Выходящий в прокат фильм тандема Вачовски «Восхождение Юпитер», мы уверены, снова, как и в случае с «Облачным атласом», разделит аудиторию примерно пополам
Предъявлять какие-то претензии обладателю шести «Оскаров» и доброй сотни других наград – верх наглости, но, преклоняясь перед авторитетом великого режиссера, мы не можем не высказать своего удивления нынешними работами Копполы. Немногие зрители вообще знают о том, что Коппола продолжает снимать, людям кажется, что карьера этого постановщика закончилась после трилогии «Крестный отец» и «Дракулы». А мастер меж тем работает, просто совсем не так успешно, мощно и ярко, как в 1970-е. В 2000-х Фрэнсис Форд Коппола напрочь рассорился со студийными боссами и принялся делать малобюджетное, близкое к артхаусу кино, которое редко доходит до кинозалов, а дойдя, вызывает скорее недоумение. Вы смотрели «Между»? Печальное зрелище. Но надежды нас не оставляют, Коппола явно не растерял мастерства, просто прячет его где-то.
Типичным примером «бремени первого фильма» до сих пор остается ситуация с Джоном Синглтоном. Своим дерзким, наглым, энергичным фильмом «Ребята с улицы» этот постановщик в 1991 году удивил зрителей и критиков, получил две номинации на «Оскар», став, кстати, первым номинированным на звание лучшего режиссера афроамериканцем, при этом самым молодым. А что потом? А потом все. Десять лет спустя Синглтону выпал шанс вернуться в обойму хотя бы мейнстримных постановщиков, но он не справился с ребутом «Шафта», который не смог вытянуть даже обычно фартовый Сэмюэль Л. Джексон. Нельзя назвать большой удачей «Двойной форсаж», который на фоне новых частей смотрится мелко, да и «Погоню» с Тейлором Лотнером в победы не запишешь. Надежда на взлет, впрочем, остается – в руках Синглтона сейчас находится байопик Тупака Шакура. Главное, правильно распорядиться этим магическим артефактом.
Сверкнувший своим дебютом «Скажи что-нибудь» Кэмерон Кроу, казалось, настойчиво и последовательно двигался вперед и вверх каждым новым фильмом: «Одиночки», «Джерри Магуайер», «Почти знаменит» – блестящая фильмография! Даже «Ванильное небо», весьма элегантно перенесенное из Европы в Америку, вполне можно записывать в актив. А затем наступил кризис. На четыре года Кроу исчезает с радаров, чтобы вернуться с «Элизабеттауном», милой, но все же безделицей. Затем снова большой перерыв и очередной камбэк с драмеди «Мы купили зоопарк», которую, как ни натягивай, с ранними работами не сравнить. В мае нас ждет новая лента Кэмерона Кроу: «Алоха», комедия с Брэдли Купером и Эммой Стоун в главных ролях, – неплохая возможность для режиссера реабилитироваться за потерянные годы.
Начало режиссерской карьеры М. Найта Шьямалана было похоже на сказку – современная классика «Шестое чувство», выворачивающий наизнанку супергероизм «Неуязвимый», инопланетные «Знаки» и говорящий сам за себя «Таинственный лес». После такого роскошества зрителям «Девушка из воды» показалась простым недоразумением, но все мы ошибались – Шьямалан не заложил вираж, он свалился в неконтролируемый штопор. «Явление» хоть и было похоже на ранние фильмы режиссера, но явно до их уровня не дотягивало. В панике постановщик бросился пробовать себя в других жанрах, но многомиллионный «Повелитель стихий» стал для Шьямалана лишь новой гирей на ногах, а столь же тяжеловесный «После нашей эры» перевел режиссера из разряда «талантище» в сегмент «провалище». Глотком воздуха для нашего героя может стать малобюджетный хоррор «Визит», запланированный на 2015 год. Поверим в лучшее?
Профессиональный путь Джоэла Шумахера ровным не назовешь. С одной стороны, его фильмы стали трамплином для многих молодых актеров 80-х и 90-х, выросших в больших звезд. С другой – именно Шумахер загубил бэт-франшизу, запущенную Тимом Бертоном. После разбитого в пух и прах критиками «Бэтмена и Робина» Шумахер на какое-то время выпал из обоймы, снимая крайне неровное кино – на каждую «Телефонную будку» или «Призрак оперы» приходились свои «Плохая компания» или «Кровавый ручей». После «Рокового числа 23», тоже совсем неоднозначного психологического триллера, вышедшего еще в 2007 году, Шумахера преследуют неудачи. Надежду на лучшее подарил телевизор: Шумахер снял два – и не самых худших – эпизода сериала «Карточный домик». Будем надеяться, что это он так разминается.
Шумахер загубил первую бэтмениану, но и у ее прародителя Тима Бертона дела обстоят немногим лучше. Проблемой Бертона стало его собственное увлечение той стилистикой, которую режиссер выбрал для себя еще в начале 1980-х. Прошло уже тридцать лет, а главный готический сказочник Голливуда продолжает снимать вариации на тему «Битлджуса» и «Эдварда Руки-ножницы». Последней по-настоящему оригинальной и действительно неожиданной можно считать «Большую рыбу». Последовавшие следом «Чарли и шоколадная фабрика», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Алиса в стране чудес» и «Мрачные тени» стали всего лишь перепевкой старых мотивов, да еще и с изрядно утомившим зрителей Джонни Деппом в каждой ленте. Встряской для Бертона стали анимационный «Франкенвини» и биографические «Большие глаза». Пока этого недостаточно, чтобы сказать, что Тим вернулся, но прогнозы у нас доброжелательные.
Прославившийся своим умением создавать необыкновенные, ни с чем не сравнимые миры в своих фильмах Гильермо Дель Торо каждой новой картиной доказывал свое право на то, чтобы сделать большое оригинальное кино. «Хребет дьявола», «Блэйд 2», «Хеллбой», «Лабиринт Фавна» – казалось, вот-вот и прорвет. Но студии не спешили рисковать, и Дель Торо несколько поник, переключившись на свой продюсерский нюх. В 2013 году накопленную режиссерскую энергию Гильермо выплеснул в океанскую пучину «Тихоокеанского рубежа», но, в отличие от ранних работ, этот фантастический боевик стал скорее отдушиной, незамысловатым аттракционом, не слишком характерным для постановщика. Сериал «Штамм», пилот которого снял Дель Торо, – тоже отнюдь не шедевр. Остается ждать хоррора «Багровый пик», пугал-то Гильермо всегда с душой.
Некогда кумир всех хулиганов-киноманов Кевин Смит тоже давно не радовал зрителей достойными работами. Начав с блистательных «Клерков», ставших отражением целого поколения, Смит вплоть до «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» лишь наращивал свою творческую мощь, положившись на фирменный юмор и кураж. Однако на «Девушке из Джерси» что-то в Смите надломилось, «Клерки 2» уже как-то не так «зажгли», а уж последующие «Зак и Мири снимают порно», «Двойной КОПец» и «Красный штат» заставили с тоской вспоминать старые времена. Какое-то время теплилась в наших душах надежда на «Бивень», но тут мы сами виноваты, завысили планку ожиданий, а получили довольно средненькое кино. Исправят ли ситуацию «Клерки 3»? Почему бы и нет, шанс дать нужно обязательно.
Было время, и не так давно, когда Пол У.С. Андерсон брался за невероятные проекты и умудрялся делать из пустоты нечто запоминающееся. «Смертельная битва», «Сквозь горизонт», «Солдат», «Обитель зла» – подростки с ума сходили по тем мирам, что создавал буквально на коленке молодой постановщик. Полагаем, что причиной успеха работ Андерсона тех времен стало то, что он брался за что-то новое. Теперь же режиссер погряз в бесконечных переделках, ребутах, продолжениях и ремейках. «Чужой против Хищника», «Смертельная гонка», «Мушкетеры» вкупе с бесконечными «Обителями зла» вынули из Андерсона душу и превратили в скучного ремесленника. Отойти от этой анестезии будет непросто, «Помпеи» подтвердили, что талант рассказчика режиссер растратил по мелочам, и вернуться к прежнему уровню будет сложно. А тут еще и «Обитель зла 6» на носу. Бросай ее, Пол, к чертям, нас ждут великие дела!
Дуплетом «Карты, деньги, два ствола» и «Большой Куш» Гай Ричи выбил максимально возможное для дебютанта число очков и оказался в 2001 году в неудобном положении – выбор стоял между тем, чтобы продолжать снимать те же британские криминальные триллеры, и возможностью вырваться за флажки. Ричи выбрал второе и погряз по самое «не могу» с романтической комедией «Унесенные». Возврат к истокам оказался не таким простым, время-то ушло, «Револьвер» и «Рок-н-рольщик» скорее порадовали ностальгирующих по 90-м, чем привлекли новых зрителей. Два фильма о Шерлоке Холмсе, вышедшие на пике популярности Роберта Дауни-младшего, безусловно, позволяют Ричи с уверенностью смотреть в будущее, работу он точно не потеряет. Но вот что это за работа, покажет самое ближайшее будущее – приключенческий боевик «Агенты АНКЛ» ответит на вопрос, есть ли еще порох в стволах режиссера или вся его прыть осталась в прошлом веке.