Блестящая драма, изнутри демонстрирующая силу женщины, которая в одиночку переживает трагедию, перевернувшую целый мир
Ноябрь 1963 года. Спустя неделю после гибели Джона Кеннеди в его загородный дом в Массачусетсе приезжает публицист журнала Life, чтобы встретиться с бывшей первой леди Жаклин Кеннеди. Интервью не обещает быть простым, вдова настроена критично ко всему происходящему вокруг нее и покойного мужа в эти несколько дней, но репортеру удается пробиться сквозь толщу скорби к той Джеки, в которую еще неделю назад были влюблены все американцы. С подачи журналиста Жаклин вспоминает о том, чем ее пленил будущий муж, о том, как проходил их переезд в Белый дом, о том, сколько светлых мгновений ей довелось пережить до фатальных выстрелов в Далласе. Смерть супруга надломила женщину, но не превратила в «живой труп», Джеки изменилась, как изменился мир после смерти 35-го Президента США, она стала тверже и сильней…
Если и есть в американской истории прошлого века события, окутанные таким же туманом мистики, фальсификаций, домыслов и расследований самого разного уровня, как смерть президента Джона Кеннеди, то их совсем немного – Розуэльский инцидент да пилотируемые полеты на Луну, пожалуй. Но ни о чем подобном не снято такого количества фильмов, не написано столько книг, не проведено такого количества исследований, как о выстрелах в Далласе. Однако четкой картины произошедшего нет до сих пор, простор для трактовок предшествующих и последующих событий велик, как велик соблазн заново перелопачивать известные факты, выискивая крупицы новых сведений об участниках печальных событий. Впрочем, оставим расследования другим, сегодняшний кинематограф предоставляет нам уникальную возможность оказаться на месте событий, но остаться за пределами заговоров и интриг, познать глубину скорби, но избежать морализаторства, прикоснуться к истории, но остаться человеком.
Человечность – главное достоинство новой картины режиссера Пабло Ларраина «Джеки». В ней нет ни слова о расследовании убийства, в ней на десятый план вынесены мысли о заговоре и лишь крохотный эпизод уделен Ли Харви Освальду. Там, где другие ищут сенсацию, «Джеки» молчаливо прерывает бег ради сцены с Жаклин, оставшейся наедине с зеркалом. Там, где герои других фильмов об убийстве президента бегут, стреляют, кричат, героиня Натали Портман собирает вещи, чтобы выехать из Белого дома. Там, где героические юристы из других лент до хрипоты спорят о причинах и последствиях, вдова из новой ленты тихо, но твердо заявляет, что она не боится угроз и пойдет вместе с детьми на похороны через весь Вашингтон.
Давно привыкшего к схемам зрителя «Джеки» сшибает с ног, давно знакомые исторические персонажи предстают здесь в ином свете, убийство преломляет мир вокруг них, и каждому приходится по-своему решать навалившийся багаж вопросов. Роберт Кеннеди пытается удержать распадающийся Камелот, Линдон Джонсон приходит в себя от свалившегося на него президентства, а Жаклин… Жаклин вслепую, на ощупь ищет свое место в новом мире. Место, которое не пожелаешь и врагу, – молодая вдова, на которую нацелены миллионы фотокамер.
К вниманию, впрочем, Жаклин не привыкать. Портман невероятно тонко разыграла сразу несколько ипостасей Джеки. Вот она скромная новая хозяйка Белого дома, ведет репортаж-экскурсию по святая святых американских президентов. Вот любимица публики, которой толпа рукоплещет ничуть не меньше, чем Джону. Вот она огорошенная трагедией маленькая девочка, вытирающая капли крови с лица через полчаса после злополучной поездки по улице Вязов. Вот она жесткая и мрачная, не выпускающая из рук сигарету собеседница журналиста главного мирового издания. На эту женщину свалилось слишком многое, сыграть все это невероятно трудно, а потому номинация на «Оскар» Портман заслужена на все сто процентов.
Совсем недавно зрители и критики обсуждали поведение героя Джейка Джилленхола в «Разрушении» Жан-Марка Валле, мол, у человека трагедия, а он с торговым автоматом возится. Вот вам другой пример скорби – в «Джеки» Жаклин Кеннеди изо всех своих женских сил пытается показать, что мир не сможет ее сломать, что она встанет рядом с гробом мужа и будет с ним до конца, что она отмахнется от ярости и желания наказать за свое горе всех и вся, она останется Кеннеди, человеком дела, как и ее муж. В этом тоже есть странная красота, удивительное свойство природы – хранить верность идеалам даже после их жестокого попрания.
Чтобы понять, насколько удивительным получился фильм Ларраина, достаточно знать всего один факт. В 2010 году сценарий к «Джеки» был отправлен в знаменитый «Черный список» многообещающих, но нереализованных проектов. В 2016-м на кинофестивале в Венеции тот же сценарий был отмечен специальным призом: вот что значит – материал попал в правильные руки. «Джеки» – не некролог и не детектив, не фантазия со стреляющими супергероями и не триллер с попытками остановить Освальда. Фильм Пабло Ларраина – гимн сильной красивой женщине, которую обстоятельства вынуждают обнажить эмоции, но от этого восхищаться ею хочется еще больше.
С 23 февраля в кино.