Уже завтра на экранах всего мира появится «Человек на Луне» Дэмьена Шазелля — фильм о большом шаге для человечества, знаменитом полёте экипажа «Аполлона-11» к холодному спутнику Земли
Стоить отметить, что мы совсем недавно делали аж две подборки фантастических фильмов и потому старались в этом списке не повторяться — поэтому никаких «Космических одиссей», «Солярисов» и «Интерстелларов». Но так даже интереснее.
Байопик о неудачном полёте на Луну от мастеровитого голливудского ремесленника Рона Ховарда. Полная клаустрофобии история о трёх космонавтах, столкнувшихся с угрозой смерти во время, когда уже казалось, что космос окончательно покорился человеку. «Аполлон-13» прекрасно показывает ужас бескрайнего безвоздушного пространства, не прощающего ошибок и тем более гордыни.
Приёмы и сюжетные ходы из «Аполлона-13» до сих пор активно эксплуатируются — все фильмы о космических авариях или сложных миссиях так или иначе опираются на опыт Ховарда (вспомнить тот же «Салют-7» и «Время первых»). Но ни один из подражателей так и не приблизился к остроте и почти спилберговской безупречности «Аполлона» с его леденящей душу фразой «Хьюстон, у нас проблемы». Фраза, к слову, настолько устоялась, что её и правда начали использовать в НАСА.
Полнометражный дебют (и по совместительству дипломная работа) мастера хоррора Джона Карпентера, написанный его соратником Дэном О’Бенноном — позже, автором первого «Чужого». Но, несмотря на такой, простите, «ужасающий» состав, «Тёмную звезду» хоть сколько-нибудь страшной назвать язык не повернётся.
Это чёрная научно-фантастическая комедия о группе непутёвых астронавтов, которых послали уничтожать потенциально нестабильные планеты в далёких звёздных системах. Конечно же, в один момент всё, что могло пойти не так, идёт не так: капитана шарахает током его собственное кресло, командование вместо инструкций шлёт соболезнования, а разумная бомба начинает бродить по кораблю, в перспективе неся хаос и разрушение. Сам Карпентер и О’Беннон позже не очень лестно отзывались о своей первой работе, но это не помешало фильму обрести культовый статус — и, надо признать, вполне заслуженно.
«Отрезанные от мира» — это такой прото-«Аполлон-13». Тоже о смертельной опасности во время космической миссии, тоже камерная история о борьбе за жизнь в условиях, с этой жизнью не очень-то совместимых. Только вместо Рона Ховарда — легенда Голливуда Дон Стёрджес (автор оригинальной «Великолепной семёрки»), а вместо Тома Хэнкса и Кевина Бейкона — Грегори Пек и Джин Хэкмен.
Правда, на звёздном составе и звании предтечи более поздних похожих картин достоинства «Отрезанных от мира» почти заканчиваются. Это очень важное кино в контексте историй о космических экспедициях, но смотреть его сейчас в отрыве от его значимости сложно: документальная дотошность в деталях и крайне медлительный темп сильно затрудняют восприятие.
Своеобразный приквел к «Человеку на Луне» Шазелла и прочим картинам о космических миссиях — история о том, как американцы долго, методом проб и ошибок, пытались отправить людей в бескрайние просторы Вселенной. Фильм фокусируется на неудачах НАСА и том, как отважные учёные и астронавты преодолевали многочисленные преграды на их пути в космос. И это довольно свежий взгляд на тему, всё же не так часто нам рассказывают о том, что было до Армстронга, до Гагарина или даже до Белки со Стрелкой. В остальном «Парни что надо» — относительно типичный качественный байопик с безукоризненным техническим исполнением: четыре «технических» «Оскара» не дадут соврать.
Фильм Клинта Иствуда о четырёх старичках-астронавтах, которые когда-то должны были первыми отправиться на Луну, но не сложилось: их отстранили от работы, и долгое время экипаж оставался забытым. Но когда на орбите сломался старый советский спутник, угрожающий уничтожить МКС, про звёздных пенсионеров вспоминают вновь — ведь никто, кроме них, не способен справиться с настолько устаревшим оборудованием.
Синопсис «Космических ковбоев» может показаться странным или даже неряшливым, а название ленты скорее навевает мысли о каком-нибудь «Светлячке» или «Ковбое Бибопе». Но не дайте фильму себя обмануть — за стариковской простотой, свойственной позднему Иствуду, скрыта талантливая научная драма. Настолько правдоподобная, что, по легенде, настоящие астронавты, которым первым показали готовый фильм, отзывались о нём исключительно с восхищением.
Остановимся на классике, причём крайне неординарной. Фильм 1902 года от главного фантазёра раннего кинематографа (а может, и кинематографа вообще) Жоржа Мельеса показывает историю покорения Луны такой, какую вы больше нигде не увидите.
Астронавты-астрономы в длинных мантиях, причудливые театральные пейзажи, поющие звёзды и изувеченное лицо Луны, которой прямо в глаз прилетает земная ракета, — Мельес более ста лет назад создал образы, до сих пор знакомые каждому отчаянному любителю кино. В отличие от большинства его современников — в том числе и легендарных Люмьеров, — работы французского фантазёра едва ли устарели за столь колоссальный срок. «Путешествие на Луну» и сейчас способно отправить зрителя в захватывающее и ни на что не похожее приключение: стремительное, яркое и безумно изобретательное. Особенно если вам удастся найти раскрашенную вручную версию, найденную французами в 2002 году.