория фильма
Вначале были игрушки, и эти игрушки были японскими. Дальневосточная компания Takara (ныне Takara Tomy) с середины 1970-х выпускала несколько серий игрушечных роботов-трансформеров, которые могли выглядеть как роботы или как обычные земные предметы и машины. Почему это были трансформирующиеся игрушки? Поскольку они были достаточно круты и технически сложны, чтобы их можно было продавать с высокой наценкой и зарабатывать больше, чем на тривиальных модельках. Дизайнером некоторых из этих игрушек был Сёдзи Кавамори, будущий создатель аниме-эпопеи «Макросс» и других хорошо известных на Западе японских мультциклов.
В 1984 году западная игрушечная компания Hasbro впечатлилась трансформерами Takara и купила права на их выпуск. Чтобы не морочить покупателям голову несколькими родственными, но различными модельными линиями, Hasbro решила объединить всех роботов Takara единой мифологией – то есть не переделать игрушки (это очень дорогое удовольствие для трансформера с множеством деталей), а дать им новые названия и сделать их персонажами общей вселенной, чтобы у коллекционеров был повод купить всех роботов из новой «волны».
Разработкой мира «Трансформеров» занимались сотрудники комиксной студии Marvel. Не мудрствуя лукаво они разделили инопланетных роботов на благородных Автоботов (то есть «роботов-машин») и коварных Десептиконов (буквально «коварные обманщики») и придумали для них вечную войну за судьбу Вселенной. Кстати, комиксы Marvel, где все это объяснялось, были частью общего марвеловского мира, и в них тогда участвовал, например, Человек-паук. В дальнейшем, правда, вселенные были разделены, и сейчас невозможна экранная схватка Железного Человека с Оптимусом Праймом, предводителем добряков-Автоботов. Хотя, наверно, кое-кто хотел бы ее увидеть.
Не удовольствовавшись комиксами, Hasbro, Marvel и американская анимационная студия Sunbow Entertainment создали мультсериал «Трансформеры». Рисовался он в основном в Японии и Южной Корее, так что от своих корней проект далеко не отошел. В то время в Америке как раз сняли многие запреты на рекламу в детских программах, и стало выгодно оплачивать создание подобных сериалов, чтобы рекламировать выпускаемые в продажу игрушки. Экранные «Трансформеры» пользовались большим успехом, и они продержались в эфире четыре сезона.
История проекта на этом не завершилась, и он пережил еще немало фаз и итераций, но из «духа времени» «Трансформеры» в 1990-х выпали. Они превратились в развлечение для фанатов, а не для всей юной Америки (и других стран).
Показательно, что когда в начале 2000-х Hasbro решила придать своим игрушкам новый мощный рекламный импульс, она сперва задумалась о создании блокбастера по мотивам вселенной патриотичных игрушечных солдатиков G.I. Joe. Но тогда как раз началась война в Ираке, и боссы студии решили, что не время продвигать зашкаливающий американский милитаризм. Ведь им хотелось выпустить международный кинохит. Так что фильм о солдатах был отложен, а «Трансформеры» запущены в производство в партнерстве со студиями DreamWorks и Paramount. Продюсером картины стал Стивен Спилберг, который не просто числился в титрах, а активно формировал ленту.
Так, именно Спилберг предложил начать путешествие в не особенно правдоподобный мир воюющих роботов с комичными именами со многим понятной и близкой истории о простом парнишке и его первой подержанной машине (которая оказывается замаскированным Автоботом). Спилберг же уговорил возглавить картину режиссера Майкла Бэя, постановщика «Армагеддона», дабы подчеркнуть, что создается не детское кино, а эпический спецэффектный блокбастер для всех, кто в душе хоть немного ребенок и поклонник огромных роботов.
Бэй поначалу не хотел заниматься «Трансформерами», но быстро втянулся и придумал, как сделать кино занятным для зрителей постарше. Частью его стратегии было приглашение на главную женскую роль Меган Фокс, которую Бэй не без основания считал секс-бомбой. Напротив, главную мужскую роль получил молодой комик Шайа ЛаБаф – обаятельный, но отнюдь не модельно красивый. Его задачей было олицетворять комплекс неполноценности многих зрителей.
Первые «Трансформеры» вышли в 2007 году, и они пользовались огромным успехом. При бюджете в 150 миллионов долларов лента собрала почти 710 миллионов и удостоилась трех «технических» номинаций на «Оскар». Оценки критиков были не самыми лестными, но в целом положительными. Картину особенно хвалили за то, как она сочетает апокалиптический размах эффектов с человечностью и юмором основного повествования о подростке и его знакомой красотке, которые внезапно оказываются вовлечены в древнее инопланетное противостояние.
Сценарий второй картины, вышедшей в 2009 году «Трансформеры: Месть падших», уже не хвалили. Сами авторы ленты позднее признали, что опозорились, так как писали сценарий наспех из-за прошедшей в то время продолжительной забастовки Гильдии американских сценаристов. Тем не менее обошедшаяся в 200 миллионов долларов «Месть» собрала 836 миллионов долларов и доказала, что война роботов для публики важнее смысла этой войны. Мол, были бы эффекты эффектными, и не будет других забот.
Между вторым и третьим фильмами проект потерял студию DreamWorks (Paramount и Hasbro полностью взяли цикл на себя) и Меган Фокс, которая, как оказалось, не умеет фильтровать базар и выносит сор из избы. Когда Фокс публично сравнила Бэя с Гитлером, она лишилась работы. Не потому, что Бэй открыто на нее обиделся (он как раз защитил свою болтливую протеже), а потому, что есть вещи, которые голливудская система не прощает. Фокс надеялась, что ее карьера от этого не пострадает, но ее акции резко пошли вниз, и Бэю пришлось ее спасать, взяв на главную женскую роль в «Черепашек-ниндзя».
Третья картина «Трансформеры: Темная сторона Луны» появилась в 2011 году. Она обошлась в 195 миллионов долларов и собрала 1,1 миллиарда долларов – еще одно наглядное подтверждение того, что успех цикла слабо зависит от качества сценария. Последний был оценен выше, чем сценарий «Мести», но ниже, чем сценарий первых «Трансформеров». Отчасти суперуспех третьей части объяснялся ее выпуском в 3D, что позволило увеличить цену билетов.
«Темная сторона Луны» создавалась как завершение трилогии о войне Оптимуса Прайма и его злейшего врага Мегатрона, и Бэй рассчитывал, что его отношения с циклом тоже закончатся. Но студия убедила его снять еще одну картину, которая одновременно продолжала события предыдущих лент и перезапускала цикл, поскольку для четвертой серии были придуманы совершенно новые персонажи-люди.
Чтобы соединить в зале фанатов старшего и младшего поколения, главными героями ленты, получившей название «Трансформеры: Эпоха истребления», стали незадачливый изобретатель средних лет Кейд Йегер, его взрослая дочь Тесса и ее ирландский бойфренд-гонщик. Как и некогда персонаж ЛаБафа, Йегеры случайно встревали в войну машин. Совместные приключения помогали прежде активно конфликтующим родственникам примириться.
Роль Кейда получил Марк Уолберг, который в последние годы стал спецом по изображению обаятельных и мужественных недотеп. Он лучше смотрелся рядом с могучими роботами, чем худосочный ЛаБаф, но не загораживал их, как могло бы случиться, если бы роль Кейда досталась кому-то вроде Сталлоне или Шварценеггера в расцвете сил. Иначе говоря, Уолберг не заставлял спрашивать: «Зачем в фильме еще и положительные роботы? Этот мужик сам победит всех злодеев!»
Существенно изменилась и внутренняя диспозиция ленты. Прежде Автоботы были союзниками американской армии, но после «Темной стороны Луны» отношение властей к добрым роботам ухудшилось настолько, что на Автоботов начали охотиться как на злодеев. Этот поворот появился не только для того, чтобы сделать сюжет драматичнее. Поскольку китайские инвесторы начали активно поддерживать цикл, голливудцы отказались от чрезмерного воспевания американских военных. Китайцы были показаны в фильме с заметно большей симпатией.
«Эпоха истребления» появилась в 2014 году и собрала 1,1 миллиарда долларов при бюджете в 210 миллионов, став самым успешным фильмом года. Критики, однако, порвали ленту в клочья как стая голодных гиен. По почти общему мнению журналистов, «Эпоха» была худшим фильмом в цикле. Опросы зрителей, однако, показали, что у широкой публики к картине больших претензий нет. Ей вновь оказалось достаточно того, что Бэй снял размашистое и драйвовое кино с обилием фантастического и военного экшена. Так что Paramount вновь убедила Бэя остаться у руля (на сей раз точно-точно в последний раз!) и приказала начать работу над пятым эпизодом «Трансформеров», опять с участием Уолберга.
Работа над фильмом
Ко времени публикации колоссальных сборов «Эпохи истребления» стало ясно, что Paramount в основном стоит на двух китах – «Трансформерах» и «Миссия невыполнима». Картины этих циклов так хорошо зарабатывают, что компенсируют прочие, часто не особенно удачные или попросту артхаусные релизы Paramount. Это, конечно, очень неприятная, рискованная ситуация, и студия хотела бы ее исправить. Но пока это не получается, ей приходится ставить все фишки на продолжающиеся успехи «Трансформеров» и «Миссии».
В связи с этим Paramount объявила, что хочет превратить «Трансформеров» в ветвистую эпопею в духе киновселенной Marvel и киновселенной «Звездных войн». Пока что, правда, студия обещает лишь «сольный» фильм с популярным автоботом Бамблби. И так как неясно, что получится из этого замысла, то сейчас основные усилия брошены на продолжение основной эпопеи «Трансформеров».
Тем не менее студия организовала так называемую «сценарную комнату» – регулярный мозговой штурм с участием жанровых авторов, которые призваны предлагать сюжетные идеи для будущих лент цикла. Это обычная практика для телесериалов, когда нужно быстро придумать как можно больше новых эпизодов. Среди прочих в «сценарной комнате» приняли участие лауреат «Оскара» за «Игры разума» Акива Голдсман и создатель «Ходячих мертвецов» Роберт Киркман. Так что не удивляйтесь, если мы увидим на экране электронных зомби-шизофреников…
Голдсман изначально должен был стать основным автором новых «Трансформеров», но так как в Paramount сейчас везде нужен авторитетный сценарист, то он просто физически не смог взять на себя сочинение сценария. Голдсман довольствовался придумыванием нескольких ключевых идей, а основную работу над текстом проделали авторы первого «Железного Человека» Арт Маркум и Мэтт Холлоуэй и примкнувший к ним сценарист военной драмы «Черный Ястреб» Кен Нолан. Соответственно, картина получилась сочетанием комиксно-приключенческого и военного кино.
Почему так? Потому что было решено, что «Эпоха истребления» слишком радикально порвала с персонажами предыдущих картин, что не устроило часть фанатов. В пятой серии это взялись исправить, и на экран в качестве вспомогательных героев вернулись американский военный офицер Уильям Леннокс в исполнении Джоша Дюамеля и бывший агент спецслужб Сеймур Симмонс, вновь сыгранный Джоном Туртурро. В новом фильме Леннокс без особого удовольствия отлавливает своих бывших соратников-Автоботов (отношения властей и роботов после «Эпохи» не наладились), а Симмонс посильно поддерживает роботов, хотя по традиции больше комикует, чем делает что-то полезное. Также мы вновь увидим Гленна Моршауэра в роли генерала, руководящего операциями с роботами и против роботов.
Кого мы в фильме не увидим, так это Тессу Йегер. После «Эпохи» она вместе с бойфрендом уехала учиться в колледж, так что Кейд остался один и стал «профессиональным» спасателем роботов, поодиночке отбивающихся от наседающих людей. Чем не угодила Тесса и сыгравшая ее Никола Пелц? Трудно сказать, но к ней было много претензий после «Эпохи». Вероятно, сценаристы сочли, что сюжетная роль логично завершилась и что нет необходимости удерживать ее на экране. Зато вместо одной выбывшей героини придумали сразу двух новых.
Во время одной из своих спасательных операций Кейд знакомится с латиноамериканской 14-летней сиротой Изабеллой – бесшабашной и колючей оторвой, напоминающей заглавную героиню российской «Стальной бабочки». Изи живет на улице с тех пор, как ее родители погибли во время войны Автоботов и Десептиконов. Она крепко дружит с прячущимися в развалинах роботами и умело их ремонтирует. Иными словами, это типичная неправдоподобная героиня, какую придумывают сценаристы-мужчины, когда им говорят, что картина должна быть хотя бы отчасти феминистской.
Из этой же серии и вторая главная героиня фильма – обладающая несколькими научными степенями британская красотка из Оксфорда Вивиан Уэмбли. На досуге она играет в конное поло, что делает ее отчасти пригодной для динамичных приключений. Эти приключения для Вивиан начинаются, когда ее знакомят со срочно переправленным в Англию Кейдом и объясняют, что героям придется работать вместе, чтобы попытаться спасти мир от очередного апокалиптического плана злобных роботов.
Кто так хорошо знает тайны роботов? Британский аристократ и бывший офицер сэр Эдмунд – последний член тайного общества, которое в Англии и других странах хранило секреты, поведанные роботами Мерлину – тому самому чародею, который был сподвижником короля бриттов Артура. В фильме Мерлин – мошенник, и у него нет магического дара, но прилетевшие на Землю в то время роботы помогают ему и Артуру одержать победу над вторгшимися в страну саксами. Вивиан специализируется по Артуру и Мерлину, и это не единственная причина, по которой сэр Эдмунд привлекает ее к «квесту»… Если Изабелла становится для Кейда чем-то вроде приемной дочери, то Вивиан пикируется с Кейдом, как обычно пикируются персонажи, которым в финале предстоит страстно поцеловаться от избытка романтических чувств.
Роль Уэмбли получила английская актриса Лора Хэддок (Лукреция Донати из сериала «Демоны да Винчи»), Изабеллу сыграла юная американка с перуанскими корнями Изабела Монер, а колоритным сэром Эдмундом стал сам Энтони Хопкинс, не нуждающийся в представлениях. Интересно, что уэльсец довольно редко изображает аристократов – видимо, по британским меркам физиономия у него «народная». Впрочем, сэр Эдмунд – не рафинированный и бесполезный дворянин, а предприимчивый закулисный воротила, так что фильму и не нужен был кто-то, кто покажется неспособным выжить без чая в должное время.
Наконец, Стэнли Туччи снова изобразил бизнесмена Джошуа Джойса из «Эпохи истребления», а британец Лиам Гэрриган, ранее сыгравший короля Артура в сериале «Однажды в сказке», получил эту же роль в новых «Трансформерах». Правда, это два разных Артура. Прежний был злодеем, действующим против главных героев шоу, а новый король – традиционный рыцарь-герой.
А что же трансформеры? В финале «Эпохи истребления» Оптимус Прайм отбывает на поиски остатков разрушенного Кибертона. В новой картине он находит родную планету и попадает под влияние своей властной создательницы Квинтессы, существа из чистой энергии. Когда Оптимус возвращается на Землю, он делает это не так герой, а как злодей. Это не спойлер, поскольку в трейлеры попала схватка Оптимуса с Бамблби, который сохранил верность людям. Понятно, переход Оптимуса на сторону зла становится большой процессорной болью для оставшихся Автоботов.
Мы еще многое могли бы рассказать о диспозиции роботов и о всевозможных планах персонажей фильма, но не будем этого делать. Пусть для вас станет сюрпризом, кому еще из старых и новых кибернетических героев нашлось в сценарии место и как они выглядят в трансформированном виде. Отметим лишь, что двух новых роботов в оригинале озвучили британец Джим Картер (дворецкий Карсон из телесериала «Аббатство Даунтон») и темнокожий французский комик Омар Си из европейского хита «1+1». Легко догадаться, кто их персонажи…
По традиции крупнейших голливудских проектов съемки не начались до того, как продюсеры нашли местные власти, готовые представить группе крупные финансовые льготы в обмен на работу в их краях. В случае новых «Трансформеров», которые, как уже говорилось, получили подзаголовок «Последний рыцарь», контракт был подписан с властями Детройта и штата Мичиган. В обмен на налоговые скидки продюсеры наняли 450 мичиганских специалистов (всего в группе было около 850 человек) и 700 статистов для массовых сцен. Съемки проходили в нескольких исторических кварталах Детройта, а также на сравнительно недавно открытой студии Motown Motion Picture Studios, в павильонах которой прежде снимался блокбастер «Оз: Великий и ужасный».
Кроме того, группа в Западном полушарии снимала в Финиксе, штат Аризона, в Чикаго и даже на Кубе. В Старом Свете голливудцы работали в Англии, Шотландии и Уэльсе, а еще в Ирландии и Норвегии. Среди разных достопримечательностей в объектив попал Стоунхендж, без которого трудно обойтись картине с древними британскими заговорами. Замок сэра Эдмунда снимался в замке Алник в Нортумберленде, первоначально построенном в XI веке. Этот замок можно увидеть и в кино, и на ТВ. Его снимали в «Гарри Поттере» и в «Аббатстве Даунтон».
Родной для Унстона Черчилля Бленхеймский дворец изобразил во флешбэке нацистскую резиденцию времен Второй мировой войны, которую штурмом берут британцы и Автоботы. Это вызвало в британской прессе скандал – мол, «Черчилль в гробу перевернулся, когда узнал, что его родной замок украсили свастикой». Но, конечно, это были высосанные из пальца претензии. Вряд ли Черчилль расстроился бы из-за того, что его «малая родина» немного заработала и напомнила зрителям всего мира о нацистских злодеяниях.
Из-за множества переездов съемки «Последнего рыцаря» растянулись с конца мая до начала декабря 2016 года. Все это время и после съемок над картиной трудилась спецэффектная суперкомпания Industrial Light & Magic, постоянный «дом» спецэффектов «Трансформеров». Неудивительно – в фильме едва ли не в каждом кадре есть спецэффект, и обычно не один…
Персонажи «Трансформеров: Последний рыцарь»
Кейд Йегер – главный герой фильма. Неудачливый американский изобретатель, который переквалифицировался в спасителя роботов. В начале ленты Кейд прочесывает места, где прячутся электрические инопланетяне, и помогает им добраться до убежища в глубинке, на свалке автомобилей. Кейда сыграл Марк Уолберг.
Вивиан Уэмбли – главная героиня фильма. Британская красавица-профессор из Оксфорда, Уэмбли специализируется на мифах о короле Артуре и Мерлине. По ходу действия она обнаруживает, что это отнюдь не мифы и что их содержание имеет отношение к будущей судьбе Земли. Вивиан сыграла Лора Хэддок.
Сэр Эдмунд – пожилой британский аристократ и последний член тайной международной организации, некогда основанной Мерлином. Сэр Эдмунд хранит древние секреты трансформеров и использует их, когда судьба Земли повисает на волоске. Это эксцентричный и энергичный человек, которому после целой жизни ожидания не терпится что-нибудь предпринять. Сэра Эдмунда сыграл Энтони Хопкинс.
Изабелла – 14-летняя уличная сирота, которую находит Кейд во время одной из своих вылазок. После гибели родителей девочка живет среди роботов. Она умело их ремонтирует, и с ними ей приятнее, чем с людьми. Изабеллу сыграла Изабела Монер.
Уильям Леннокс – бывший американский военный, который теперь сражается в правительственном отряде, отлавливающем роботов. Уильяму не нравится воевать против бывших соратников, и он все еще лучшего мнения об Автоботах, чем его сослуживцы. Но приказ есть приказ… Уильяма сыграл Джон Дюамель.
Оптимус Прайм – предводитель Автоботов, который оставил своих товарищей и Землю, чтобы найти родной Кибертрон. Когда Оптимус возвращается из своего странствия, он делает это как настроенный против людей злодей, а не как защищающий человечество герой. Оптимус превращается в мощный грузовик марки Western Star.
Бамблби – ближайший соратник Оптимуса Прайма, который остается на Земле, когда его командир улетает в космос. В отличие от Оптимуса, Бамблби сохраняет верность людям. Он превращается в Chevrolet Camaro.
Ожидания
Окупить рекордный для цикла бюджет в 260 миллионов долларов будет непросто. Но если судить по прошлым сборам цикла, то «Последний рыцарь» с этой задачей легко справится. Вопрос лишь в том, не устали ли зрители от эпопеи о бесконечной войне роботов и в какой степени публика приняла нового протагониста-человека. Прежде к Кейду был интерес как к новичку. Теперь же Марк Уолберг должен доказать, что он не хуже Шайа ЛаБафа, который три серии удерживал внимание публики.
Если мы до конца не уверены, что с «Последним рыцарем» ничего плохого не случится, то Paramount изо всех сил планирует триумф. Студия уже планирует шестую серию цикла, которая выйдет в 2019 году, и корпит над «сольной» лентой о Бамблби – она появился уже на будущий год, в 2018-м. Если так пойдет дальше, то «Трансформеров» будет столько, что их некуда будет девать. Ну, а если зрители все-таки устали от Оптимуса Прайма и прочих, то Paramount будет иметь бледный вид – надежного запасного плана у студии сейчас нет. Вот как вредно складывать все яйца в одну корзину! Даже если эта корзина такая эффектная, как «Трансформеры» Майкла Бэя.