В последний месяц 2021-го пытаемся запрыгнуть в уходящий поезд и отыскать важные онлайн-релизы. Специально для вас мы собрали главные премьеры стримингов, на которые стоит обратить внимание до Нового года: для фанатов необычных вестернов — квир-триллер с Камбербэтчем, обожателям Аарона Соркина — новый фильм сценариста с Кидман и Бардемом в главных ролях, а вечно ностальгирующим — продолжение «Матрицы».
В ревизионистском вестерне Джейн Кэмпион пасторальные пейзажи глухой Америки становятся фоном для знакомого на первый взгляд конфликта двух родственников: Джордж (Джесси Племонс) женится и собирается обустроить новую жизнь уже без своего неотёсанного и грубого брата Фила (Бенедикт Камбербэтч). Если раньше в жанре все чувства были напоказ, а персонажи — двумерными, то теперь унылые декорации степей Монтаны нужны для критики архаичной токсичной маскулинности и поэтичного отражения переживаний героев. Предательства, убийства, хитрые манипуляции и зависть — семейные отношения в вестернах давно не были настолько притягательно мрачными.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
Где смотреть: Netflix.
Новая таинственная фантастика с Ризом Ахмедом («Звук металла») даже для своего жанра оставляет парадоксально много вопросов: фильм рассказывает об отце и детях перед лицом грядущего апокалипсиса. Чего именно стоит бояться семье, пока не ясно (известно лишь, что их преследуют инопланетяне), куда они бегут — тоже, однако недавно появившиеся трейлеры обещают сдержанный сай-фай о взрослении и родительстве, преподнесённый в стилистике роад-муви. «Столкновение», к слову, снял молодой и очень перспективный режиссёр Майкл Пирс — в 2017 году его инди-триллер «Зверь» с Джесси Бакли («Думаю, как всё закончить») успел прогреметь на фестивале в Торонто. Тем, кто давно ждал необычную фантастическую драму о конце света, кажется, стоит призадуматься о подписке на Amazon Prime — пока в кинотеатрах идут фильмы Андерсона и Райта, на малых экранах всё чаще появляются «тихие» шедевры.
Где смотреть: Amazon Prime.
Драма о семейке поваров (одного из них играет Николай Костер-Вальдау из «Игры престолов», другую — Катрин Розенталь), которые были настолько заняты реализацией мечты о собственном ресторане со звёздами «Мишлен», что совершенно позабыли о любви и личной жизни. Однажды женщина находит на столе разоблачительную записку, в которой её уличили в измене, и лживая идиллия начинает трещать по швам. «Вкус жизни» снимал оператор Триера, а поставил Кристоффер Боэ — некогда подающий надежды фестивальный дебютант, а ныне одно из любопытнейших лиц нового датского кино. Скандинавская сдержанность здесь граничит с хичкоковским саспенсом, а сам фильм превращает кулинарию в одну большую метафору проблемных отношений. Поэтично, бескомпромиссно и обезоруживающе знакомо — такое кино, несмотря на всю его иллюзорную простоту, стоит посмотреть каждому любителю европейских независимых драм.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
Ещё одно долгожданное возвращение фестивальной звезды: в 2019 году немка Нора Финшелдт удивила Берлинале своим дебютом «Разрушительница системы», а теперь выпускает эксклюзивную драму Netflix с Сандрой Баллок. Рут Слейтер проводит 20 лет в тюрьме из-за убийства копа, а когда возвращается на свободу, пытается наладить дела и найти сестру. Но мир, как нетрудно догадаться, оказывается неприветлив и жесток: женщину осуждают, ставят на ней клеймо преступницы и не собираются подпускать к родственнице. В этом году у Netflix куда лучше получаются искусные камерные драмы, а не экшен-боевики, так что есть шанс, что «Непрощённая» встанет в один ряд с такими «маленькими» человеческими историями, как, например, «Раскопки», — потенциал у фильма немки, признаем, более чем серьёзный.
Где смотреть: Netflix.
Паоло Соррентино впервые в карьере позволяет себе быть не исследователем религии, старости и сотни других вездесущих тем, а простым мальчишкой. «Рука Бога» — история биографическая, вобравшая в себя все травмы и откровения из юности режиссёра. Предвкушение визита Марадоны (отсюда и название) в родной Неаполь и эпизоды первой любви чередуются с трагическими событиями утрат и разочарований. Если раньше Соррентино можно было упрекнуть за снобизм и нарочитую интеллектуальщину, то после «Руки Бога» большинство фиксаций и фетишей постановщика обретут смысл: прямо на глазах зрителей посреди солнечного и живописного Неаполя рождается настоящий художник — и путь у него не из простых. Таких нежных и болезненных откровений в этом году нам точно не хватало.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
Где смотреть: Netflix.
Ещё одна затейливая научная фантастика с молодой звездой, на этот раз — любимчиком американских киноакадемиков Махершалой Али («Лунный свет», «Зелёная книга»). Мужчина по имени Кэмерон узнаёт о приближающейся смерти и решает создать своего клона: так семья, по его мнению, не столкнётся с необходимостью переживать болезненную утрату. Впрочем, план, надёжный как швейцарские часы, вскоре идёт наперекосяк. Герой подумывает открыть всю правду близким, но ещё не понимает, насколько быстро двойник интегрировался в жизнь родных. Небезынтересный дебют, который скоро появится на Apple TV+, очевидно, продолжает новомодный тренд на психотерапию: история Кэмерона становится очередным исследованием механизма травмы, а витиеватые игры со смертью — попыткой понять, как новые технологии помогают нам преодолеть гибель других людей.
Где смотреть: Apple TV+.
Аарон Соркин продолжает изучать вехи истории США и в этот раз обращается к телевидению: главные герои его нового фильма — звёзды некогда культового ситкома «Я люблю Люси» в исполнении Николь Кидман и Хавьера Бардема. В глазах зрителей они идеальная семья не только на площадке, но и за камерами, уже в своей обыденной жизни. Впрочем, у артистов всё не так гладко, как кажется: поп-культурный лоск, сплетни и игра в возлюбленных сделали из их парочки пародию на настоящих мужа и жену. Соркин пытается нащупать нерв прошлого и понять, когда именно американская индустрия вывернула человеческие чувства наизнанку и превратила реальность в один большой фарс. Ответов мы дождёмся только в конце декабря, когда фильм выйдет на Amazon Prime, но даже сейчас трудно избавиться от приятного предвкушения — уж слишком стремительно Соркин закрепил позиции после своего режиссёрского дебюта «Большая игра».
Где смотреть: Amazon Prime.
Иногда они возвращаются. Лана Вачовски — уже в одиночку — даёт второй шанс Нео и отправляет Избранного на очередное поле битвы за человечество. Андерсон (всё тот же нестареющий Киану Ривз), кажется, почти позабыл события культовой трилогии и исправно ходит к психотерапевту, чтобы избавиться от фантомных воспоминаний, однако прошлое даёт о себе знать: синяя и красная таблетки, кроличья нора, кожаные плащи и крутые солнцезащитные очки — всё это вновь промелькнёт перед Нео и ностальгирующим зрителем. Не ясно, как будет выглядеть новая «Матрица» сейчас, но уже само появление классики рубежа веков на экранах вряд ли оставит равнодушными даже самых беспощадных скептиков.
Где смотреть: HBO Max.
Эпидемия коронавируса — пожалуй, лучший момент для выхода нового злободневного фильма Адама МакКея. «Не смотрите наверх» — едкая сатира на СМИ, политиков и равнодушное общество, которое не готово слушать о проблеме, даже когда она угрожает существованию всего человечества. В центре сюжета двое учёных (их играют Леонардо ДиКаприо и Дженнифер Лоуренс, так что оскаровская гонка в этом году обещает быть напряжённой), которые узнают о приближающейся к Земле комете и пытаются вразумить людей, но ни министры, ни журналисты не относятся серьёзно к жуткому пророчеству. В финале мир, может, и не спасут (хеппи-энды не для МакКея — пересмотрите «Игру на понижение»), но высмеяны будут поголовно все: в это непростое время безостановочных катастроф и бедствий нелишним будет напомнить людям о том, как важно самосознание и бережное отношение к планете, на которой мы живём.
Где смотреть: Netflix.
Режиссёрский дебют актрисы Мэгги Джилленхол с оскаровской лауреаткой Оливией Колман в главной роли посвящён материнству, кризису среднего возраста и утраченным амбициям. Курортное лето для профессорки литературы оборачивается экскурсией в прошлое: познакомившись на пляже с молодой матерью (неузнаваемая Дакота Джонсон), она невольно вспоминает период, когда ее дети были совсем маленькими. Хотя Джилленхол устраивает обстоятельный разговор о женщинах и их ролевых моделях, в «Незнакомой дочери» запоминаются не только месседжи, но и артистическая воздушность — экранный мир, полностью сотканный из противоречивых эмоций исполнительниц: и Колман, и Джесси Бакли играют одну героиню, но в разных временных отрезках. Так что даже если вам не близки здешние темы, всегда можно насладиться ленивым летним вайбом и настоящим актёрским мастерством.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
Где смотреть: Netflix.