Мы вспомнили несколько биографических фильмов, в которых большие деньги не щадили охотников за ними
Общеизвестно, что наиболее выгодным является бизнес продавцов оружия, сутенеров и наркодельцов. Эти же виды извлечения прибыли являются наиболее опасными, смертоносными и презираемыми обществом. Голливуд создал множество картин о разгуле наркомафии, корни которой тянулись к колумбийским баронам, и наиболее показательным нам в этом ряду кажется фильм Теда Демме «Кокаин» с Джонни Деппом в главной роли. Главный герой картины – простой парень из пригорода Джордж Джанг в погоне за деньгами подсадил на белый порошок множество знаменитых людей Америки. В какой-то момент он стал одним из богатейших преступников в Штатах, а охоту на него объявили и полицейские, и бывшие соратники по клану. Тогда-то деньги и превратились в пыль – собственная жизнь оказывается дороже любых особняков, яхт и спортивных автомобилей.
Еще один известнейший охотник за барышом – мошенник Фрэнк Абигнейл. Невероятно талантливый и обладающий фантастическим обаянием юный Фрэнк еще до наступления своего полного совершеннолетия умудрился поработать врачом, не имея диплома, помощником прокурора, не имея лицензии, и даже пилотом крупной авиакомпании, не имея разрешения. На этих бы приключениях молодому человеку и остановиться, но Фрэнк, искусно подделывающий документы, принялся обирать банки и вклады, чем навлек пристальное внимание полиции. В 2002 году Стивен Спилберг посвятил погоне за преступником, который умудрился в нежном возрасте попасть в список самых опасных врагов государства, свой фильм «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо Ди Каприо в главной роли.
В России всегда есть свои легендарные личности, и в плане умения манипулировать людьми в погоне за миллионами наши герои не уступают заокеанским. В 2002 году Павел Лунгин экранизировал полуавтобиографический роман одного из таких дельцов времен «первоначального накопления капитала». Хотя имена в «Олигархе» были изменены, никто не сомневается в том, что прототипом главного героя стал печально известный своими махинациями бизнесмен Борис Березовский. Безусловно, исполнитель главной роли Владимир Машков совсем не похож на своего прототипа, да и история взлета его героя заметно упрощена, но вот результат неправедного обогащения оказался довольно близок к документальному – предательство, крах и расплата за содеянное.
Совсем не обязательно быть мошенником и нагло преступать закон, чтобы стать обеспеченным человеком, кому-то такое право дается с рождения. Говард Хьюз – сын изобретателя и известного конструктора – с детства не имел нужды ни в чем. Обладая талантами сразу в нескольких областях, Говард не только не растратил наследие родителей, но и преумножил его, однако постоянное желание находиться на самой вершине светского общества дурно повлияло на душевное спокойствие Хьюза. Чрезмерные амбиции все чаще приводили к провалу проектов, личная жизнь трещала по швам, а здравый рассудок начал пасовать перед психическими расстройствами. Биография Хьюза, созданная руками режиссера Мартина Скорсезе, является одним из лучших примеров многогранных, глубоких биографических фильмов.
Рассказы о том, что собственным трудом можно с нуля заработать миллионы, обычно являются всего лишь мотивирующими к скучному монотонному труду сказками, однако истории действительно известны случаи прыжков «из грязи в князи». Один из таких – биография Криса Гарднера, американского бизнесмена, который еще в середине 80-х был бездомным, вынужденным спать в туалетах метро и есть в благотворительных кухнях, а в 2006-м стал миллионером. Дорога эта была сложной, учитывая, что на руках у Криса был еще и малолетний сын. Режиссер Габриэле Муччино экранизировал эту историю, заманив в проект Уилла Смита, актера, ранее не слишком жаловавшего серьезные роли. Результат – номинация на актерский «Оскар» и «Золотой глобус».
Вот уж кто не знает нужды в деньгах, так это британская королевская семья, целое королевство постоянно несет свои налоги в казну, лишь бы тебе хорошо жилось, – чем не вечный праздник. Однако наивно полагать, что безбедное проживание в Букингемском дворце сулит безоблачные дни, интриги при дворе никуда не делись. «Королева» Стивена Фрирза – это не совсем биографическая картина, но будни Британской короны в ней демонстрируются не хуже, чем в ином байопике. Лента посвящена тем дням, что выпали на долю монархической семьи в момент гибели принцессы Дианы в 1997 году, и она достаточно доходчиво объясняет зрителям простые истины: деньги не всегда способны защитить от жизненных напастей, не всегда способны решить насущные проблемы и уж тем более не могут вернуть жизнь человека. Благодаря картине Фрирза, где роль Елизаветы блистательно исполнила Хелен Миррен, королева стала даже ближе народу.
Эпоха компьютерных свершений, которая началась совсем недавно и разворачивается на наших глазах, уже породила своих героев. Кто-то предпочитает оставаться в тени, за чьи-то биографии режиссеры пока не торопятся браться, ведь самое интересное в жизни наших современников, возможно, еще не произошло. Тем не менее режиссер Дэвид Финчер и сценарист Аарон Соркин одного из молодых компьютерных гениев прославить уже успели – драма «Социальная сеть» рассказала зрителям о появлении и становлении Фейсбука, детища талантливого программиста и теперь уже бизнесмена Марка Цукерберга. Начав работу над своим проектом еще в комнате студенческого кампуса, Цукерберг вряд ли предполагал, что его страстью загорится весь мир. Мир пользуется социальной сетью, но не особенно задумывается о том, что за человек ее создал, как на него повлияли деньги и как он обошелся со своими друзьями и конкурентами на пути к богатству. А стоило бы.
Еще один отечественный продукт переосмысления недавнего прошлого, снова законспирированный измененными именами и отшлифованными событиями, но узнаваемый и довольно близкий к реальному положению вещей, – криминальная драма «ПираМММида». Созданная целым коллективом постановщиков лента о жизни и приключениях одного из самых одиозных мошенников в современной истории нашей страны Сергея Мавроди местами слишком идеализирует героя, временами лакирует действительность, а кое-где впадает в беллетристику, но это потому лишь, что во главе проекта стоял сам «предводитель дворянства». Чуткий российский зритель, впрочем, еще слишком хорошо помнит очереди в обменные пункты МММ, потерянные сбережения и рекламу про «халявщика», чтобы разобраться, где в фильме правда, а где вымысел.
Фигура Стива Джобса оказалась столь значимой в мире современных технологий, что возвращаться к этому известнейшему бизнесмену и изобретателю режиссеры и писатели наверняка будут еще неоднократно. Первые попытки охватить полную необыкновенных поворотов, взлетов и падений, прорывов и провалов жизнь уже, впрочем, предпринимались. И если «Пираты Силиконовой долины» снимались, что называется, «на живую», то ленту Джошуа Майкла Штерна «Джобс: История соблазна» можно считать первой полноценной кинобиографией создателя Apple. Фильм получился спорным, выбранный на главную роль Эштон Кутчер у многих вызвал негативные эмоции, но одного у ленты не отнять – Стив Джобс в ней показан достаточно разносторонне. Заработанные на изобретениях деньги не сделали Джобса однозначно счастливым, да и от личных проблем спасали далеко не всегда.
Кому большие деньги совершенно точно ударили в голову, так это Джордану Белфорту, нью-йоркскому брокеру, который в конце 1980-х организовал такую аферу на рынке ценных бумаг, что зарабатывал по миллиону в неделю. Бешеные деньги сводили с ума не только самого Белфорта, но и всех, кто был с ним близок: сотрудники фирмы закатывали фантастические вечеринки, супруга купалась в драгоценностях, даже ведущие за ним наблюдение сотрудники ФБР осыпались купюрами. От тюрьмы богатство не спасло, но зато сделало Белфорта всемирно известным, особенно после того, как его роль в фильме «Волк с Уолл-стрит» исполнил Леонардо Ди Каприо. Картину о самом безбашенном миллионере конца XX века отметили пятью номинациями на «Оскар», но призов не дали. И правильно, хватить поощрять беззаконие и жадность!