Депрессивная драма с Беном Аффлеком в роли баскетболиста-алкоголика, который не может оправиться от страшной потери.
Джек Каннингэм (Бен Аффлек) — некогда успешный школьный баскетболист, а ныне грустный строительный работник, уже год как разошедшийся (как бы на время, но на самом деле нет) с женой. Он до сих пор не может оправиться от смерти маленького сына и молча заливает горе алкоголем, пока из родной школы ему не приходит звонок — Джека зовут на место тренера баскетбольной команды. Та, конечно, всем подряд проигрывает, и только жёсткая рука Каннингэма может это исправить — в баскетболе, хотя бы на время, Джек находит утешение.
Сложно, нет, почти невозможно размышлять о «Вне игры» вне контекста того, как плотно история местного героя связана с фигурой самого Аффлека. Персонаж Джека Каннингэма явно писался под актёра, который совсем недавно пугал Интернет на депрессивных фотографиях папарацци — заплывший и вечно грустный Бен там производил крайне удручающее впечатление. Пройдя реабилитацию, актёр вместе с режиссёром Гэвином О’Коннором (они уже работали над «Расплатой» и явно сдружились) направили, как и учат всех творческих людей, травму в искусство. «Вне игры» — по сути, анамнез той травмы.
Если в жизни Бен нашёл для себя Ану де Армас, то в кино её заменил баскетбол. «Вне игры» — что-то вроде смеси типичного спортивного байопика а-ля да хоть наше «Движение вверх» и пунктуированной личностной драмы, «Манчестер на корте», как его в шутку называли где-то в Сети. Трагедии двух Аффлеков действительно гомологичны: как и Кейси в своей оскароносной роли, Бен здесь скуп на эксцентрику, он проглатывает слёзы и не проговаривает то, что давно стоило бы выпустить из себя. Единственным — и вот здесь фильмы кардинально расходятся в методе — акцептором его внутренних страстей становится баскетбольный корт, терапевтическое возвращение в спорт, где взрывные эмоции только приветствуются. Игровой азарт становится способом к внутренней коммуникации, которую герою, правда, будет очень сложно освоить.
Другой вопрос, что Гэвин О’Коннор далеко не Кеннет Лонерган: как режиссёр и сценарист он куда твердолобее, тонкие душевные организации, мягко говоря, не его конёк. Но при этом он раз за разом обращается к большим материями и сложным психологизмам, что в «Расплате», что в «Джейн берёт ружьё» выводя характерные драмы через бойкие (или не очень бойкие) жанровые сюжеты. Во «Вне игры» ему как раз для этого и нужен баскетбол — эдакий сэйфспейс, пространство гнева, криков и ещё не вымершей маскулинности, место, где расстояние между раздражителем и реакцией минимально. Причём здесь итог вышел убедительнее предыдущих работ — вероятно, потому что в этот раз Аффлек по-настоящему попал в нерв персонажа (понятно, почему) и наблюдать за его в кои-то веки тихой игрой одновременно приятно и тягостно.