Снятое на нескольких континентах документальное кино о зарождении, жизни и смерти грандиозного урагана
В небе над Сенегалом зарождается могучее природное явление. Когда оно пересечет Атлантический океан, оно получит имя – ураган «Люси». Сперва «Люси» нанесет удар по Пуэрто-Рико, затем он обрушится на Кубу, а в конце своего разрушительного путешествия «Люси» зальет побережье Луизианы.
Термин «блокбастер» обычно не используется по отношению к документальным фильмам, но бывают картины, которые это звание заслуживают. Вспомним такие впечатляющие работы, как фильмы Жака Перрена «Микрокосмос» и «Птицы», созданные в результате многолетней работы множества операторов и инженеров. «Ураган», также снятый французскими документалистами, принадлежит к этой же категории лент. Его создатели в течение пяти лет работали в 12 странах на четырех континентах, чтобы запечатлеть буйство стихии.
Как можно было снимать один ураган в течение нескольких лет? Здесь кроется главная проблема «Урагана» как документального полотна. Отображенный в картине ураган – вымысел авторов. «Люси» – это 12 реальных ураганов, снятых в разное время и объединенных с помощью монтажа и полуигровых эпизодов. Само по себе это не преступление, но картина не предупреждает публику, что «Люси» вымышлен и что в фильме есть «фальшивые» сцены. Пусть и основанные на реальных событиях и разыгранные не профессиональными актерами, а, например, американскими и кубинскими метеорологами. Документальное кино должно строже относиться к фактам. Недаром в его названии есть слово «документ»!
Впрочем, «документа» в «Урагане» куда больше, чем крошечных игровых отступлений, и картина визуально поражает. Снятый в 3D фильм демонстрирует песчаную бурю в Африке, сокрушительный ливень в Пуэрто-Рико, «бомбардировки» водой и ветром на Кубе и в Новом Орлеане… Мы видим ураган из космоса и с борта метеорологического самолета, глазами камер на земле, в городе, в тропическом лесу и даже под водой. Подводные съемки особенно неожиданны и эффектны, поскольку аналоги многих других фрагментов фильма можно увидеть в телерепортажах и художественных лентах, а вот снять нагнетаемые ураганом огромные волны с точки зрения рыб еще, кажется, никому не приходило в голову. Вряд ли стоит говорить, насколько это было сложно и опасно.
Если упомянутые картины вроде «Микрокосмоса» и «Птиц» концентрируются на жизни природы, то «Ураган» уделяет равное внимание стихии и людям. Он отображает эвакуацию людей из зоны бедствия, подготовку домов к урагану (к несчастью, она не всегда приносит плоды, поскольку ветер может разрушить даже крепкие постройки), боль тех, кто лишился с трудом выращенного урожая, скорбь крестьян, утративших все имущество и передававшиеся по наследству фермы… Конечно, такие кадры не столь впечатляющи, как съемки урагана, но они наделяют стихию драматичным человеческим измерением и позволяют сравнить жизнь стран со схожим климатом, но разным достатком. Сразу видно, например, насколько у американских метеорологов лучше финансирование в сравнении с их кубинскими коллегами.
Как и можно было ожидать от блокбастерного фильма, «Ураган» в основном воздействует на зрительские эмоции. В картине нет ни графиков, ни диаграмм, ни подробных научных разъяснений – лишь самые базовые сведения о погодных явлениях. Закадровый текст фильма основан на коротком произведении Виктора Гюго, и это скорее стихотворение в прозе, чем занимательная и образовательная лекция. Так что не рассчитывайте, что узнаете из картины много такого, чего раньше не знали. Зато вы наверняка увидите такое, чего раньше не видели, даже если жили в краю ураганов. И это тот редкий случай, когда кино выигрывает от трехмерного показа.
С 25 августа в кино.