Рассказываем о женщинах, которые приняли решение не бояться, а пугать других, — о дебютантках в режиссуре и опытных кинематографистках, ярко проявивших себя в жанре хоррора за последние пару лет. Сталкеры и каннибалы, призраки, вампиры и бывшие подруги детства — обо всех кошмарах по порядку в нашем материале.
Начнем экскурсию в мир женских кошмаров с гастрохоррора дебютантки Мими Кейв. «Свежатинка» поначалу напоминает скорее ромком: отчаявшаяся от однообразных свиданий девушка (Дэйзи Эдгар-Джонс) встречает того самого в супермаркете между фруктами и овощами. Обаятельный мужчина (Себастиан Стэн) очаровывает еще до того, как говорит, что он врач, но мы-то с вами с самого начала чувствовали подвох! «Свежатинка» — идеальный пример баланса формы и содержания: с одной стороны, Кейв жанровым языком хоррора говорит об объективации женщин. С другой — не отказывает себе в удовольствии с азартом поиграть с формой. Если вы пропустили фильм, когда он вышел, то сейчас самое время наверстать, чтобы быть бдительнее на свиданиях.
Другая дебютантка в полном метре, но не в жанре (уже была новелла в сборнике «З/Л/О 94»), Хлоя Окуно разыгрывает карту паранойи и тянет лямку до самого финала. Джулия (королева крика Майка Монро) переехала вместе с мужем в Бухарест: у него в перспективе повышение, у нее — дни, проведенные в одиночестве. Маета усиливается под гнетом мрачного обаяния Восточной Европы и навязчивых мыслей о соседе (Берн Горман), который подозрительно не отводит глаз от окон ее квартиры. Окуно движется по проверенным тропам фильмов о сталкерах, но делает это настолько изящно и тонко, что страх пробирает до костей, даже когда кажется, что Джулия накрутила себя и позволила тревоге руководить разумом. А как иначе, если даже в новостях только и разговоров о том, что девушки в округе пропадают без следа, а все усилия полиции безрезультатны.
Снимать в XXI веке кино о вреде соцсетей и одержимости погоней за лайками — дело опасное: велик риск скатиться в морализаторство и старческие напутствия бездушным зумерам. У режиссерки из Австралии Ханны Барлоу получилось выдержать тонкую грань между иронией и кошмаром. Инфлюенсерша, проповедующая смирение и открытость, Сесилия (Аиша Ди) случайно попадает на девичник к подруге детства (сама Барлоу). Девушки давно не общались, и Сисси нравится далеко не всем приглашенным. Экран заливается попеременно то кровью, то черным юмором, но действо не превращается в сатирический аттракцион. Как и принято сегодня, где-то за хоррором припрятана детская травма: вопрос только в том, что же случилось на самом деле и как запомнила происшествие милаха Сесилия.
Роксана Бенжамин уже давно заявила о себе в хоррорах разного калибра: и в калейдоскопах «Х» и «Монстры Юга», и в дебютном полном метре «Смертельная тропа», и в сериалах вроде «Леденящих душу приключений Сабрины». Новый полный метр постановщицы «С детьми что-то не так» издалека выглядит как очередная страшилка о дьявольских отпрысках. После прогулки по заброшенному форту очаровательные чада (Бриелла Гуиса и Дэвид Мэттл) ведут себя странно, чем в первую очередь пугают не своих родителей (Аманда Крю и Карлос Сантос), а бездетную пару их друзей (Алиша Вейнрайт и Зак Гилфорд). На деле же криповая детвора лишь повод заговорить о репродуктивном вопросе и о том, стоит ли вообще его поднимать за пределами пары? Напряжение, повисшее во время разговора о продолжении рода, нервирует куда больше, чем одержимая мелюзга с топором.
Называть «Вампиршу-гуманистку» хоррором можно лишь со скидкой — скорее вышел ромком с острыми зубами, ведь влюбиться предстоит именно вампирше, но вампирше неправильной. Саша (Сара Монтпети) разочаровала свой род кровопийц — девушка с самых юных лет и до подросткового возраста не хочет никого губить и не настроена на убийства. Когда родители ставят ультиматум, приходится искать несчастного, готового свести счеты с жизнью, чтобы бедолаге помочь. Режиссерка-дебютантка из Канады Ариан Луи-Сейз предлагает очаровательную историю редкого обаяния и заигрывает с известными переменными: «Сумерки» встречают «Субмарину», а «Амели» влюбляется в кошмары Аны Лили Амирпур.
«Жаль, что никогда уже не вернуть времени такой странной юности» — этой репликой заканчиваются «Девственницы-самоубийцы» Софии Копполы, с нее могло бы начинаться «Соколиное озеро». Возвращение в родной домик на берегу среди пейзажей Канады сулит Бастьену (Жозеф Энжель) прощание с детством. Ведь приехала старшая кузина Хлое (о принцессе крика Саре Монтпети говорили выше), и пора менять аниме на алкоголь и первые влажные поцелуи. Шарлотта Ле Бон (актриса снялась в «Свежатинке») в дебютном полном метре спаивает историю летнего взросления с причудливой местной легендой об утонувшем в озере мальчугане. В результате вышло гипнотическое и эмпатическое кино, которое можно почувствовать кожей.
Тереза Сазерленд уже работала сценаристкой на «Полуночной мессе» и теперь добралась до полного метра. «Прекрасно, темно и глубоко» скорее наследует не печальным кошмарам Майка Флэнегана, а уже упомянутой выше Роксане Бенджамин. Снова в центре сюжета героиня — рейнджерка национального парка (Джорджина Кэмпбелл из «Варвара»), которая попала в неприятности, но смутной природы — то ли паранормальные, то ли не очень. У лесов и озер, где она заступила на пост, печальная репутация: пропадают люди. Разумеется, до финала она успеет узнать почему. «Прекрасный, темный и глубокий» сначала убаюкивает мерными прогулками по тропинкам и ракурсами верхушек деревьев, а потом забрасывает в пучину коридоров сознания. Удивительно, но рефернс-рекомендация приходит не из кино, а из мира игр: фактура и настроение ленты чем-то напоминают Alan Wake 2.