Постмодернистская музыкальная сказка о вреде спиртного и о подглядывании за девушками
Постмодернистская музыкальная сказка о вреде спиртного и о подглядывании за девушками
Бедный портняжка Ганс (Дмитрий Бурукин) получает от служанки Гретель (Юлия Паршута) из соседнего королевства срочный заказ: двенадцать платьев, по три для каждой из четырех королевских дочерей. Когда юноша приносит платья заказчикам, он узнает, что принцессам все время нужна новая одежда, потому что каждую ночь они снашивают по платью и по паре башмаков. Никто не знает, где и как девушки это делают, и король (Сергей Жигунов) обещает любую из принцесс и четверть королевства в придачу тому, кто разгадает эту загадку. Ганс быстро соглашается проследить за красавицами и лишь после этого узнает, что если он не справится за три дня, то его либо обезглавят, либо заточат в тюрьму.
Надо отдать должное прокатчикам «Тайны» – они создали для нее превосходный постер. Одного взгляда на аляповатую картинку с сердечком в центре достаточно, чтобы понять замысел создателей фильма: «Возродим-ка мы позднесоветскую традицию сказочного трэша! Чтобы декорации были из картонки, платья – из занавески, парики – из мочалки, но кино при этом получилось бы ироничное, задорное и обязательно с песнями и танцами. И еще с известными актерами. Правда, Пуговкина уже нет, но и лидер у нас теперь не старый и больной, а дзюдоист и мужчина в самом расцвете рейтинга. Так что пусть короля сыграет Жигунов в бордовом кимоно. И про рейтинг в 146% мы обязательно пошутим, потому что без политического юмора в кино для малышей никуда. Вон, “Богатыри” мультяшные еще и не так шутят – значит, нам тоже можно!»
Что ж, традицию авторы «Тайны» действительно возродили. Правда, не во всех подробностях. Потому что компьютерной графики у Студии имени Горького не было, на съемки чешских замков в СССР редко раскошеливались, и шутки о том, что церемониймейстера (Юрий Гальцев) девушки не интересуют, худсоветы безжалостно зарубали. И вообще, с постмодернистскими приколами тогда особо не перебарщивали, потому что если у вас в сказке, как в «Тайне», на каждом шагу то паспорт с пропиской спрашивают, то волшебное зеркало дистанционным пультом переключают, тогда сказка заканчивается и начинается суровая реальность. Но в остальном – да, тут советский дух, тут Горьким пахнет. И не только пахнет, потому что музыка и песни – Геннадия Гладкова. Того самого, чьи творения из телеконцертов не вылезали.
Однако запах и звук – это еще не все. Тем более если песни в фильме, прямо скажем, не из «Обыкновенного чуда», и ни одна из них не врезается в память. Ностальгия ностальгией, но хотелось бы еще и содержания. А с содержанием – то есть со сказкой, которую авторы фильма рассказывают, – полный швах.
В самом деле, чему посвящено большинство волшебных сказок, включая «Храброго портняжку» братьев Гримм? Победе добра над злом. То есть у вас должен был герой, и он должен победить злодея. Но в «Тайне» герой и злодей до эпилога пересекаются лишь в одной разговорной сцене! И злодей этой сцене не нужен – она была бы драматичнее и логичнее, если бы герой препирался с собственным отражением, а не с видением злого мага (Вадим Галыгин). Поэтому вместо героя злодея побеждает совсем другой, второстепенный персонаж, и победа эта скорее случайная, чем вымученная и заслуженная. А что же портняжка? Он сражается… Вы крепко сидите? С «зеленым змием».
Да, вы правильно поняли. Сюжетная суть «Тайны» в том, что Ганс слишком много пьет. Поэтому он может позволить себе всего четырех таджикских подмастерьев. И поэтому он, в отличие от старого солдата из другой гриммовской сказки, «Стоптанные башмаки», не может в первую же ночь проследить за принцессами. Нет у него силы воли, чтобы на ночь не напиться, даже если он рискует головой. Но – простите за спойлер! – на третью ночь он все же совершит этот подвиг (целый вечер без вина!) и подглядит за девушками. А дальше – триумф, хеппи-энд и эпилог. Финита ля комедия.
Ах, вы хотели, чтобы он злодею задницу надрал или великанов перехитрил? Ну, извините. Этот фильм не об этом. Это кино о том, как алкаш с помощью любимой женщины целый вечер не пьет и подсматривает за девушками. Надо ставить себе реальные задачи! И других ролевых моделей для мальчиков в картине нет. Потому что церемониймейстер – полный «эстет», местный чародей – главный злодей, а король в финале признается в такой мерзости, какой реальные средневековые монархи бы постеснялись. А они историю так кровью залили, что страницы слипаются. На фоне подобных персонажей Ганс еще ничего – нормальный пацан (так его в фильме и называют) и мелкий бизнесмен. И где-то даже частный детектив.
Кстати, о его расследовании. Оно занимает весь фильм, но в нем почти нет интриги, потому что зрители еще до появления Ганса на экране узнают, чем и с кем по ночам занимаются принцессы. Конечно, все мы знаем увлекательные детективы, где преступник известен с первых же минут или страниц (классический пример – «Преступление и наказание»). Но такие произведения строятся вокруг тонкой психологической игры в кошки-мышки или вокруг аналогичных изощренных повествовательных ходов. В «Тайне» же ничего подробного нет, и попытки Ганса проследить за принцессами кажутся нудной тягомотиной. Что очень странно – ведь сценаристка фильма Зоя Кудря, соавтор нашего недавнего «Шерлока Холмса» и многих других криминальных сериалов и картин, знает толк в занимательных детективах. Трудно поверить, будто она никогда не слышала, что для детей надо писать как для взрослых, только лучше. И шутить для них надо лучше. А то шуток в картине полно, а в зале никто не смеется. Даже дети, для которых все это придумано, сыграно и спето. И сшито из занавесок и мочалок.