Уникальный набор любопытнейших рисованных работ – разнообразных по стилистике и жанрам, но одинаково необычных и увлекательных
Анимационные фильмы не обязательно должны стоить десятки миллионов долларов и длиться по два часа, порой и в короткой, выполненной в манере набросков истории можно рассказать и показать многое. Хотите узнать о том, как живется человеку, чьи глаза видят прошлое и настоящее, но не принимают настоящее? Интересуетесь жизнью птичек на берегу океана? Готовы принять картину взросления, упакованную в четырехминутную поездку на автомобиле? Способны сопереживать человеку, готовящемуся к пересадке печени? Знаете, что может вернуть к жизни человека, считающего себя виновным в гибели отца? Смотрите сборник номинированных на «Оскар» коротких мультфильмов – в них кроются глубины, которым можно только позавидовать…
Оскаровский короткий анимационный метр – стихия, с одной стороны, обделенная вниманием, а с другой – одна из самых для нас значимых, российские проекты неоднократно выдвигались на соискание престижной премии в этой категории и даже одерживали в гонке победу. Это ли не повод оценить, что, в какой форме, какими средствами демонстрировали художники в 2016 году, чем завоевывали они интерес критиков, как очаровывали сердца зрителей? Такая возможность есть, в российский прокат выходит сборник лент, номинированных на «Оскар», каждая выполнена в особой технике, у каждой своя душа, в каждой свой ни на что не похожий рассказ, волшебная история, для которой карандаши и краски подходят лучше живых актеров.
Канадская картина «Слепая Вайша» рассказывает удивительную притчу о девочке, родившейся с необъяснимым пороком зрения: один ее глаз видел только прошлое, а второй – исключительно будущее. Не имея возможности постичь настоящее и жить, как другие люди, Вайша в какой-то момент решает избавиться от одного из глаз. Выполненная в стиле линогравюры картина находится в постоянном движении – известный мультипликатор Теодор Ушев не дает сюжету замедлиться ни на секунду. Однако его новаторская манера и слегка авангардистский стиль могут не каждому зрителю оказаться по вкусу. «Вайша» кажется самой мрачной историей в сборнике.
Семиминутная зарисовка «Одолженное время» интересна прежде всего тем, что снята она в рамках особой программы студии Pixar, которая позволяет авторам делать независимые картины, используя мощности анимационного гиганта. «Одолженное время» рассказывает о преклонных лет шерифе с Дикого Запада, который всю жизнь возвращается к событиям, в результате которых он потерял отца. В попытке покончить с тяжкими думами он внезапно обнаруживает причины жить дальше. Лента получилась грустной, даже трагичной, но вполне жизнеутверждающей – именно на таких картинах ощущаешь порывы свежего воздуха и желание жить.
Самым продолжительным и, пожалуй, наиболее драматичным в сборнике является автобиографический фильм «Грушевый сидр и сигареты» канадского постановщика Роберта Вэлли. Автор рассказывает о своем друге детства, который при всех данных ему талантах и шансах умудрился растратить себя на пустяки и погибнуть в сравнительно раннем возрасте. Вэлли настолько проникся историей Техно Стайпса, что не только сделал анимационную картину, но и выпустил графический роман, где рассказал о всех злоключениях, выпавших на долю его друга. Экспрессивная манера рисунка, ломаные линии и угловатые образы несколько нивелируют напряжение сюжета и драму развязки, но в память такая лента врезается надолго.
Понять, за что на высокую премию номинирована коротенькая, грубо сконструированная картина «Жемчужина», без подсказки может быть трудно – ведь по большому счету это всего лишь история путешествия отца и дочери в стареньком автомобиле по дорогам Америки. Герои поют, зарабатывают скромные деньги, девочка растет и превращается в очаровательную девушку, трепетно любящую отца. Однако фокус кроется в том, что «Жемчужина» – первый фильм, выполненный в формате «виртуальной реальности», получивший номинацию на главную кинопремию мира. Увы, кинотеатральный формат не позволяет ощутить прелесть нового формата, но при желании вы можете пересмотреть ленту в других источниках и рассмотреть все детали каждого кадра с обзором в 360 градусов. Возможно, на наших глазах «Жемчужиной» кино делает шаг в новую эпоху.
Наконец, завершающий подборку пиксаровский «Песочник». Многие его уже посмотрели, эта короткая картина предваряла показ фильма «В поисках Дори», по старинной традиции студии, продвигающей таким образом молодые таланты. Очень светлая и жизнерадостная зарисовка о птенце, делающем первые шаги, сталкивающемся с первыми трудностями и преодолевающем первые преграды, не может не заставить улыбнуться. О качестве картинки нет смысла даже упоминать, в Pixar научились рисовать так, что их художества не отличишь от реальности. А вот заслужена ли премия данному мультфильму с драматической точки зрения, каждый решает для себя сам – конкуренты у «Песочника» отнюдь не мальчики для битья.
В дополнение к пяти номинированным лентам авторы сборника добавили три картины из лонг-листа, и общего впечатления они не портят – анимация была и остается удивительным искусством, в котором детская непосредственность сочетается с вполне взрослыми сюжетами. И отрадно, что российские мультипликаторы от мирового сообщества в стороне не остаются, пусть в этот раз нам и не повезло. Повезет в будущем.
С 6 апреля в кино.