В фильмографии Тильды Суинтон уже практически 100 фильмов, но ее образы всегда оригинальны и никогда не повторяют друг друга. Суинтон смело отказывается от предложений, которые не выглядят как вызов, и с легкостью берется за сложные роли вне зависимости от возраста и пола персонажа. В день 63-летия Тильды Суинтон рассказываем о 6 любимых перевоплощениях знаменитой актрисы.
Орландо
Когда Тильде Суинтон было 24 года, она уже несколько лет как работала в театре и планировала покинуть профессию. Именно тогда в ее жизни появился режиссер Дерек Джармен — он показал Суинтон, что такое кино, и она заново влюбилась в актерское мастерство. В 1986 году Суинтон дебютировала с фильмом «Караваджо» и после снялась еще в нескольких картинах мастера, но не ограничилась этим. Первые роли актрисы уже были экспериментом — андроид, прибывший с другой планеты («Смерть Дружбы»), юная Лаки, попавшая внутрь глянцевого журнала («Каприз»).
Самой известной и определяющей работой в начале карьеры Тильды Суинтон стала роль аристократического юноши в фильме «Орландо», которому Елизавета I запретила стареть и который спустя пару сотен лет яркой и наполненной событиями жизни неожиданно превращается в женщину. Постановщица Салли Поттер, как и Дерек Джармен, увидела в Суинтон особый талант — для нее не существует рамок и границ, она способна перевоплотиться в кого угодно, если будет достаточно заинтересована в роли. Суинтон проносит образ сквозь время, определяя его эпохой и окружением, а не мужским и женским.
Мадам Д.
Тильда Суинтон убеждена — она не работает с режиссерами, она создает с ними семьи. В тот момент, когда актриса соглашается на роль, в ее жизни появляются новые родственники, новые семейные фотографии, которые она с любовью добавляет в фотоальбом. С Уэсом Андерсоном у Суинтон снимков практически так же много, как и с Дереком Джарменом: она снялась в «Королевстве полной луны», «Французском вестнике» и «Городе астероидов». Одним из самых запоминающихся образов стала роль мадам Селин-Вильнев Дегофф-унд-Таксис (она же мадам Д.) в «Отеле „Гранд Будапешт“».
Для того чтобы перевоплотиться в 84-летнюю эксцентричную старушку, актриса проводила по пять часов в гримерной комнате (и еще пять уходило на то, чтобы избавиться от образа). Пока мастера занимались внешним видом актрисы, Суинтон экспериментировала с голосом и мимикой, пытаясь обнаружить подходящую комбинацию. В итоге Суинтон осталась довольна проделанной работой — она убеждена, что фильм получился лучше, чем она могла себе представить даже в самых смелых фантазиях.
Диана
Диана — девушка, у которой всегда все «слишком». Она слишком любит автозагар, слишком обожает черную подводку, слишком импульсивна. Для того чтобы перевоплотиться в Диану, Суинтон ежедневно устраивала часовые сеансы «загара», во время которых ей на лицо и зону декольте наносили специальный крем, обеспечивающий фарфоровой бледной коже Суинтон цвет «скорлупы кокосового ореха». После того как цвет кожи стал идеальным, актрисе подобрали подходящий парик и приступили к подбору дымчатого макияжа.
Среди бесконечных экспериментов с ролями разных полов и возрастов образ главной редакторки модного журнала Дианы может показаться шагом назад, однако все не так просто: для Суинтон подобное перевоплощение – это тоже необычный опыт, ведь ранее она никогда не соглашалась на похожие предложения.
Старейшина, или Древняя
Следующая роль — снова полная противоположность предыдущей. В фильме Скотта Дерриксона «Доктор Стрэндж» Суинтон досталась роль Старейшины, или Древней — многовекового мага, к которому отправился скептически настроенный доктор, потерявший веру в традиционную медицину.
Когда стало известно, что роль Старейшины досталась Суинтон, среди фанатов оригинального произведения было много людей, недовольных выбором режиссера. Согласно первоисточнику, Старейшиной должен быть мужчина-азиат, а никак не британская женщина. В ответ на выпады фанатов Суинтон сказала, что будет играть не мужчину, не женщину, не азиата, не европейца, а мага, после чего побрилась налысо и приступила к работе. Для Суинтон «Доктор Стрэндж» — это не фильм о супергерое, это фильм о вечном, о бессмертии и смертности, о безграничности ума и ловушках разума, о конечности мира и его объеме.
Доктор Джозеф Клемперер/мадам Блан/Хелена Маркос
С Лукой Гуаданьино у Суинтон тоже есть несколько семей: «Большой всплеск», «Я — это любовь», «Протагонисты» и «Суспирия», где актриса исполнила сразу три роли. Помимо хладнокровной главы берлинской балетной школы мадам Блан Суинтон тайно перевоплотилась в 82-летнего доктора Джозефа Клемперера и монструозную Хелену Маркос.
Узнать Суинтон в мадам Блан было довольно легко, а тот факт, что она же исполнила роль Хелены Маркос, никем не скрывался. Образ Клемперера, напротив, стал настоящим поводом для игры в детективов. В титрах указано, что доктора играет дебютант Лутц Эберсдорф, но особо наблюдательные зрители тут же разгадали в мимике пожилого психиатра черты Суинтон. Долгое время и режиссер, и актриса отказывались от комментариев относительно догадок зрителей. Только спустя время Суинтон все-таки призналась, что это была она. Актриса молчала, потому что никто из интервьюеров не задал ей нужный вопрос. «Вы играете доктора Клемперера в “Суспирии”?» — спрашивали у нее. Но никто не поставил вопрос иначе. «Вы играете Лутца Эберсдорфа?» — этого вопроса ждала Суинтон, чтобы ответить утвердительно.
Элизабет
Роль Элизабет в комедии Хулио Торреса и студии А24 «Проблемиста» — на данный момент последняя работа Тильды Суинтон. Торрес, не только выступивший режиссером и автором сценария, но и исполнивший главную роль в фильме, играет Алехандро, молодого начинающего дизайнера игрушек из Сальвадора, который мечтает обосноваться в Нью-Йорке. Когда срок его рабочей визы истекает, эксцентричная представительница мира искусства Элизабет становится единственной надеждой остаться в стране и продолжить строить карьеру.
Героиня Суинтон здесь совершенно непредсказуема, полна идей и готова завершать задуманное, даже если окружающие отказывают ей в поддержке. Вполне вероятно, что из всех образов именно Элизабет Суинтон подарила самый большой кусочек себя.