Даже не дожидаясь окончательных цифр кассовых сборов, которые в итоге покажет прокат «Мира Юрского периода», уже сегодня можно с уверенностью сказать: актерам фантастического перезапуска франшизы уготовано большое будущее
Даже не дожидаясь окончательных цифр кассовых сборов, которые в итоге покажет прокат «Мира Юрского периода», уже сегодня можно с уверенностью сказать: актерам фантастического перезапуска франшизы уготовано большое будущее. Двадцать два года назад столь же яркими выглядели и актерские работы в «Парке Юрского периода», сегодня Сэма Нилла, Лору Дерн и Джеффа Голдблюма помнят во многом за их борьбу с динозаврами. Но эти актеры вовсе не были единственными претендентами на свои роли, мы собрали для вас небольшой список тех звезд, которые по разным причинам на остров Нублар не попали. И только вам судить, хорошо это или плохо.
Знаменитый шотландский «Джеймс Бонд» Шон Коннери широко известен в Голливуде своим умением ловко избегать даже самых перспективных ролей, обычно связано это было с чрезмерной требовательностью актера и его неуживчивостью. Вот и в случае с «Парком Юрского периода» перспективы получить роль Джона Хаммонда у Коннери были очень велики, актер находился в дружеских отношениях с автором книги и сценария Майклом Крайтоном, однако не сложилось. В отличие от «Властелина Колец» или поттерианы, от участия в которых ветеран актерского цеха отказался по творческим соображениям, преградой посещения «Парка» для Коннери стал чрезмерный аппетит. Запрошенный им гонорар оказался неподъемной для студии суммой, и с актером решено было расстаться.
Аналогичная причина стала препятствием для Курта Рассела, которому предлагалась роль доктора Алана Гранта в фильме «Парк Юрского периода». Актер, в конце 80-х – начале 90-х сыгравший в нескольких весьма прибыльных фильмах, посчитал, что именно его участие делает эти проекты конкурентоспособными. Возможно, это не лишено основания, но не в случае конфликта со Спилбергом и студией Universal. Последние упорствовали особенно сильно – никто не был готов платить Расселу такие деньги, какие актер запросил за свою борьбу с динозаврами. В результате «Парк» предпочел услуги менее героически выглядящего Сэма Нила, а Рассел отправился в «Звездные врата», где получил требуемую сумму. Только вот финальные сборы «Парка» и «Врат» сильно отличаются. Но кто же знал?
Сотрудничество Стивена Спилберга и Харрисона Форда нельзя назвать малопродуктивным – франшиза о докторе археологии Индиане Джонсе подарила миру эталон приключенческого героя. Пусть роль Инди и досталась Форду после того, как из проекта выпал Том Селлек, но наряду с Ханом Соло охотник за сокровищами в шляпе и с хлыстом входит в число лучших работ актера в кино. Могла его коллекция пополниться и еще одной большой франшизой, по крайней мере, на каком-то этапе Форд претендовал на роль доктора Гранта. Так утверждает Спилберг, актер же, в свою очередь, затаил обиду на то, что режиссер не нашел для него места на острове динозавров. Как бы то ни было, не срослось – Форд отправился в «Беглеца» и «Прямую и явную угрозу», что тоже, в общем-то, неплохо.
Еще один старый знакомый Спилберга, оказавшийся за бортом рейса, отправившегося на Нублар, – Ричард Дрейфус. Актер имел счастье работать со Спилбергом на «Близких контактах третьего рода» и, в принципе, проявил себя способным изобразить волевого целеустремленного ученого, ровно такого, каким должен быть доктор Алан Грант. Что же случилось? Почему актер оказался за бортом проекта? По словам Лоры Дерн, все дело в том, как расстались Спилберг и Дрейфус после «Контактов». В последний день съемок актер подошел к режиссеру и сказал: «Спасибо вам большое, но это был самый ужасный опыт в моей жизни». Впечатляющие слова, но совершенно не располагающие к последующему сотрудничеству.
Актрис, претендовавших на роль доктора Элли Саттлер, было более десятка, причем многие из них существенно отличались от того образа, что воплотила на экране Лора Дерн. Так, например, до прослушивания добрались Гвинет Пэлтроу, Робин Рай, Элизабет Херли и Джулианна Мур (последняя, видимо, достаточно сильно впечатлила Спилберга, чтобы получить приглашение в сиквел). Несколько необычный состав, не правда ли? Дополним его Сандрой Буллок, которая неоднократно упоминалась в новостях препродакшена – тогда доктор Саттлер представлялась довольно горячей штучкой, а не унылой «библиотекаршей». Увы, в какой-то момент Спилберг решил, что слишком сексапильная ученая будет отвлекать зрителя от динозавров, поэтому Элли стала Дерн, а Буллок отправилась кататься на автобусе с Киану Ривзом.
Еще один аспект проблемы, почему на роль Элли Саттлер не подошли голливудские красотки, кроется в том, что Спилбергу нужна была актриса в «зрелом возрасте». Среди прочих претенденток Саттлер могла стать и Ума Турман, она даже была вызвана режиссером на пробы, но после всех пройденных этапов кастинга Стивен Спилберг выбрал Лору Дерн. Не в последнюю очередь из-за возраста – было бы странно, если бы 22-летняя Турман упрашивала 47-летнего Сэма Нилла остепениться и завести детей. Тут даже флирт между героями выглядел бы несколько удручающе. Пришлось отправить Турман в «Криминальное чтиво» к Тарантино на курсы повышения квалификации. И она блестяще справилась.
У большинства режиссеров в процессе подготовки к съемкам уже существует представление о том, какими должны быть герои их фильма и кто их должен играть. Так вот, в образе доктора Элли Саттлер сам Спилберг видел… Эллен Рипли, пардон, Сигурни Уивер. Описка не случайна, режиссеру изначально нужна была героиня, которая не просто будет бегать от динозавров, но сможет противостоять им. Кто подойдет на эту роль лучше бесстрашной противницы космических монстров? Увы, уговоры Спилберга действия не возымели, Уивер никогда всерьез не рассматривала перспективу погрузиться в еще одну франшизу, кроме «Чужих». А ведь она как нельзя лучше подошла бы Ниллу по возрасту – актрисе тогда было чуть за сорок.
Разумеется, карьера Джима Керри начинается не с «Тупого и еще тупее», не с «Маски» и даже не с «Эйса Вентуры», но только вообразите себе, как могла повернуться жизнь этого актера, получи он роль в «Парке Юрского периода». А такая возможность была – Керри пробовался на роль ироничного и саркастичного доктора Яна Малькольма, которая в итоге досталась Джеффу Голдблюму. Выбор между двумя яркими артистами был сделан в последний момент кастинг-директором Джанет Хиршенон, посчитавшей, что опыт Голдблюма фильму важнее энергетики Керри. Можем ли мы судить ее строго? Ведь, возможно, именно она подарила миру одного из ярчайших кинокомиков современности.
Режиссеры и продюсеры очень любят рассказывать о том, что в поисках нужного ребенка для своих картин они проводят пробы, в которых участвуют тысячи претендентов. Скорее всего, нечто подобное было и на кастинге в «Парк Юрского периода», но на деле претенденток на роль Лекс Мерфи было всего три: Анна Кламски из мелодрамы «Моя девочка», Ариана Ричардс, засветившаяся в «Дрожи земли», и Кристина Риччи, знаменитая участием в «Семейке Аддамс». Последней ее известность сослужила плохую службу, Universal хотела, чтобы в роли Лекс выступила неприметная девочка, не ассоциирующаяся с предыдущими проектами. Спилберг выбрал Ричардс, которая, по иронии судьбы, так и осталась неприметной и с кино очень скоро рассталась.
Несколько противоречивы сведения о том, в каком качестве в «Парк Юрского периода» могла отправиться Кристина Эпплгейт, звезда бесчисленного количества телесериалов конца 80-х – начала 90-х. Для роли Лекс актриса была уже «великовата», если только сценаристы не взялись бы переписать линию девочки, а для образа доктора Саттлер Эпплгейт была еще слишком молода, что шло вразрез с планами Спилберга. Впрочем, что бы там ни предлагалось, Эпплгейт сказала свое твердое «Нет!», пожелав отдохнуть от полнометражных фильмов в увеселительной тени не слишком требовательного к актерам ситкома «Женаты, с детьми».
Верить всему тому, что говорит Том Сайзмор, нельзя, этот человек горазд на выдумку, но слух о том, что актер вполне мог стать частью «Парка», не лишена оснований. К 1993 году Сайзмор еще не обрел полноценный звездный статус, хоть и засветился в «Пассажире 57» и «На гребне волны», потому вряд ли Спилберг видел его в какой-то первостепенной роли. Скорее актер мог стать исполнителем роли охотника Роберта Малдуна или даже Дэнниса Нэдри, но ни тому, ни другому случиться было не суждено. Зато у Сайзмора появилось время на «Настоящую любовь», «Прирожденных убийц» и «Схватку». Поди плохо…
От дел давно минувших дней перейдем к настоящему и вспомним, кто претендовал на то, чтобы стать частью перезагрузки франшизы в новом веке. Нацеленный на новое поколение актеров режиссер Колин Треворроу искал «незаезженные лица», и на одном из ранних этапов подготовки «Мира Юрского периода» на главную роль в фильме рассматривался Гаррет Хедлунд. Очевидно, сыграть он должен был персонажа Криса Прэтта, но задержка с запуском картины в производство, вызванная долгой шлифовкой сценария, разрушила планы актера, и Хедлунд вынужден был сойти с дистанции. Зато Гаррет успел поработать с Анджелиной Джоли в «Несломленном» и поплясать в «Пэне» Джо Райта.
На самых ранних этапах подготовки «Мира Юрского периода» еще в далеком 2003 году сценарий новой картины разрабатывал Уильям Монахан. Его пером в ленту должен был вернуться Сэм Нилл в роли доктора Гранта, а приятным дополнением к привычному актеру должна была стать Кира Найтли, только что громко заявившая о себе в «Играй как Бэкхем». Сама британская актриса рассказывала, что рассматривалась в качестве претендентки сразу на две роли (видимо, это либо повзрослевшая Лекс, либо новый персонаж), но имя Найтли было связано с проектом недолго – сценарий был отправлен на доработку, процесс затянулся, а там Кира уже и свой собственный путь к славе нашла.
Даже когда режиссером уже был назначен Колин Треворроу, «Мир Юрского периода» вполне еще мог стать совершенно иным. Финальную тройку претендентов на роль «заклинателя велоцирапторов» составили Крис Прэтт, Джон Красински из «Офиса» и Джош Бролин. На последнего студия имела особенно далеко идущие планы, планировалось, что герой Бролина будет не столько романтическим интересом, сколько наставником и защитником для персонажа Брайс Даллас Ховард. Увы (а может, и к счастью), Бролин оказался слишком занятым актером, чтобы завязнуть в долгоиграющем проекте, его заменил Прэтт, и картина сразу обрела совсем иное звучание.
Актеры из «Парка Юрского периода»
А что же актеры из оригинального фильма 1993 года? Неужели все они напрочь отказались участвовать в долгожданном продолжении? Все не так однозначно. Первоначально ведущие артисты первой картины выказывали неподдельный энтузиазм относительно возвращения своих героев на экраны. Джефф Голдблюм в 2003 году рассказывал о том, что с ним связывались авторы на предмет участия в «Парке Юрского периода 4». Согласно варианту сценария того времени вместе с героем Сэма Нилла Ян Малькольм должен был отправиться обследовать соседние с Нубларом острова на предмет того, не выжил ли кто-то из динозавров. Позже этот сюжет был отвергнут, зато была приглашена Лора Дерн, объявившая, что рада вернуться к образу Элли. Увы, к 2008 году все контакты были оборваны – фильм так и не получил сценарий, а актеры устали ждать. Дольше других к грядущей перезагрузке интерес проявлял Ричард Аттенборо, даже в свои 90 лет готовый исполнить небольшое камео в новой ленте. Увы, судьба оказалась жестока к актеру, сыгравшему Джона Хаммонда, Аттенборо скончался в августе 2014 года. Данью памяти ему стали скульптуры, установленные в его честь на острове в «Мире Юрского периода». Ну, и пересмотреть «Парк Юрского периода» 1993 года никто не запрещает – природа не терпит преград!