Экзистенциальная драма по роману Жозе Сарамаго
Университетский преподаватель Адам Белл, вечно растрепанный книжный червь со взглядом, упертым в землю, волей случая видит в одном из кадров взятого в прокате фильма себя. Попытки разобраться в том, откуда на свете взялся двойник, неизбежно ведут Адама прямо в пасть безумия – впрочем, как и его новоявленного близнеца, а также двух блондинок – беременную жену и подружку героев.
В смысле прокатной репутации «Враг» выглядит своего рода эпилогом к крайне успешным «Пленницам» – обе непростые картины режиссер Дени Вильнев ухитрился снять за один год и с одним и тем же Джейком Джилленхолом в главной роли. Новый фильм – это упражнение Вильнева на ниве экзистенциального триллера, оммаж разом двум Дэвидам – Линчу и Кроненбергу. От первого здесь Изабелла Росселлини, а от второго – общая параноидальность атмосферы и любовь к насекомому как метафоре.
Со всех занятых в фильме актеров Вильнев взял подписку, согласно которой они обязались ни под каким видом не рассказывать о том, что означает трижды появляющийся в кадре паук. Однако это стремление к таинственности на экране так толком и не объясняется. Кажется, что объемистый роман нобелевского лауреата Жозе Сарамаго был выбран лишь в силу обилия мистического тумана, за который многие ценят магических реалистов борхесовского толка.
Однако, прельстившись мрачным волшебством, режиссер зачем-то решил прибегнуть к помощи изрядно поднадоевшего всем инструментария арт-хаусных хитов нулевых. Более половины скромного хронометража в итоге занимают тоскливые проезды камеры под аккомпанемент кларнета, который в особо тревожные моменты сменяет виолончель. Интерьерные же сцены решены так, будто по ту сторону камеры смертным боем бьются Бернардо Бертолуччи и Анджей Жулавский – то есть Вильнев пытается сделать не только многозначительно, но и максимально красиво (иррациональную двойственность, например, постоянно подчеркивают бесконечные зеркальные поверхности). От столь настойчивых доказательств непостижимости творящегося на экране мракобесия желание в нем копаться может и вовсе пропасть.
И уж вряд ли хоть один человек всерьез заинтересуется тем, при чем же здесь все-таки пауки.