Рассказываем, что нас будет ждать в онлайн-кинотеатрах в декабре. Выбрали десять самых интересных премьер месяца: от драмы про расследования сексуальных преступлений Харви Вайнштейна до экранизации постмодернистского романа Дона Делилло, высмеивающего жизнь в США.
С 6 декабря на VOD.
Старт движения #MeToo и харассмент Харви Вайнштейна привлекают внимание кинематографистов. Два года назад состоялась премьера клаустрофобного триллера «Ассистентка», в котором не показывали лицо продюсера, но давали понять, каково это — работать в токсичной и напряженной атмосфере рядом с сексуальным хищником, который в любой момент может начать домогаться. «Ее правда» — попытка обернуть в кинематографическую форму расследование журналисток New York Times Меган Туи и Джоди Кантор. Единственная проблема — фильм, в основном состоящий из телефонных разговоров, неудачно выступил в американском прокате. Если бы картина Марии Шрадер окупилась, нас бы наверняка ждало повторение успеха «В центре внимания» — другого кинопамятника журналистской деятельности, отмеченного главным «Оскаром».
С 9 декабря на Apple TV+.
Если вы не следите за новостями киноиндустрии, просто знайте, что ту самую пощечину Уилла Смита Крису Року на церемонии вручения премии «Оскар» никто не забыл. Более того, инцидент серьезно ударил по карьере актера: несколько крупнобюджетных проектов поставили на паузу, а Киноакадемия запретила Смиту посещение церемоний на ближайшие 10 лет. Одной из жертв необдуманного поступка стал блокбастер Антуана Фукуа «Освобождение», снятый для платформы Apple TV+: руководство долго думало, выпускать его в 2022 году или придержать на полке до лучших времен. Кажется, они совершили ошибку: о тяжеловесной и снятой в серых полутонах драме о сбежавшем рабе, который стал солдатом во время Гражданской войны в США, будто никто и не говорит. Впрочем, первые зрители отмечают игру Уилла Смита — пускай он и стал персоной нон грата, но талант актера невозможно не отметить.
С 9 декабря на Netflix.
Количество экранизаций сказки Карло Коллоди в этом году увеличилось на две. Сначала Disney представил адаптацию от Роберта Земекиса с Томом Хэнксом в роли Джепетто — получилась неудачная попытка чуть ли не дословно повторить классический мультфильм 1940 года. Гильермо дель Торо подготовил кое-что совсем другое — «Пиноккио» был проектом мечты визионера, который удалось воплотить благодаря безграничным ресурсам Netflix. Новая версия не только сделана с помощью стоп-моушен-анимации и созданных вручную кукол, но и предлагает необычное переосмысление сюжета. Действие мультфильма дель Торо происходит в фашистской Италии 1930-х — проще говоря, во времена, когда люди и сами не отличилась от марионеток и кукол.
С 13 декабря на VOD.
В прошлом году легендарный режиссер Стивен Спилберг выпустил «Вестсайдскую историю» — с восторгом принятую экранизацию культового бродвейского спектакля и первый в карьере мюзикл. Всего лишь через год состоялась премьера новой картины Спилберга — драмы, которую многие без сомнений называют одним из лучших достижений в богатой карьере постановщика. «Фабельманы» продолжают ряд полуавтобиографических фильмов известных режиссеров, осмысляющих детство и прошлое («Белфаст», «Рука бога», «Бардо», «Время Армагеддона»). Картина расскажет о взрослении ребенка по имени Сэмми (Гэбриел ЛаБелль) в 1950-х: тяжелый развод родителей ему помогает пережить желание снимать кино. Если вы фанат Спилберга, трогательных фильмов об обычных людях или просто хотите быть в контексте грядущего сезона кинонаград, ни в коем случае не пропускайте «Фабельманов».
С 13 декабря на VOD.
Дуэт Луки Гуаданьино и Тимоти Шаламе возвращается с новой историей влюбленности в 1980-е. Правда, в этот раз действие происходит в США, а романтическим партнером станет не взрослый мужчина, а девочка-каннибалка (Тейлор Расселл). «Целиком и полностью» — экранизация подросткового бестселлера, истории о 18-летней Марен, от которой сбегает отец: на диктофон мужчина записывает дочери объяснение поступка. Оказывается, с детства девочка нападала на людей и ела их без сожаления. Папа был шокирован, но понял, что не бросит ребенка до совершеннолетия. Узнавшая правду Марен отправляется в путешествие по стране, чтобы найти давно ушедшую из семьи мать, но по пути она встречает единомышленников, среди которых харизматичный Ли (Шаламе).
С 13 декабря на VOD.
13 декабря станет днем подарков для любителей кино — возможно, главным релизом можно назвать новый проект Мартина МакДоны. После пятилетнего молчания драматург вернулся с первым в карьере фильмом, действие которого происходит в родной Ирландии. «Банши Инишерина» — одна из старых пьес МакДоны, которую он не опубликовал и решил адаптировать для больших экранов. Вышел 100%-ный хит: фильм получил две награды Венецианского кинофестиваля и теперь считается фаворитом сезона наград. По сюжету на отдаленном острове во времена ирландской гражданской войны живут два друга — однажды музыкант Колм (Брендан Глисон) решает игнорировать собутыльника Пэдрика (Колин Фаррелл), чтобы сосредоточиться на создании песен, которые станут его наследием. Брошенный друг шокирован известием и пытается переубедить приятеля, но тот ставит жестокий ультиматум: за каждую попытку поговорить Колм будет отрезать палец своей левой руки.
С 16 декабря на Netflix.
«Бардо», как и «Фабельманы», — полуавтобиографический фильм, через который именитый постановщик осмысляет прошлое. Правда, если Спилберг предпочел форму классической истории взросления, то Алехандро Гонсалес Иньярриту остался верен своей экспериментальной натуре и создал кинопутешествие по сознанию героя. Протагонистом истории выступает мексиканский журналист Сильверио (Даниэль Хименес Качо) — он живет в Лос-Анджелесе и то и дело получает награды за профессиональную деятельность. Однажды ему приходится вернуться на родину — путешествие заставит мужчину вспомнить старые ошибки, порассуждать о прошлом Мексики и понять собственное будущее. «Бардо» — один из тех фильмов, которые разделяют аудиторию и получают полярные оценки: одни увидят здесь затянутую эгоцентричную историю о саморефлексии, другие — смелый шедевр и визуализацию внутренних страхов и сомнений.
С 16 декабря на Amazon Prime Video.
«Няня» — хит кинофестиваля «Сандэнс» и новинка от студии Blumhouse, известной по «Человеку-невидимке» и «Черному телефону». Дебютный фильм Никиату Джусу расскажет об Аише (Анна Диоп), нелегальной эмигрантке из Сенегала, которая устраивается на работу в обеспеченную нью-йоркскую семью. Женщина планирует подкопить денег и перевезти в США оставленного на родине сына, но ее планам на американскую мечту, кажется, не суждено сбыться. Из-за загадочных паранормальных сил Аиша начинает терять связь с реальностью. «Няня» может похвастаться не только выдающейся технической составляющей (мягкие, будто запечатленные на пленку цвета, особое внимание к саунд-дизайну), но и интересной смесью злободневной драмы об классовом разрыве и тяжелой жизни мигрантов с фолк-хоррором об африканских легендах.
С 23 декабря на Netflix.
Во время пандемии эксцентричный миллиардер (Эдвард Нортон) приглашает в поместье «Стеклянная луковица», расположенное на частном острове в Греции, нескольких друзей, чтобы те разгадали его фейковое убийство. На острове оказывается и детектив Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг). Правда, раскрыть сыщику предстоит настоящее преступление — один из гостей по ошибке пьет из стакана хозяина и умирает.
Eat the Rich-детектив Райана Джонсона «Достать ножи» стал одним из главных сюрпризов 2019 года — 40-миллионный фильм собрал в прокате в 8 раз больше и получил сценарную номинацию на премию «Оскар». Впечатленный успехами детища Джонсона Netflix выкупил права на вторую и третью части за баснословные 450 миллионов долларов, но согласился на одну неделю отправить в кинотеатры сиквел. «Стеклянная луковица» отлично показала себя в прокате и в очередной раз дала хейтерам стримингов возможность для критики. Дело в том, что наличие среднебюджетных фильмов необходимо кинотеатрам для выживания после пандемии. Netflix через неделю убрал картину из проката, хотя мог частично отбить затраты на покупку прав франшизы и помочь кинотеатрам привлечь зрителей.
С 30 декабря на Netflix.
«Белый шум» Дона Делилло — постмодернистский роман, который часто называют неэкранизируемым: это сатира на США 1980-х с превышающим допустимые нормы консьюмеризмом, страхом смерти и переизбытком технологий. Сюжет выстроен вокруг преподавателя гитлероведения Джека (Адам Драйвер), который спорит с пятой женой (Грета Гервиг), кто из них умрет раньше, а еще воспитывает ораву детей от прошлых браков. Ноа Баумбак признался, что перечитал книгу во время пандемии и понял, что за 40 лет ничего особо и не изменилось, поэтому постарался адаптировать глыбу американской литературы для больших экранов. Получилось, как это часто бывает, когда речь заходит о культовых произведениях, неоднозначно. «Белый шум» — непредсказуемая и абсурдная черная комедия о смертности, которая выглядит одновременно амбициозно и необязательно.