Сегодня Тайка Вайтити в первую очередь известен как режиссёр фильма «Реальные упыри» — безумной комедии про вампиров, вдохнувшей новую жизнь в жанр юмористического мокьюментари
Сегодня Тайка Вайтити в первую очередь известен как режиссёр фильма «Реальные упыри» — безумной комедии про вампиров, вдохнувшей новую жизнь в жанр юмористического мокьюментари. Картина, снятая в Новой Зеландии всего за полтора миллиона долларов, стала настолько успешной, что Тайку даже позвали снимать третьего «Тора» для Кинематографической Вселенной Marvel.
Теперь Вайтити — крайне востребованный режиссёр, в планах у которого сразу несколько проектов с участием звёзд первой величины (самый заметный из них — «Кролик ДжоДжо», который должен выйти уже в следующем году). За этим успехом легко не заметить то, что фильмография Вайтити не ограничивается одними лишь «Реальными упырями», «Рагнарёком» да «Охотой на дикарей». Ещё до своего грандиозного мирового успеха режиссёр имел весьма плодовитую карьеру у себя в Новой Зеландии. Именно про его ранние фильмы мы и хотели бы рассказать в нашем материале.
В начале двухтысячных Тайка Вайтити снимал много и часто, но хоть сколько-нибудь серьёзными те работы не назовёшь — в основном это были фильмы для конкурсов по типу «Сними фильм за 48 часов», которые Тайка зачастую даже выигрывал. Эти ранние фильмы он снимал почти в одиночку, на дешёвую ручную камеру, и сам играл всех героев. Сценарии Тайка обычно не писал, а придумывал сюжеты с ходу (забавно, что примерно так же начинал и другой известный новозеландец, Питер Джексон).
Но в 2004 году Тайка Вайтити решил снять нечто более серьёзное. Так появилась короткометражная лента «Две машины, одна ночь» — история о детях, которые в соседних машинах на парковке ждут родителей с затянувшейся вечеринки. Через какое-то время от скуки и безделья они начинают друг друга доставать, и этот странный спонтанный контакт вскоре перетекает в короткую, но яркую дружбу.
В «Две машины, одна ночь» видны многие черты, которые позже определят режиссёрский почерк Вайтити: вечная тема ухода от реальности, персонажи-дети (в прямом или переносном смысле) и своеобразный юмор, одновременно трогательный и по-хорошему инфантильный. Первая серьёзная работа Вайтити сразу была высоко оценена зрителями и критиками — картина даже номинировалась на «Оскар» как «лучший короткометражный игровой фильм», но проиграла «Осе» Андреа Арнольд. Впрочем, проиграть Арнольд совсем не стыдно, тем более когда ты только начинаешь свой творческий путь.
Уже через год Вайтити выпускает другую камерную короткометражку, где персонажи на протяжении всего действия находятся в ограниченном пространстве и вовсю борются со скукой. Называется она «Дети бога войны» и рассказывает о группе новозеландских солдат-маори, которые после боя застряли в разрушенном здании и теперь пытаются хранить полное молчание — ведь любой малейший писк может выдать их расположение врагу.
Кажется, что столь серьёзная тема войны никак не подходит режиссёрскому стилю Вайтити. Но, несмотря на мрачную оболочку, «Дети бога войны» — вполне типичная для Тайки картина. После относительно мрачного и драматичного начала фильм быстро меняет тон — и вот мы уже наблюдаем за попытками солдат хоть как-то себя развлечь в этой совсем не весёлой ситуации. Герои подкалывают друг друга, кидаются камешками, шутят и играют как дети. «Дети бога войны» показывают, пожалуй, главное умение Вайтити: он способен сохранять улыбку даже там, где другие бы обязательно скорчили хмурую мину.
В 2005-м Вайтити со своим другом и коллегой Джемейном Клементом написал и срежиссировал короткометражный фильм, который 10 лет спустя перерастёт в тех самых «Реальных упырей», что принесут ему всемирную славу.
Как и полнометражная версия, «Что мы делаем в тенях» — мокьюментари о группе вампиров, живущих спокойной вампирской жизнью где-то в Веллингтоне. В отличие от полного метра, в короткометражке нет никакого сквозного сюжета — она вся состоит из интервью и небольших бытовых сценок. Но в остальном ничего не изменилось: те же образы и герои (только Владислава тут зовут Вульвус), похожие декорации и тот же специфичный юмор. Многие шутки и целые сцены отсюда перетекли в фильм практически без изменений, и даже все центральные актёры остались на своих местах.
В 2007-м Вайтити решает наконец попробовать силы в полнометражном кино. За смешные по меркам кино 200 тыс. долларов он снимает фильм «Орёл против акулы» по собственному сценарию и со всё тем же Джемейном Клементом в главной роли. Сюжет фильма рассказывает об отношениях двух изгоев общества – девушки Лили и парня Джеррода. Как и большинство героев Вайтити, пара живёт в каком-то изолированном мире и там ищет своё счастье — но всё меняется, когда Джерроду приходится вернуться в родную деревню к родителям и лицом к лицу столкнуться со страхами и травмами детства.
«Орёл против акулы» не очень похож на те фильмы, по которым Вайтити знают сегодня. Это светлая и добрая инди-комедия, которой самое место где-нибудь в основном конкурсе «Сандэнса». «Орёл против акулы» напоминает ранние работы Уэса Андерсона, а ещё больше — Джареда Хесса. Здесь та же тема эскапизма, те же диалоги, в которых герои даже самые дурацкие вещи произносят с серьёзным выражением лица. Видно, что Вайтити только искал свой почерк и многое брал у других авторов. Но, стоит признать, эта «проба пера» у него вышла более чем достойной.
После выхода «Орла против акулы» Джемейн Клемент позвал Вайтити снять несколько серий «Полёта Конкордов». Сериал рассказывает про нелёгкую жизнь одноимённой юмористической группы, созданной самим Клементом и Бретом МакКензи (между прочим, обладателем «Оскара» за песню к «Маппетам»). В каждой серии Джемейн и Брет пытаются сделать всё, чтобы выжить во враждебном и непонятном для них Нью-Йорке и, может быть, наконец хоть кому-нибудь продать свои песни.
«Полёт Конкордов» — один из лучших представителей того, что принято называть «новозеландской комедией». Главные герои тут почти всегда ведут себя как малые дети, не понимают элементарных вещей и из-за этого постоянно попадают в конфликты и прочие неприятные ситуации. Но такая нарочитая глупость не воспринимается как нечто негативное — это скорее часть своеобразного шарма, неотделимого от новозеландских комедий.
Несмотря на то что у нас «Полёт Конкордов» не слишком известен (оно и понятно, ведь показывали его только по 2x2 с ужасным переводом, где все песни были перепеты группой «Градусы»), в США сериал ждал успех. Помимо Вайтити в работе над «Конкордами» участвовали режиссёры Мишель Гондри, Трой Миллер и Джеймс Бобин, а во время рекламной кампании «Упырей» картину позиционировали именно как что-то «от создателей “Полёта Конкордов”».
Мальчик по имени Аламейн предпочитает, чтобы его называли просто Мальчик. Он живёт в маленькой деревне, приглядывает за младшими братьями и сёстрами и очень любит Майкла Джексона. Мальчик верит, что его отец однажды вернётся из тюрьмы и жизнь сразу станет намного лучше. Ведь он настоящий супергерой, умеет драться как ниндзя и танцует даже круче, чем Король Майкл. Отец Мальчика (которого тоже зовут Аламейн) действительно возвращается, но только на деле он оказывается ещё большим ребёнком, чем собственный сын. Аламейн-старший живёт в странном выдуманном мире, где он — влиятельный главарь банды и настоящий бунтарь.
Во многом «Мальчик» — кульминация раннего творчества Вайтити. Здесь он не просто обращается к теме эскапизма как способа уйти от жестоких реалий, а дотошно исследует причины бегства его героев в мир грёз. У двух Аламейнов есть вполне конкретная причина для такого поведения. Они оба потеряли любимого человека — жену и мать, которая и держала их, что называется, у земли.
В «Мальчике» Вайтити доводит до конца все идеи и мысли, что накапливались у него со времён ранних короткометражек. В трогательном финале герои понимают, что иногда бежать не нужно, а стоит, наоборот, вернуться туда, где начались все их проблемы. Неудивительно, что именно после этого фильма Вайтити решил несколько сменить вектор творчества — ведь его следующим фильмом станут те самые «Реальные упыри».
Но перед этим, в 2011-м, Вайтити неожиданно появился в супергеройском блокбастере «Зелёный фонарь» — тут ему досталась роль лучшего друга главного героя, сыгранного Райаном Рейнольдсом. Предложение сыграть в крупном голливудском тентполе стало неожиданным для новозеландского инди-режиссёра, который вне своих фильмов почти нигде не играл. По словам Тайки, он согласился во многом потому, что ему было интересно взглянуть изнутри на американское кинопроизводство.
В итоге «Зелёный фонарь» с треском провалился, и вместе с ним в небытие ушли надежды на взлёт актёрской карьеры Вайтити — по крайней мере на тот момент. Впрочем, оно и к лучшему: сам Тайка утверждает, что многому научился на ошибках создателей «Фонаря», а знание голливудской системы производства очень помогло ему при работе над картиной «Тор: Рагнарёк». А об успешной актёрской карьере в Голливуде горевать ему было некогда — ведь уже через три года вышли «Реальные упыри», превратившие Тайку Вайтити в одного из самых многообещающих комедийных режиссёров наших дней.
Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!