Достойно написанный и отлично снятый французский байопик о знаменитом путешественнике и документалисте Жак-Иве Кусто
После Второй мировой войны французский армейский подводник и изобретатель Жак-Ив Кусто (Ламбер Вильсон) уходит из армии и посвящает себя исследованию океана и подводным съемкам. Когда он становится известен, Кусто получает возможность странствовать по миру на судне «Калипсо» и создавать документальные фильмы для кино и телевидения. Но чем большую славу он обретает, тем сложнее оказываются его отношения с женой (Одри Тоту) и сыном Филиппом (Пьер Нинэ). Супруга с трудом мирится с постоянными изменами мореплавателя, а Филипп хочет быть самостоятельным исследователем и экологом, а не тонуть в тени отца, которого парень презирает за лицемерие и приспособленчество.
Не о каждом знаменитом человеке стоит снимать байопик. Если ученый, писатель, изобретатель не выпячивает свое «я» и просит судить его только по его творениям и исследованиям, то некультурно лезть в его личную жизнь, если там не происходило ничего удивительного или криминального. Жак-Ив Кусто, однако, никогда не стремился быть невидимым.
Воспитанный на классических приключенческих книгах, Кусто верил, что людям неинтересно смотреть кино про морские глубины, если истории об океанских жителях не перемежаются с историями о героических и колоритных исследователях, которые открывают для человечества прежде неосвоенный мир. Поэтому Кусто не прятался от камеры. Наоборот, он пестовал что-то вроде культа личности, воспевал себя, свою семью, свою команду. Знаменитый француз создал миф о плаваниях «Калипсо», и потому сейчас мы вправе заглянуть за обложку мифа, присмотреться к тому, как все было на самом деле, и попытаться понять Кусто как человека, а не как подводника.
Чтобы разобраться в жизни Кусто, размашистый байопик Жерома Салля впихивает в два часа повествования более 30 лет событий. Это неизбежно порождает повествование в стиле «галопом по Европам». Вот Жак-Ив отправляется в свое первое путешествие, а вот он уже раздает автографы и получает призы. Далее в том же духе. В фильме почти нет фрагментов, которые можно было бы предварить титром «На следующий день» или «Несколько часов спустя». Между сценами проходят недели, месяцы, годы, и вместо прямой линии Салль предлагает публике разреженный пунктир, раздражающий приверженцев единства времени и места.
Казалось бы, французскому режиссеру стоило сосредоточиться на каком-то одном этапе жизни Кусто, чтобы пристально приглядеться к легендарному соотечественнику и сделать повествование более связным. Но для Кусто такой подход не годится. В течение своей жизни он так сильно изменился и столь многое пережил, что нельзя показать пальцем в какой-то исторический период и сказать: «В этом весь Кусто». Он был одним в 1940-х, другим в 1950-х, третьим в 1960-х, четвертым в 1970-х, и все эти Жак-Ивы важны для понимания Кусто. Подобно учителю алгебры, Салль размечает точки на графике, чтобы зрители могли провести через них кривую и вывести формулу героя. Иначе рассказ о мэтре вышел бы однобоким.
Возьмем отношения Жак-Ива с Филиппом, которым лента уделяет особое внимание. Мы видим, как близки отец и сын были в детстве Филиппа. Затем мы узнаем, как Жак-Ив «предал сына», отдав его в интернат, когда отправился странствовать. После этого лента показывает, как взрослый Филипп стал помощником и оператором отца, как они рассорились, как жили порознь, как нашли общий язык в конце жизни Филиппа (Кусто-младший погиб молодым, разбившись на гидроплане). Какой из этих кусочков можно выбросить без потери оттенков смысла? Ни один из них. Выбросьте одни фрагменты, и вы получите святого суперотца. Выбросьте другие, и вы увидите самозацикленного эгоиста. Вместе же они создают выпуклый портрет сложного, не раз менявшегося человека, которого не описать одним словом или предложением. И это лучший портрет Кусто, чем созданный с помощью любого другого подхода к байопику.
Чтобы сыграть легенду, нужен соразмерный актер, и Вильсон, известный нам по «Матрице: Перезагрузке», отлично справляется со своей задачей. Внешне он не очень похож на Кусто, но в нем есть харизма и драйв, которые убеждают, что на экране – лидерская натура со всеми ее достоинствами и недостатками. Пьер Нинэ тоже впечатляет в роли представителя послевоенного поколения, более чувствительного, чем его прошедший войну отец. Помня другие роли Одри Тоту, грустно наблюдать, как ее героиня тоскует и спивается, но режиссер и актриса и в этом случае создают объемный и развивающийся образ. Пусть и развивающийся преимущественно в худшую, а не в лучшую сторону.
Было бы нелепо снять кино о знаменитых путешественниках в студийных декорациях, и авторы «Одиссеи» этой ошибки не совершили. Они посетили многие из тех мест, где бывали Кусто, и впечатляюще сняли подводную и надводную жизнь порой едва изученных краев. Хотя в центре картины не странствия, а переживания героев, «Одиссея» наглядно показывает, ради чего были все жертвы, компромиссы, предательства, завиральные прожекты – ради того ни с чем не сравнимого чувства, когда видишь что-то первым из людей и можешь поделиться этим зрелищем с человечеством.
С 1 декабря в кино.