Продолжение кинокомикса о клоуне-злодее внезапно стало главным разочарованием года. Лента с дуэтом Хоакина Феникса и Леди Гаги получила негативные рецензии и озадачила руководство Warner Bros. кассовым провалом. У многих любителей кино, посмотревших картину или просто ознакомившихся с отзывами, резкая реакция на фильм вызвала как минимум удивление: как Тодд Филлипс после триумфа в Венеции и чуть ли не лучшего экранного переосмысления комиксов смог сделать настолько бледный фильм? Пришло время разобраться.
Зачем нужен сиквел? Шоу с клоунами собирает кассу!
Изначально режиссер Тодд Филлипс и актер Хоакин Феникс не собирались снимать продолжение. Хит 2019 года завершил становление Джокера на высокой ноте: клоун-неудачник превратился в символ протеста всех униженных и оскорбленных. Но Феникса не отпускал образ безумца, и артист искал новые варианты. Самое банальное – грабить банки вместе с Харли Квинн, но авторы перебирали более неожиданные решения: постановка бродвейского шоу, отправка клоуна в космос или случайная идея, которая могла вдохновить Феникса. Именно во сне актер увидел продолжение: Артур Флек сидит в лечебнице и посещает суд, стараясь быть собой, а не убийцей-анархистом.
Выход сиквела в первую очередь был продиктован взрывным успехом «Джокера» – с «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля, со сборами свыше миллиарда и восторженными отзывами; фильм справедливо называли самым дерзким переосмыслением комиксов. Оставалось подписать Леди Гагу на роль Харли Квинн, поставить Феникса на путь актерского (и физического) истощения и пожинать плоды.
Ведь прибыль – все еще лучшая мотивация для возвращения Джокера, даже если сам виновник уже отказался от вычурного грима и попал под надзор охраны и врачей.
От иконы анархии обратно к маленькому человеку
Народные массы и пациентка Харли Квинн по-прежнему очарованы Джокером. Но сам виновник не хочет им быть – Артур Флек больше не сеет хаос, а постепенно принимает ответственность за преступления. Дерганый и невротичный герой Феникса с жуткими шутками и повадками маньяка в продолжении становится безвольной жертвой. «Безумие на двоих» искало вдохновение во всем, кроме собственной анархистской энергии – именно она сделала «Джокера» опасным фильмом, новым «Заводным апельсином», нажав на болевые точки общества. Во что может вылиться отчаяние отдельного человека и как, поднявшись на волне масс, произрастает глобальное насилие? Преображение Артура Флека в Джокера – то, что действительно будоражило, шокировало, а фильму давало право стяжать все лавры. Недаром лента стала феноменом, забрав главный приз на Венецианском кинофестивале – серьезное достижение для кинокомикса, наряженного скептиками в мантию «низкого жанра».
Сиквел существенно понизил ставки. Тодд Филлипс забыл о Джокере как об обезумевшем клоуне и вернулся к этюду о страданиях маленького человека в больничной сорочке. И вдохновляли Феникса уже другие личности: Флек как объект внимания всех каналов и газет напоминает убийцу Теда Банди – его судебное дело тоже транслировалось по телевидению, а также маньяк уволил адвоката и вызвался себя защищать – аналогично поступает и Флек. Какие-то черты Феникс подсмотрел у музыканта Джина Симмонса – басист и вокалист группы Kiss выходил на сцену в гриме и разыгрывал другую версию себя, которая будоражила зрителей.
Сиквел отвернулся не только от поклонников-гиков, но и от собственного фильма-предшественника. «Я не Джокер», – в унисон говорят Тодд Филлипс и герой Хоакина Феникса. Все покидают зал разочарованными. Одни – судебный, а другие –зрительский.
Осечка Тодда Филлипса: для кого снято продолжение?
Warner Bros. дали Тодду Филлипсу полный карт-бланш, и это скорее навредило фильму. Режиссер смахнул наследие DC Comics (мы даже не видим логотипа в начале), не учел пожелания фанатов и не прислушался к продюсерам. Как сообщается, у «Безумия на двоих» не было тестовых показов, и лента сразу пожаловала на кинофестиваль в Венеции, сделав публику и нулевым зрителем, и судьей. Подобным решением Филлипс и руководство Warner. хотели избежать спойлеров, но спойлерить, по существу, в фильме нечего. Сиквел производит впечатление сырого, порезанного и не доведенного до ума: нет сомнений, что часть сцен не попала в финальный монтаж — об этом говорят и трейлеры.
Распространились слухи, что тестовые показы все-таки прошли и изначальная версия была не в пример агрессивнее и ярче. В ней больше Харли Квинн: героиня Леди Гаги становилась новым Джокером, на что намекала сцена с ее танцем на лестнице – эпизод, по неясным причинам вырезанный. Концовка тоже предположительно могла быть другой – трудно поверить, что Филлипс завершил фильм на такой минорной ноте. Когда Феникса и Гагу спросили, оправдал ли фильм их ожидания, артисты не нашли лучшего ответа, чем обменяться взглядами и рассмеяться. В этом интервью куда больше химии, чем между Джокером и Квинн за два экранных часа.
Кто виноват в неудаче – вопрос комплексный. «Безумие на двоих» не разобралось с целевой аудиторией и отсеяло все группы зрителей: фестивальное жюри, поклонников первого фильма, фан-клубы как Феникса, так и Гаги. Тодд Филлипс вытравливал из «Джокера» суперзлодея и превращал в арт-драму, которую уже успели назвать «хотелкой» Феникса. В этом есть своя правда, ведь оскароносный актер не только поддержал инициативу сиквела, но и активно вмешивался в редактуру сценария. По словам Гаги, это происходило даже во время съемок. Ошибку допустило и руководство Warner, слепо вверив продолжение режиссеру. Неясно, насколько Филлипс был заинтересован в процессе – постановщик уже не раз говорил, что история Джокера рассказана и не требует продолжения. Возможно, итоговый результат — форма саботажа и протеста перед студией.
Низкий спрос на мюзикл
Джокер так эффектно станцевал на лестнице в первом фильме, что идея дать волю его пластическому и даже вокальному таланту не казалась очень уж плохой. Да еще и с Леди Гагой – одной из самых ярких музыкальных артисток сегодня. В «Безумии на двоих» Артур Флек и Харли Квинн проводят время в стенах тюрьмы и суда, а о своих чувствах сообщают нараспев – если на словах это кажется увлекательным концептом, то на деле уводит сиквел на сомнительную дорогу. Массовый зритель недолюбливает мюзикл и до сих пор считает рудиментом старого Голливуда. Даже успех таких лент XXI века, как «Ла Ла Лэнд», «Мулен Руж» и «Чикаго», аудиторию не сильно переубедил – большинство смотрит мюзиклы, поглядывая на часы и елозя в кресле. Немногих, к примеру, волнует, чего добился Леос Каракс в «Аннетт» и чем конкретно Стивен Спилберг освежил «Вестсайдскую историю».
Выбор сценического жанра – еще одна причина, почему сиквел «Джокера» не торопятся смотреть. Поклонники первого фильма и любители картин с песнями и танцами – это разная аудитория. Встреча оказалась еще менее вероятной, когда «Безумие на двоих» уничтожили критики и зрители. Большинство признало, что музыкальные номера не двигают сюжет, а фильм запросто обошелся бы и без них. Тем более Феникс и Гага не поют оригинальные песни, а перепевают уже известные хиты вроде If You Go Away Патрисии Каас или To Love Somebody братьев Гиббов. Картине о безумцах, как ни странно, не хватает именно всплеска безумия – выступления ограничиваются заурядными пассажами на сцене или в зале суда. Бюджет в 200 миллионов долларов и художественный креатив на этот раз не смогли сойтись вместе. На домашнем рынке «Безумие на двоих» собрало 46 млн долларов – это привычный показатель для музыкального фильма, но фатальный для блокбастера про самого известного суперзлодея.
Единственное ограбление Джокера: студия терпит убытки
Сиквел не только обобрал Warner Bros. и поставил антирекорды по кассовым сборам кинокомиксов. Это четвертый просчет студии после неудачи «Фуриосы», второго «Аквамена» и «Цвета пурпурного» (показательно, что это тоже был мюзикл). Не исключено, что именно провал в Венеции послужил для «Безумия на двоих» наихудшим рекомендательным письмом. Восторг от первого «Джокера» тоже не был единогласным, и сиквел оставлял какие-никакие шансы на зрительский прием. Но как только лента пожаловала в прокат, шквал негативных отзывов преодолел допустимые пределы. Продолжение, которое назвали плевком в лицо, получило разгромный рейтинг 33% на Rotten Tomatoes и чудовищный балл D на CinemaScore – таких результатов не было даже у «Морбиуса» и «Мадам Паутины».
Для выхода в ноль блокбастеру нужно собрать около 450 млн долларов – задача почти невыполнимая, учитывая натиск критики и текущий результат в 120 млн долларов. Так что повторного триумфа, как пять лет назад, не случилось. Это не значит, что зрителю сейчас интересны лишь суперкроссоверы («Дэдпул и Росомаха», «Годзилла и Конг: Новая империя») или анимационные фильмы («Головоломка 2», «Гадкий я 4»), способные легко преодолеть планку в миллиард, а к разного рода шутам он испытывает брезгливость. Третий «Ужасающий» – малобюджетный кровавый трэш про клоуна-убийцу – смог обойти сиквел «Джокера» на второй неделе домашнего проката, еще недавно такую картину вряд ли кто-то мог себе представить.
Неудача «Безумия на двоих» стала показательным примером, что дважды в одну воронку не попадает, а горе-комик не в силах снова собирать заинтересованные толпы. Лучшее шоу – это то, которое смогли вовремя закончить. Похоже, два часа славы для Артура Флека давно прошли.
Не согласна , мне как раз музыкальные номера понравились , это лучшая часть фильма, взгляд на душевные переживания героев