Есть такие люди, которым подготовка к переезду не нужна. Они пакуют маленький рюкзачок и едут хоть в Африку… хоть в страну великанов. Везет им, легким на подъем путешественникам
Легендарный персонаж Эдгара Райса Берроуза вновь на экране. В этот раз перед нами полнометражный художественный фильм от режиссера «Гарри Поттеров» Дэвида Йейтса. В основу сюжета лег графический роман, а главную роль в нем мог сыграть олимпийский чемпион по плаванию Майкл Фелпс. Однако до уникального эксперимента на стыке спорта и кинематографа не дошло – создатели ленты решили, что короля обезьян лучше сыграть человеку с навыками актерского мастерства.
«Найти действительно хорошего актера с развитой мускулатурой – по-настоящему непростая задача, – признается Йейтс. – В моей голове был образ высокого, рослого Таразна, хотя раньше его рисовали широкоплечим и “квадратным”».
Высокий, рослый, статный. Йейтс говорит, что думал буквально минут пять, и на ум пришел Александр Скарсгард. Со звездой сериала HBO «Настоящая кровь» тут же вышли на связь. Фактурный швед в этот момент был неподалеку от Канарских островов и готовился к заплыву через Атлантику. Еще несколько часов промедления могли стоить Йейтсу идеального кандидата на роль Тарзана. Скарсгард уплыл бы с экипажем из 8 человек в трехнедельную регату, но режиссер все-таки смог с ним связаться и передать сценарий.
Собственно, на сценарий Скарсгард в итоге и повелся. Его привлек необычный подход к истории Тарзана. Традиционно историю начинают в джунглях, а только потом герой возвращается в мир людей – в случае с новым фильмом все наоборот.
«Мне показалось, что это интересная интерпретация истории легендарного персонажа. Он не человек в набедренной повязке, воспитанный обезьянами, а настоящий викторианский джентльмен, который живет среди людей уже 8 лет и прекрасно чувствует себя в шкуре британского лорда», – рассказывает Скарсгард.
Итак, в «Тарзане» Дэвида Йейтса заглавный персонаж давно покинул зеленые заросли и друзей-обезьян. Теперь он – Джон Клэйтон III. У него есть красавица жена, свое поместье и статус. Однако его все-таки не отпускает Африка. Клэйтона приглашают в Конго в качестве эмиссара парламента. Тут-то Клэйтон с легкостью покидает Лондон, переезжая в африканскую глушь. Тарзан направляется в Африку, но он даже не представляет, что его используют, будто пешку. Бельгиец Леон Ром имеет на Тарзана и Конго свои планы. Правда, осуществить их ему не совсем удается, ибо – тут процитируем Скарсгарда – «история не об укрощении зверя, а о высвобождении зверя».
К слову, о высвобождении зверя. В «Легенде» не обошлось без фирменного крика Тарзана. Вообще, Йейтс хотел обойтись без него, потому что боялся, что возникнет комичный эффект, но все же пришел к выводу, что Тарзан – не Тарзан, если он не горланит на весь лес. Максимально страхуясь от комичности, Йейтс соорудил крик короля обезьян из голоса Скарсгарда, специально нанятого вокалиста и микса животных звуков. Получившийся фонококтейль можно услышать за фильм дважды.
В конечном итоге история получилась новой, но критики сходятся во мнении, что сюжет все равно банален и избит. Одних это заставило разочароваться в фильме, другим хватило красивой картинки, зрелищных съемок и старающихся изо всех сил актеров.
«Достойна уважения попытка смастерить “Тарзана” как новую главу в истории героя, как фильм, который учитывает недостатки своих многочисленных предшественников. Но, увы, “Тарзан. Легенда” сводит к минимуму лучшие идеи сценаристов и увлекается приключенческими штампами, старыми и новыми. Тем самым фильм сам сводит на нет свою же попытку показать Тарзана вне привычного контекста», – пишет Расс Фишер (Russ Fischer/The Playlist).
«”Тарзан. Легенда” получился несвязным и аляповатым. Он пытается угодить всем, но в итоге никто не получает от него удовольствия», – остался неудовлетворенным Джордан Хоффман (Jordan Hoffman/The Guardian), попенявший на пресный CGI и скучный сюжет.
Хоффман, однако, отметил, что в «Тарзане» на 110% выложились актеры. Александр Скарсгард и Марго Робби эффектны, а Кристоф Вальц по-своему обыкновению гнусен (в данном случае это комплимент).
«Вальц – идеальный злодей. Он уже играл точно такую же роль ранее: самодовольный, хладнокровный, жуткий эстет, с лица которого редко сходит улыбка. Но при этом ему удается найти тонкую грань между реальным злодеем и пародией на него», – отметила оскароносного актера Таша Робинсон (Tasha Robinson/The Verge).
«Не сказать, что “Тарзан” наполовину не удался. Наоборот, он достаточно неплох, – убеждает Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter). – Красиво снято, умно подана завязка, строящаяся на алчной колонизации Конго бельгийским королем Леопольдом в конце XIX века. Это, очевидно, лучший полнометражный экшен-фильм про Таразана, и он предлагает нам рассудительный баланс между ярким экшеном и достаточно увлекательной драмой».
Быть может, баланс станет еще очевиднее с выходом Blu-Ray, поскольку Дэвид Йейтс обещает нам уйму удаленных сцен, не вошедших в театральную версию. Пока же смотрите «Тарзана» таким, какой он есть, – в прокате с 30 июня.
Путешествие маленькой Софи еще более увлекательное и неожиданное, чем у Тарзана. Она была дома, никак не могла уснуть и заметила в окне великана. Ей строго наказывали оставаться в кровати, не подавать виду, что она не спит, ни в коем случае не издавать ни звука… но Софи все-таки заметил великан. 7-метровый гигант сунул руку в окно и устроил 11-летней девочке путешествие. Софи нежданно-негаданно эмигрировала из Британии в страну великанов. К слову, великан оказался совсем не страшным.
В основу сюжета легла сказка Роальда Даля. Проект прозябал на предварительных стадиях разработки два десятилетия, пока пару лет назад Стивен Спилберг не наткнулся на сценарий Мелиссы Мэтисон в куче невостребованных проектов DreamWorks. Он взял с собой кипу сценариев в отпуск, и в ней ему попался «Большой и добрый великан». Работу Мэтисон Спилберг назвал «чистой лав-стори». В интервью он сыпал эпитетами в адрес сценария: невинный, мудрый, оригинальный. Историю режиссер описывал как диспут о единстве противоположностей, как мост между двумя героями, построенный на сочувствии и эмоциональном симбиозе.
«Я не знаю, смог бы я жить дальше, не сняв это кино», – признает Спилберг в интервью WIRED.
Для Мелиссы Мэтисон начало работы над ее сценарием тоже означало своего рода чудо. Когда кинодраматург об этом узнала, она уже боролась с раком. К большому сожалению, Мелисса умерла в прошлом году, когда «Великан» как раз подошел к концу съемок. Сей факт добавляет и без того эмоциональному фильму дополнительный оттенок.
«Пусть “Большому и доброму великану” не стать культурным феноменом, каким стал “Инопланетянин”, но этот фильм зачаровывает, – высказывается Кэлвин Уилсон (Calvin Wilson/St.Louis Post-Dispatch), тут же добавляя ложку дегтя. – В то же время “Великан” слишком болтлив, особенно в начале, и Спилберг слишком много раз дал промашку с юмором».
Тему неудачного юмора продолжает Стив Персэлл (Steve Persall/Tampa Bay Times), но ему при этом удается найти оправдание режиссеру: «Спилберг не сколько натягивает струны души, сколько запрограммированно давит на нужные эмоциональные кнопки. “Большой и добрый великан” стартует как классическая сказка, а финиширует с вертолетами и шутками про “пердеж”. Это тональный диссонанс, но вина не на создателях фильма, а на Дале».
«Весело и задорно, иногда даже потрясающе», – лаконичен Джо Джиманович (Joe Dziemianowicz/New York Daily News).
«Если отбросить претензии, это великолепный, изобретательный фильм для детей, который может сделать великана любимчиком ребятни», – считает Дэйв Калхун (Dave Calhoun/Time Out London).
В прокат «Большой и добрый великан» выходит в один день с «Тарзаном» – 30 июня.