Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Одиссея»

Достойно написанный и отлично снятый французский байопик о знаменитом путешественнике и документалисте Жак-Иве Кусто

Добавить в закладки
Человек за бортом

Трейлер

После Второй мировой войны французский армейский подводник и изобретатель Жак-Ив Кусто (Ламбер Вильсон) уходит из армии и посвящает себя исследованию океана и подводным съемкам. Когда он становится известен, Кусто получает возможность странствовать по миру на судне «Калипсо» и создавать документальные фильмы для кино и телевидения. Но чем большую славу он обретает, тем сложнее оказываются его отношения с женой (Одри Тоту) и сыном Филиппом (Пьер Нинэ). Супруга с трудом мирится с постоянными изменами мореплавателя, а Филипп хочет быть самостоятельным исследователем и экологом, а не тонуть в тени отца, которого парень презирает за лицемерие и приспособленчество.

Кадр из фильма "Одиссея"

Это один из немногих художественных фильмов, частично снимавшихся в Антарктиде

Не о каждом знаменитом человеке стоит снимать байопик. Если ученый, писатель, изобретатель не выпячивает свое «я» и просит судить его только по его творениям и исследованиям, то некультурно лезть в его личную жизнь, если там не происходило ничего удивительного или криминального. Жак-Ив Кусто, однако, никогда не стремился быть невидимым.

Кадр из фильма "Одиссея"

Воспитанный на классических приключенческих книгах, Кусто верил, что людям неинтересно смотреть кино про морские глубины, если истории об океанских жителях не перемежаются с историями о героических и колоритных исследователях, которые открывают для человечества прежде неосвоенный мир. Поэтому Кусто не прятался от камеры. Наоборот, он пестовал что-то вроде культа личности, воспевал себя, свою семью, свою команду. Знаменитый француз создал миф о плаваниях «Калипсо», и потому сейчас мы вправе заглянуть за обложку мифа, присмотреться к тому, как все было на самом деле, и попытаться понять Кусто как человека, а не как подводника.

Кадр из фильма "Одиссея"

Чтобы разобраться в жизни Кусто, размашистый байопик Жерома Салля впихивает в два часа повествования более 30 лет событий. Это неизбежно порождает повествование в стиле «галопом по Европам». Вот Жак-Ив отправляется в свое первое путешествие, а вот он уже раздает автографы и получает призы. Далее в том же духе. В фильме почти нет фрагментов, которые можно было бы предварить титром «На следующий день» или «Несколько часов спустя». Между сценами проходят недели, месяцы, годы, и вместо прямой линии Салль предлагает публике разреженный пунктир, раздражающий приверженцев единства времени и места.

Кадр из фильма "Одиссея"

Казалось бы, французскому режиссеру стоило сосредоточиться на каком-то одном этапе жизни Кусто, чтобы пристально приглядеться к легендарному соотечественнику и сделать повествование более связным. Но для Кусто такой подход не годится. В течение своей жизни он так сильно изменился и столь многое пережил, что нельзя показать пальцем в какой-то исторический период и сказать: «В этом весь Кусто». Он был одним в 1940-х, другим в 1950-х, третьим в 1960-х, четвертым в 1970-х, и все эти Жак-Ивы важны для понимания Кусто. Подобно учителю алгебры, Салль размечает точки на графике, чтобы зрители могли провести через них кривую и вывести формулу героя. Иначе рассказ о мэтре вышел бы однобоким.

Кадр из фильма "Одиссея"

Возьмем отношения Жак-Ива с Филиппом, которым лента уделяет особое внимание. Мы видим, как близки отец и сын были в детстве Филиппа. Затем мы узнаем, как Жак-Ив «предал сына», отдав его в интернат, когда отправился странствовать. После этого лента показывает, как взрослый Филипп стал помощником и оператором отца, как они рассорились, как жили порознь, как нашли общий язык в конце жизни Филиппа (Кусто-младший погиб молодым, разбившись на гидроплане). Какой из этих кусочков можно выбросить без потери оттенков смысла? Ни один из них. Выбросьте одни фрагменты, и вы получите святого суперотца. Выбросьте другие, и вы увидите самозацикленного эгоиста. Вместе же они создают выпуклый портрет сложного, не раз менявшегося человека, которого не описать одним словом или предложением. И это лучший портрет Кусто, чем созданный с помощью любого другого подхода к байопику.

Кадр из фильма "Одиссея"

Во второй половине 1980-х Ламбер Вильсон пробовался на роль Джеймса Бонда. Вместо него в «Искрах из глаз» сыграл Тимоти Далтон

Чтобы сыграть легенду, нужен соразмерный актер, и Вильсон, известный нам по «Матрице: Перезагрузке», отлично справляется со своей задачей. Внешне он не очень похож на Кусто, но в нем есть харизма и драйв, которые убеждают, что на экране – лидерская натура со всеми ее достоинствами и недостатками. Пьер Нинэ тоже впечатляет в роли представителя послевоенного поколения, более чувствительного, чем его прошедший войну отец. Помня другие роли Одри Тоту, грустно наблюдать, как ее героиня тоскует и спивается, но режиссер и актриса и в этом случае создают объемный и развивающийся образ. Пусть и развивающийся преимущественно в худшую, а не в лучшую сторону.

Было бы нелепо снять кино о знаменитых путешественниках в студийных декорациях, и авторы «Одиссеи» этой ошибки не совершили. Они посетили многие из тех мест, где бывали Кусто, и впечатляюще сняли подводную и надводную жизнь порой едва изученных краев. Хотя в центре картины не странствия, а переживания героев, «Одиссея» наглядно показывает, ради чего были все жертвы, компромиссы, предательства, завиральные прожекты – ради того ни с чем не сравнимого чувства, когда видишь что-то первым из людей и можешь поделиться этим зрелищем с человечеством.

С 1 декабря в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?