Встречаются в фильмах и мультфильмах и драконы, которым есть что сказать. И именно им посвящена наша новая «лучшая десятка» – десятка лучших экранных говорящих драконов
Когда в начале 2000-х студия Warner отключила кислород своему подразделению полнометражной анимации, одной из причин этого радикального шага были кошмарные сборы «В поисках Камелота». Однако музыкальное фэнтези Фредерика дю Шо не было совершенно бездарным. Напротив, в нем было немало интересных идей – просто реализованы они были не слишком изящно и вдохновенно. Одной из этих перспективных идей был забавный и добродушный двухголовый дракон Девон и Корнуолл, озвученный прославленными комиками Доном Риклзом и Эриком Айдлом. Поначалу беспомощные и почти бесполезные, Девон и Корнуолл по ходу картины приучались работать как команда, и им даже удавалось научиться летать. Почему «даже»? Потому что летать очень трудно, если каждая из голов управляет лишь одним крылом.
Неплохо прошедший в прокате, но буквально заплеванный критиками, первый (и последний) фильм из фэнтези-цикла «Эрагон» был забыт многими зрителями вскоре после выхода. Мы, однако, помним эту картину – не из-за ее заглавного героя и не из-за прочих персонажей-людей, а из-за уникальной для кинематографа драконихи Сафиры. Ведь даже в набитом ящерами «Как приручить дракона» самка дракона всего одна, и она – основной злодей первого фильма. Сафира же – главная положительная героиня «Эракона», и она не только смертельно опасна для врагов, но и красива и изящна. Глотка Сафиры лучше приспособлена для извержения огня, чем для болтовни, но дракониха умеет общаться с помощью телепатии. В оригинальной версии фильма ее озвучила Рэйчел Вайс.
Летать и дышать огнем для драконов так же естественно, как для нас – ходить и говорить. Но что если по ходу действия мультфильма герой-человек – да еще и обитатель современного мира, перенесенный с помощью магии в волшебное измерение, – превращается в дракона? Тогда ему нужен учитель драконьей жизни. И именно этим в картине студии Rankin/Bass занимается озвученный Джеймсом Грегори пожилой дракон Смргол, терпеливо обучающий Питера Дикинсона огнедышащей премудрости. Что, в свою очередь, позволяет зрителям узнать, как устроено пиротехническое дыхание. К сожалению, эта примечательная лента не так известна, как два других мультфильма студии – «Хоббит» и «Последний единорог». А ведь над ней тоже работали японские аниматоры, позднее ставшие влиятельными фигурами в аниме-мире. Координатор анимации Тору Хара, например, в дальнейшем спродюсировал несколько лент Хаяо Миядзаки.
Бывший дракон-хранитель рода Фа, Мушу надеется реабилитироваться за свои прежние промахи, и потому он вместе с Фа Мулан отправляется на войну, когда доблестная девушка решает заменить в армии своего немощного отца. К сожалению, дракончик слишком мал и слаб, чтобы сражаться рядом со своей хозяйкой, ему лишь изредка удается сделать что-то полезное. Зато он очень самоуверенный и забавный, и в трудные минуты это поднимает Мулан настроение. Ранние дизайны этого персонажа радикально отличались от того, что сейчас можно увидеть в диснеевском мультфильме (так, в определенный момент Мушу был зеленым и двухголовым), и окончательный вариант был согласован лишь после того, как студия наняла для озвучания Эдди Мерфи. Который в дальнейшем сыграл в «Шрэке» влюбленного в дракониху осла.
Не столь говорливый, как Мушу, но куда более могущественный и привлекательный (как в человеческом, так и в драконьем облике) второй главный герой «оскароносного» мультфильма Хаяо Миядзаки – речной дух-дракон, ставший слугой ведьмы Юбабы после того, как его река Кохаку была загрязнена и уничтожена людьми. Река Кохаку придумана режиссером, однако ее название может быть намеком на британскую реку Эмбер (что также переводится как «янтарная»). Хаку лишь изредка обретает свою истинную форму, и обычно он выглядит как мальчик-подросток. Свой голос ему предоставил актер и певец Мию Ирино, японский дублер Хейли Джоэла Осмента в «Шестом чувстве» и Майкла Серы в «Джуно», а также японский голос Соры из видеоигрового цикла Kingdom Hearts.
Для наших предков Змей Горыныч был хтоническим монстром, одним из самых кошмарных существ мифологии восточных славян. В СССР, однако, Змей быстро превратился в комического персонажа, и именно таком он предстает в уже российском мультфильме, где добродушный трехголовый ящер оказывается лучшим другом богатыря Добрыни. Правда, он все же похищает племянницу князя Киевского, но не со зла, а по слабоволию – Змей в долгу у купца Колывана, истинного злодея мультфильма. Все три головы Змея говорят голосом Олега Куликовича (также он озвучивает в «богатырском» цикле Алешу Поповича), но у каждый из голов свой характер и своя интонация. Вопреки традиции, Горынычу лишь к концу фильма удается научиться летать.
Дракон с голосом Шона Коннери? Да, бывает и такое! И этот знаменитый голос очень подходит Драко. Ведь он доблестен как рыцарь, но, подобно тайному агенту, может выдавать себя за того, кем не является. То есть за злобного дракона, который сжигает деревни и пожирает людей. Зачем это Драко нужно? Такой уж у него договор с истребителем драконов – сперва Драко наводит шороху, а затем воин его понарошку убивает, и они по-братски делят дары благодарных селян. «Сердце дракона» было одной из первых картин, использовавших компьютерные технологии, которые были разработаны для оживления динозавров в «Парке Юрского периода». Изначально продюсеры собирались работать с «традиционными», кукольными эффектами, но они были дороже и смотрелись хуже.
Этот гигантский ящер лишь в прошлом году появился на киноэкране во всем своем подавляющем великолепии, но поклонники фэнтези знают его еще с довоенных времен («Хоббит» был опубликован в 1937 году). Смауг – отец и дедушка большинства современных фэнтези-драконов, который, в свою очередь, был вдохновлен древнегерманскими сказаниями и древнеанглийским «Беовульфом». Он хитер, могуч и почти неуязвим, и его единственная существенная слабость – зашкаливающее самомнение. В блокбастерном цикле Питера Джексона Смауга озвучил Бенедикт Камбербэтч, который таким образом виртуально столкнулся на экране со своим напарником по «Шерлоку» Мартином Фрименом, сыгравшим заглавного хоббита Бильбо.
Если Смауг – это воплощение западного мифа о «страшном драконе», то Фалькор – инкарнация восточного мифа о «добром драконе», нежном и мудром защитнике человечества. Один из главных героев западногерманского фантастического блокбастера (в 1984 году «Бесконечная история» была самым дорогим фильмом, когда-либо снятым за пределами США и СССР), Фалькор одновременно похож на собаку и пилота. Его тело покрывает не чешуя, а мягкая шерсть, и у него нет крыльев, что ничуть не мешает ему летать со скоростью сновидений. Его имя – это искаженное японское слово «Фукурю», что переводится «дракон удачи». Фалькора озвучил американский актер Алан Оппенгеймер, дальний родственник знаменитого физика Роберта Оппенгеймера. Желающие покататься на Фалькоре могут сделать это на студии Bavaria Film в Мюнхене, где в музее для туристов выставлен реквизитный макет, использовавшийся на съемках «Истории».
Один из последних шедевров советского кино не впечатляет эффектами, костюмами и декорациями. Но ему это и не нужно. Потрясающая кинопритча Марка Захарова, основанная на пьесе Евгения Шварца «Дракон», берет не картинкой, а философской глубиной и сатирической едкостью. Главный герой фильма – странствующий рыцарь Ланцелот – попадает в город, где жители так долго живут под властью монстра, что уже не хотят от нее избавиться. Но когда это все же происходит, оказывается, что в душе каждого горожанина живет свой собственный маленький дракон, который лишь ждет возможности, чтобы вырваться наружу. Заглавного злодея во всем калейдоскопе его инкарнаций блистательно сыграл Олег Янковский. На исходе перестройки «Убить дракона» упрекали в конъюнктурности, но сейчас картину Захарова критиковать невозможно – только цитировать, цитировать и еще раз цитировать. Кроме того, Дракон – это, пожалуй, лучший метафорический (или символический?) монстр в истории мирового кино. Поразительное достижение гениальных творцов.