Глядя на экшн-сцену современного триллера или боевика проще всего заявить, что «такое на компьютере нарисовать может каждый», сложнее поверить в реальность происходящего на экране
Крокодилья ферма
Обычный человек крокодилов сторонится, но Джеймс Бонд – не обычный человек, а потому крокодилы для него не более чем плавающие в водоеме бревна, по которым можно легко перебраться с берега на берег. Знаменитый эпизод из фильма «Живи и дай умереть» снимался на настоящей крокодильей ферме, правда, прыгать по спинам хищников отправили не Роджера Мура, а владельца животных Росса Канангу. Дабы обездвижить тварей, к лапам аллигаторов были привязаны бетонные блоки, удерживающие их от резких движений, но даже с этим подспорьем снять необходимую последовательность кадров удалось только с шестого дубля. И это настоящая удача, ведь чуть раньше дублер Мура сначала умудрился поскользнуться и упасть, а затем, на секунду потеряв бдительность, потерять ботинок. Пробегая по мостику из крокодилов, легко оказаться на конце пищевой цепочки.
Вертолет под эстакадой
Стоит завести разговор о спецэффектах, и не вспомнить Джеймса Кэмерона просто нельзя, но именно он, «король графики», лучше других понимает, насколько важно иметь в кадре не только миниатюры и нарисованные модели, но и настоящую технику. Ради натуральности он даже готов рискнуть здоровьем, как это случилось на съемках «Терминатора 2». В заключительной части ленты зрители наблюдают погоню фургона спецназа и вертолета – большая часть ее была снята с подвешенным на кране коптером, но кое-где этот прием не годился, например, Кэмерону нужен был план с пролетом вертолета под эстакадой. За воплощение трюка в жизнь взялся опытный пилот Чак Тамбурро, он тщательно измерил все параметры и сказал, что полутора метров сверху и снизу для его «железной птицы» будет вполне достаточно. В ответ на это «взбунтовалась» съемочная группа – никто не хотел попасть под винты вертолета. Тогда за камеру встал сам Кэмерон. Мотор! И мир получил один из самых захватывающих трюков в истории кино.
Прыжок на автобусе
Лихие трюки – родная стихия для Киану Ривза, но сегодня мы предлагаем обратиться не к «Матрице» и не к «Джону Уику», а к ставшей уже классической «Скорости», истории «обезумевшего» автобуса, несущегося со скоростью 80 км/ч. Один из самых динамичных и драматичных эпизодов картины – выезд транспорта на недостроенную эстакаду, единственный путь с вершины которой – прыжок через пропасть. Автобус – транспорт, не рассчитанный на подобные перегрузки, но режиссер Ян де Бонт загорелся желанием снять эпизод наиболее достоверно, поэтому решено было прыгать. На меньше расстояние, с меньшей высоты, но тем не менее. С машины была снята обшивка и вынуты все внутренности, чтобы максимально ее облегчить, а за руль был усажен каскадер Джоффри Браун – автобус отправился набирать скорость. Браун умудрился разогнать каркас до скорости почти сто километров в час, после чего машина преодолела в полете 35 метров… и развалилась, едва коснувшись бетона. От гибели Брауна спасло только уникально спроектированное кресло и специальные ремни безопасности.
Нож в глаз
Сложно соревноваться с Джеки Чаном в мастерстве исполнения в кино уникальных трюков, но твердое второе место в этой дисциплине можно смело отдавать Тому Крузу – в картинах франшизы «Миссия невыполнима» этот актер не просто многие трюки исполняет сам, он сумасшедше рискует, отрабатывая каждый цент своего гонорара. «Миссия невыполнима 2» не назовешь лучшим в линейке, но пара впечатляющих сцен есть и в ней. Чего стоит одно только скалолазание Итана Ханта: Круз на полном серьезе висел над пропастью, от которой его отделял лишь тонкий страховочный трос. Не обошлось без троса и в эпизоде с дракой на пляже, когда злодей пытался пырнуть Ханта ножом в глаз, – чтобы достичь максимальной достоверности, клинок был закреплен стальной нитью на минимальном расстоянии от зрачка актера. Еще один пример безрассуднейшей смелости, за которую мы любим Тома.
Прыжок в окно
В свое время фильмы о Джейсоне Борне перевернули жанр боевика – драки в классической трилогии были «грязными» и непредсказуемыми, в отличие от рафинированных постановочных боев в других картинах. Драка Борна и киллера Дэша в «Ультиматуме Борна» – квинтэссенция новой парадигмы, противники в ней используют все, до чего могут дотянуться, и лупят друг друга так, что зрителю остается только поеживаться. Но мы хотим напомнить вам сцену, предшествующую непосредственному контакту врагов, – прыжок героя Мэтта Дэймона через улицу в окно дома. Графики в этом кадре нет, Пол Гринграсс нашел в марокканском Танжере подходящую улицу и заставил каскадера прыгнуть из одного здания в другое. Уникальности эпизоду добавляет то, что следом за дублером Дэймона пришлось прыгать и оператору, которого, впрочем, страховал трос. Нужный дубль получился не с первого раза, зато в память такое врезается надолго.
Мотоцикл на крыше
Следом за Джейсоном Борном изменился и Джеймс Бонд, приход Дэниела Крэйга пошел франшизе на пользу – чего стоит хотя бы паркур-погоня, открывающая «Казино “Рояль”», это же совсем другое кино! Следующая лента – «Координаты Скайфолл» – должна была стать еще круче, и Сэму Мендесу это удалось в полной мере, даже трюки вышли на новый уровень. Одна из самых энергичных открывающих сцен могла быть снята на зеленом фоне, но авторы захотели погонять на мотоциклах по настоящим крышам и отправились в Стамбул. Каскадеры прошли специальные тренировки на военной базе, но к самому главному их не подготовили – оказалось, что крыши в турецкой столице просто утыканы острыми железками. Дублер Крэйга Робби Мэддисон заметил, что любое падение могло стать смертельным, а ведь ему пришлось ездить без шлема. К счастью, все закончилось благополучно, если не считать одну разбитую витрину, в которую угодил вышедший из-под контроля железный конь.
Спасение пассажиров
С экшеном в киновселенной Marvel всегда все было в порядке, так что «Железный человек 3» даже при очевидной сценарной слабости поклонников не разочаровал слишком сильно, посмотреть-то было на что. Обратим ваше внимание на захватывающий эпизод спасения пассажиров, выброшенных из самолета, которых Тони Старк элегантно соединяет и отправляет в воду. Строго говоря, совсем уж без спецэффектов в этой сцене не обошлось – пришлось и Железного человека дорисовывать, и самолет на заднем плане, но схватившиеся друг за друга люди настоящие. Боссы Marvel изначально хотели снимать все в павильоне, но позже решили довериться команде каскадеров команды Red Bull. За восемь дней группа трюкачей совершила более 600 прыжков, каждый из которых добавил картине не более полутора секунд материала. Результат впечатляет – у зрителей дух захватывает не меньше, чем у жертв Мандарина.
Парашютный десант
Поклонники серии автомобильных боевиков «Форсаж» хорошо знают, что многое в этой франшизе снято, что называется, «живьем», даже самые головокружительные трюки авторы пытаются снять с максимальным приближением к реальности. Это касается и совершенно умопомрачительных воздушных кульбитов, к которым сюжет похождений Доминика Торетто пришел в седьмом фильме серии, – прыжки на авто из транспортного самолета сделаны с минимальным вмешательством компьютерщиков. Команда каскадеров-постановщиков в течение двух месяцев тщательно разрабатывала сцену, затем две недели трюкачи просто бросали машины из самолета, чтобы понять, как те ведут себя в воздухе. Наконец, в назначенный день в полет отправилось несколько тачек, каждая из которых была оборудована тремя камерами, и несколько операторов-скайдайверов, снимавших полет авто со стороны. Актеров внутри, разумеется, не было, кадры с ними были добавлены позже, а все остальное реально, включая полтора миллиарда долларов кассовых сборов «Форсажа 7».
Строительный шар
Продолжим с «Форсажами». Франшиза гордится тем, что сюжет ее охватывает практически весь мир, а гонки случаются в самых красочных и узнаваемых городах планеты. Увы, заявленный в «Форсаже 8» Берлин вряд ли может занести участие в картине себе в актив – погоня в германской столице прошла где-то на окраине, да еще и ночью, но связано это, видимо, с тем, что съемочная группа была занята не местом, а экшеном, ведь эпизод с гигантским шаром-разрушителем авторы решили снимать «вживую». В предложенных обстоятельствах (ночь, проулки и безымянные преследователи) проще было нарисовать аварию на компьютере, но настоящие герои всегда идут напролом – для короткой сцены был изготовлен шар из стальных пластин весом в 14,5 тонны, встреча с которым для каскадеров обязательно стала бы роковой. К счастью, все было точно отрепетировано и нужные авто успели отвернуть в разные стороны, уничтоженные же тачки преследователей тянули на специальных тросах со скоростью 50 км/ч навстречу смертоносной чушке. Для красоты перед самым столкновением машины подскакивали на небольшом трамплине и разлетались на куски от души.
Разворот между грузовиками
Музыкальный «Малыш на драйве» Эдгара Райта лишь на первый взгляд кажется легкой прогулкой, каждый автомобильный трюк в картине приходилось снимать многократно и едва ли не заново изобретать, ведь авторам очень хотелось зрителей удивить. И потрясти действительно удается – в сложнейших сценах ни на секунду не исчезает ощущение реалистичности и почти физическое чувство скорости. Одним из самых сложных трюков, поставленных в фильме, стал скоростной двойной разворот автомобиля, преодолевающего препятствия в узком переулке. В любом другом фильме это сняли бы в павильоне на фоне хромакея, но для «Малыша» координатор и помощник режиссера Дэррин Прескотт организовал живой кульбит – красная «Субару» главного героя сперва разворачивается, уворачиваясь от одного грузовика, а затем снова меняет направление движения, избегая столкновения с другим автомобилем. Энсела Эльгорта, разумеется, из авто прогнали, за руль усадили каскадера Джереми Фрая, и после шести тренировочных заездов на стоянке тот на скорости больше 100 километров в час исполнил грациозный двойной разворот, от которого захватывает дух.