Голливудской актрисой быть куда хуже, чем голливудским актером
СкарДжо (никогда не называйте ее так в лицо – она этого не любит!) начала сниматься задолго до того, как Голливуд признал ее секс-символом. Одну из своих первых основных ролей 13-летняя Скарлетт сыграла в сентиментальной драме Роберта Редфорда. Она изобразила юную наездницу, которой после падения с коня врачи частично ампутировали ногу. Для реабилитации замкнувшейся в себе девочки и ее обезумевшего скакуна мать Грейс отвезла их обоих далеко в горы, на ранчо «заклинателя лошадей». В центре сюжета картины были отношения «заклинателя» в исполнении Редфорда и миссис МакЛин, сыгранной Кристин Скотт Томас, но известный критик Джеймс Берардинелли в то время написал, что Скарлетт наиграла на «Оскар» за лучшую роль второго плана.
Трудно поверить, что всего десять лет назад Скарлетт нужно было, как простой старлетке, проходить прослушивание и сражаться со 150 конкурентками за право сыграть служанку и музу знаменитого голландского художника Яна Вермеера. Особо жаркой битвы, впрочем, не получилось – создатели картины сразу отметили, что в Йоханссон, в отличие от ее соперниц, было что-то такое, что могло бы вдохновить живописца на создание одной из его самых знаменитых картин. К тому же она даже без грима была очень похожа на настоящую «Девушку». А вот характеры у Йоханссон и у ее героини были совершенно разные, и актрисе пришлось подавить свои природные бойкость и независимость, чтобы вписаться в образ пугливой и застенчивой горничной XVII века. Ее усилия были удостоены номинации на британскую премию BAFTA.
Вы знали, что до того, как записаться в марвеловские супергерои, Крис Эванс и Скарлетт Йоханссон уже снимались вместе? Если не знали, не расстраивайтесь – подростковая криминальная комедия о старшеклассниках, которые пытаются украсть ответы на экзамен SAT (аналог нашего ЕГЭ), не считается шедевром или даже хитом, и ее сборы были катастрофически низкими. Кроме того, лента была «замучена» критиками как слабый и чрезмерно нравоучительный клон «Клуба “Завтрак”». Тем не менее фанатам Йоханссон все же стоит посмотреть «Высший балл» – исключительно ради СкарДжо в образе саркастичной панкушки, которая не заботится об оценках и ввязывается в аферу исключительно «по приколу» (и еще потому, что ее отец владеет зданием, где хранятся заветные ответы).
Первый высокобюджетный проект в карьере Йоханссон, «Остров» провалился в прокате, и его продюсеры Уолтер и Лори Паркс обвинили в этом фиаско звезд картины. Особенно Йоханссон, которая, по их мнению, сыграла сбежавшую от создателей девушку-клона хуже, чем сделали бы это многие телевизионные актрисы. Что ж, трудно спорить с тем, что Джордан – не одна из лучших ролей Йоханссон, но позднейшим блокбастерам с ее участием актриса ничуть не мешала. Так что продюсерам и режиссеру Майклу Бэю, также не раз перекладывавшему на других вину за неудачу «Острова», нужно было не показывать пальцем на восходящую суперзвезду, а присмотреться к своим отражениям в зеркале. «Если Скарлетт Йоханссон вам не нравится, вы просто не умеете ее готовить!»
Благодаря отцовским датским корням СкарДжо мало похожа, скажем, на Милу Кунис, но по матери она потомок минских евреев. Так что Вуди Аллен не погрешил против генетической истины, когда поручил Йоханссон роль начинающей американо-еврейской журналистки, которая на каникулах в Лондоне пытается уличить маньяка-убийцу. Чтобы добиться своего, девушка обращается за помощью к знакомому пожилому фокуснику… Стоит отметить, что Йоханссон также играла ассистентку чародея в триллере Кристофера Нолана «Престиж», но там ее роль была куда менее значимой и куда более штампованно-скучной, чем у Аллена в детективно-комедийной «Сенсации». Кстати, заработала «Сенсация» столь же, сколько стоил «Престиж», – 40 миллионов долларов. Отличные сборы для 4-миллионной ленты!
Через десять лет после «Заклинателя лошадей» Кристин Скотт Томас и Скарлетт Йоханссон вновь сыграли мать и дочь. Но уже не американок, а англичанок, и не наших современниц, а исторических персонажей – леди Болейн и ее дочь Мэри, младшую сестру одной из жен короля Генриха VIII и королевскую любовницу (а также, возможно, мать принца-бастарда). Анну Болейн в этой набитой знаменитостями исторической мелодраме изображала Натали Портман, любвеобильного монарха – Эрик Бэна, а официального мужа Мэри Болейн – (барабанная дробь!) Бенедикт Камбербэтч. Который, правда, тогда был начинающим артистом, а не героем «Шерлока» и злодеем «Стартрека». Наконец, королевского друга Фрэнсиса Уэстона в «Еще одной…» сыграл Эндрю Гарфилд, будущий Человек-паук. Как и Камбербэтч, он еще не мог помочь прокату своим именем, но звездной славы Йоханссон и Портман оказалось достаточно, чтобы обеспечить ленте Джастина Чэдвика почти 80-миллионный финансовый успех.
Если спросить Йоханссон, какую ленту она бы вычеркнула из своего резюме, она бы, наверно, выбрала «Мстителя» – 60-миллионную ерунду, придуманную и снятую художником комиксов Фрэнком Миллером по мотивам раннего супергероического цикла Уилла Айзнера. Сказать об этом фильме что-то хорошее совершенно невозможно. Но по крайней мере он подарил поклонникам военного фетиша зрелище под названием «Скарлетт Йоханссон в нацистской форме». Зачем актриса ее нацепила? Чтобы изобразить почти безумную сподвижницу совершенно безумного суперзлодея в исполнении Сэмюэля Л. Джексона. Выглядело это, как уже говорилось, чудовищно. Но зато точно не похоже на предыдущие роли звезды!
К настоящему времени Скарлетт Йоханссон уже трижды сыграла Наташу Романофф, супершпионку из комиксов Marvel, и мы выбрали для этого перечня ее второе появление в этом образе. Но не потому, что сборы «Мстителей» зашкалили за миллиард долларов, а потому, что, на наш вкус, в фильме Джосса Уидона Наташа раскрылась ярче всего. Даром что она в нем лишь одна из множества супергероев, защищающих Землю от инопланетного вторжения. Ведь в то время как в «Железном Человеке 2» и в «Первом Мстителе: Другая война» шпионку вечно заслоняют ее экранные партнеры-мужчины, Уидон постарался найти женщине достойное место среди боевых товарищей. Получилось у него это не идеально, но главное, что он все же попытался…
Скарлетт Йоханссон не появляется ни в одном кадре фантастической трагикомедии Спайка Джонзи, и она (редкий случай в Голливуде!) подключилась к работе над лентой уже после завершения съемок. Тем не менее она сыграла в картине одну из лучших своих ролей, озвучив разумную операционную систему, которая начинает как услужливая помощница главного героя, вскоре становится его возлюбленной и постепенно эволюционирует в бестелесное существо за пределами человеческого понимания. Фильм был удостоен пяти номинаций на «Оскар», и мы были раздосадованы тем, что Йоханссон не была отмечена хотя бы как актриса второго плана. Ведь ее голос – минимум треть обаяния и душевности картины. Зато Йоханссон получила жанровую премию «Сатурн» – в отличие от своего партнера Хоакина Феникса, который довольствовался номинацией.
Российская премьера нового фантастического боевика Люка Бессона состоится еще не скоро (фильм доберется до наших экранов лишь в середине сентября). Но так как на Западе картина уже вышла и так как ее трейлер раскрывает большую часть сюжета, мы уже можем рассказать, что в «Люси» заглавная героиня – простая молодая американка – попадает в руки наркоторговцев и получает огромную дозу препарата, наделяющего ее все время нарастающими суперспособностями и превращающего девушку во всемогущую богиню. Мы, правда, еще со времен «Трудностей перевода» знали, что Йоханссон – экранное божество, но спасибо Бессону за то, что он заявил об этом на весь мир! Кстати, СкарДжо заменила в «Люси» изначально согласившуюся сниматься Анджелину Джоли, которая, вероятно, хуже смотрелась бы в фильме. Ведь героиню «Малефисенты» всегда было трудно представить в образе простой женщины. А вот Йоханссон может играть и богинь, и «девушек по соседству». За что мы ее и ценим.