Еда как неотъемлемая часть жизни любого человека прочно вошла в кинематограф, и чистокровными кулинарными фильмами, и бытовыми сценами из жизни. Семейный завтрак, написание книги рецептов, мечта открыть свой ресторан или первое свидание — у приема пищи множество функций, методов, способов воздействия или поводов для коммуникации. В подборке ниже далеко не исчерпывающая энциклопедия киногурмана, но несколько вариантов ролей, которые режиссеры поручили еде в кадре.
Почти под каждым фильмом можно найти рецепт одного из экранных блюд: пока в магазинах еще есть все, кроме гречки, можно потренировать кулинарные навыки в свободное время, образовавшееся на карантине.
1. Примирительная магия еды
Швед Лассе Халльстрем известный киногурман: помимо душераздирающей трогательности (он снял «Хатико» и «Собачью жизнь») в его фильмографии так или иначе фигурируют и гастрономические изыски, и хлеб наш насущный. Чаще всего у доброго самаритянина еда выполняет функцию миротворческую и примирительную, ведь даже у самых разных людей есть общность, единая на всех: кто не любит вкусно поесть?
В «Шоколаде» в одном маленьком французском городке сплелись в единый клубок уйма противоречий. В размеренную жизнь горожан вторглась мадемуазель Вивьен (прекрасная Жюльет Бинош) и ее шоколадная лавка в самый разгар Великого поста перед Пасхой. Пока мэр (Альфред Молина) воротит нос, а юный пастор порицает искушение сладостями на проповеди, Вивьен на кухне творит чудеса: поливает отбивные соусом из какао-бобов и помогает всем приходящим вырваться из замкнутого круга обыденности.
Как в сказке, одна кондитерская сможет объединить вокруг себя разношерстную толпу, а главное, примирить всех не только друг с другом, но в первую очередь с самими собой: еще бы, шоколад может спасти даже от дементоров Азкабана.
Смотреть еще:
Пряности и радости (2014): ожесточенное противостояние ресторана высокой французской кухни со звездой «Мишлен» и индийской забегаловки через дорогу от того же Лассе Халльстрёма.
Чарли и шоколадная фабрика (2005) / Вилли Вонка и шоколадная фабрика (1971): песни и пляски о любви к шоколаду в волшебной и назидательной интонациях.
Принцесса специй (2005): прикладная магия правильно подобранных приправ.
Как вода для шоколада (1991): еда как проводник эмоций повара, а точнее, поварихи с разбитым сердцем.
Рецепт: Соски Венеры (25 штук)
Ингредиенты
✓ 50 г мелкого изюма;
✓ 100 мл темного рома;
✓ 500 г марципана;
✓ 500 г белого шоколада;
✓ изюм для украшения.
Приготовление:
Залить изюм ромом и оставить на ночь. Перемешать изюм с марципаном. Набирать полученную смесь чайной ложкой (с верхом) и лепить конусы. Ставить каждую конфету на бумагу для запекания.
Растопить шоколад. Окунуть конфету в шоколад и дать ему остыть.
Окунуть повторно, украсить изюминкой, а затем вновь дать шоколаду остыть.
Источник: книга «Кинокулинария: Роскошные ужины и фантастические рецепты из волшебной страны кино», М. Хольм, М. Чиндлум.
2. Пирожные как эстетическое удовольствие
«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» — фраза, которую Жан-Жак Руссо приписал Марии-Антуанетте, ушла в народ и стала символом изоляции Версаля от народа Франции. Коппола не обошла ее вниманием в своем фильме с двух сторон: и иронизируя над подлинностью высказывания (Мария-Антуанетта утомленно признается, что не могла сказать такого), и наводнив экран этими самыми пирожными и прочими сладостями. Десерты в кадре — будто упавшие со стен завитки убранств Версаля, каждый из которых выглядит как произведение искусства. Изготовление всех киношных яств Коппола доверила, возможно, самой известной французской кондитерской Ladurée и не прогадала: десерты, как и наряды, прически, веера, посуда и даже маленькие собачки, становятся атрибутом роскоши и символом баловства в королевском быту. Вся эта полифония артефактов вызывает неподдельный визуальный восторг, такой же, как и у Марии-Антуанетты (любимая актриса Копполы Кирстен Данст). Австрийская эрцгерцогиня была всего лишь четырнадцатилетним подростком, когда попала в Версаль и стала дофиной Франции, а потому неудивительно, что капризы (в том числе и гастрономические) и страсть к гедонизму невозможно сдерживать, особенно когда все вокруг тебе потакают.
Смотреть также:
Отель «Гранд Будапешт» (2014): пирожные от Менделя, которые готовит Агата (Сирша Ронан), по красоте не уступают версальской кухне.
Приключения Паддингтона 2 (2017): лохматый медвежонок кормит заключенных в розовой робе апельсиновым джемом (в локализации закрепился «мармелад»)
Однажды в Америке (1983): пирожное как искушение, перед которым невозможно устоять, даже если хочешь подарить его девушке, в которую влюблен.
Гарри Поттер и философский камень (2001): тележка со сладостями, ужин в главном зале и сливочное пиво в «Трех Метлах», вся магия — в еде.
И сегодня в меню кондитерской Ladurée можно найти травяной чай и макарун, названные в честь Марии-Антуанетты. Повторить его самостоятельно едва ли возможно — кондитеры строго охраняют свои секреты, но кое-чем поделились в книге рецептов Ladurée Sucré, которую так и не перевели на русский.
Рецепт классических миндальных макарун можно найти на сайте Cosmo.
3. Винная терапия
Едва ли хороший ужин может состояться без хорошего вина, в котором Майлз (Пол Джамати) знает толк. Вместо мальчишника Майлз везет своего университетского друга за неделю до его свадьбы на гастроли по виноградникам Калифорнии. В перерывах между дегустацией они бесконечно спорят, редко соглашаются и признаются друг другу в страхах и неудачах. Майлз не может пережить развод, с момента которого прошло уже два года, а его роман издательство никак не берет в печать. Джек (Томас Хейден Черч) — актер из рекламных роликов, напоследок он желает насладиться холостой жизнью в полной мере (вино только повод). Кино в целом не только гастрономическое, но и терапевтическое — порой за бокалом вина проще проговорить какие-то вещи и понять себя. А после пары монологов Майлза можно почувствовать себя настоящим сомелье.
Он рекомендует вино из сорта винограда пино-нуар: говорят, и правда после выхода фильма в Штатах вырос уровень его продаж.
Смотреть еще:
Хороший год (2006): винодел поневоле: Рассел Кроу наследует винодельню и разбирается в тонкостях процесса.
Как женить холостяка (2018): Вайнона Райдер и Киану Ривз оказываются вместе на свадьбе, бродят по винным погребам и выясняют отношения за бокалом красного.
Прогулка с облаках (1995): и снова Киану Ривз случайно становится частью чужой семьи и ныряет в омут с головой на празднике вина.
4. Знакомый вкус как точка на карте
«Мои черничные ночи» — первый англоязычный фильм гонконгского режиссера Вонга Кар-Вая. Кинематограф Кар-Вая — это прежде всего настроение, ощущения, чувства и мелодика пространства и времени, так и здесь кафе с русскоязычным названием «Ключ», где история начинается и заканчивается, — это атмосфера. Неоновые вывески, блики на стеклах, тесно поставленные столики, очаровательный хозяин (Джуд Лоу) и его самокрутки, а главное, черничные пироги. Они не хуже и не лучше других, но почему-то не так любимы посетителями, как остальные. Именно эти пироги стали поводом (или предлогом) вернуться сюда для Лиззи (певица Нора Джонс), объехавшей половину Америки в поисках себя, дома и близких. В глазах смотрящего даже пломбир, тающий на ягодной начинке, может стать поэзией и настоящим искусством.
Смотреть еще:
Любовное настроение (2000): один фо бо на двоих.
Рецепт настоящего черничного пирога вы найдете тут.
5. Ресторан как дом родной
Почти по Чехову: три сестры работают официантками в пиццерии в курортном городке, и у каждой свои планы на жизнь — учеба, работа, замужество или ученая степень. Их домом и своеобразной константой в жизни становится ресторан. Сезон закончился, туристы уехали, и вся жизнь проходит между опустевшими столиками, завсегдатаями и подносами. Пиццерия в кадре появляется чаще, чем их собственная гостиная, а хозяйка заведения переживает за них больше, чем родная мать. Локализованное название немного лукавит: Мистик — в первую очередь это название городка, где находится пиццерия, впрочем, место загадке здесь тоже есть. Вплоть до финала главная повариха держит в тайне секретный ингредиент семейного рецепта соуса для пиццы: «Это традиция, а традиция — это не шутки!» За всеми местечковыми передрягами, романтическими свиданиями и бытовыми спорами единственное, что объединяет сестер, — это привязанность к месту, где они работают. Все вместе они мечтают о том, что их посетит известный гастрокритик с телеэкрана и их ресторан наконец получит заслуженную славу.
«Мистическая пицца» приготовлена в лучших традициях ламповых мелодрам 80-х, и не последний ингредиент в этом рецепте — молодая Джулия Робертс, которая сыграла в фильме одну из первых ролей в своей фильмографии.
Смотреть еще:
Ешь, молись, люби (2010): Джулия Робертс и пицца — сочетание, прошедшее проверку временем.
Душевная кухня (2009): фильм Фатиха Акина, где совсем разные люди объединяются под одной крышей ресторана с одноименным названием.
Черепашки-ниндзя (1990): Микеланджело, заказывай пиццу!
Рецепт пиццы «Маргарита» от Джейми Оливера.
6. Вкус жизни
Ан, или анко, — сладкая паста из бобов адзуки, которой японцы соединяют два бисквита кастелла в национальном десерте дораяки (в переводе «жареный гонг»), эта же паста часто бывает начинкой и в другом традиционном блюде — печеньках в форме рыбки тайяки; на кухне без анко никуда.
Японцы давно познали мудрость, разглядывая цветущие сады сакуры, и, кажется, главный секрет в отношении ко всему, что тебя окружает. Сэнтаро работает в крохотной лавке и с утра до ночи готовит дораяки для немногочисленных посетителей. Однажды к нему заходит старушка, похожая загадочную волшебницу из сказки, и просит принять ее на работу. Токуэ уже полвека готовит ан, тогда как Сэнтаро покупает пасту-полуфабрикат для своих бисквитов. Она учит его не только рецепту, но и своему ритуалу приготовления: надо уметь видеть, слышать и слушать чужие истории. Поначалу разговоры с бобами выглядят причудой странной старушки, но постепенно беседа превращается в диалог со всем окружающим миром, маленькой частичкой которого является каждый.
Почти каждый фильм японской постановщицы Наоми Кавасе проходит через Каннский фестиваль. «Ан» не исключение: премьера состоялась в 2015 году в программе «Особый взгляд».
Смотреть еще:
Аромат зеленой папайи (1992): сладкий запах, помогающий преодолеть все социальные условности.
Магазинные воришки (2018): не это ли счастье, когда есть тарелка холодной лапши на обед?
Паразиты (2019): социальное неравенство — это лапша быстрого приготовления с дорогой говядиной сирлойн.
Рецепт дораяки можно подсмотреть на сайте «Едим дома».
Там же вы найдете простую инструкцию для приготовления ан (анко).
7. Бургеры и бизнес: империя фастфуда
Как обжаривали булочки и закалялись гамбургеры: в середине прошлого века два брата МакДональд, Дик и Мак, разработали концепцию ресторана быстрого питания с едой навынос. Все началось с небольшого семейного заведения в Сан-Бернардино, Калифорния, и превратилось сегодня в «две мясных котлеты-гриль, специальный соус, сыр…» и один из самых узнаваемых брендов по всему миру. Почему среди множества американских дайнеров победил именно МакДональдс? «Упорство» — таков девиз коммивояжера Рэйя Крока, который, продавая миксеры для взбивания молочных коктейлей, и познакомился с братьями со звучной фамилией. Дальше — франшиза, компании, партнеры, договоры, и крохотная закусочная стала одним из ключевых кирпичиков целой страны: Библия, Конституция и МакДональдс. Джон Ли Хэнкок не первый раз берется за национальный символ: в «Спасти мистера Бенкса» он приблизился к фигуре Уолта Диснея, в «Основателе» выворачивает наизнанку букву M на логотипе. Малый семейный бизнес в умелых руках мистера Крока превратился в своего главного врага — могущественную корпорацию, сумевшую воплотить в себе концепцию американской мечты.
Смотреть еще:
Большой папа (1999): тот случай, когда опоздание на Мак-завтрак становится трагедией в жизни ребенка.
Флинстоуны (1994): «документальное» свидетельство того, что МакДональдс (Рокдональдс в фильме) появился еще до нашей эры.
Вся президентская рать (1976): бургеры и политика — даже журналисты, нашедшие почву для «Уотергейтского скандала», выбирают МакДональдс.
Зеленая книга (2018): почетное упоминание конкурента и Kentucky Fried Chiken на гастролях по южным штатам.
Криминальное чтиво (1994): Квентин Тарантино, большой любитель дайнеров и вымышленных брендов, без бургерной тоже не обошлось: Big Kahuna Burger — единая сеть фастфуда для всей киновселенной Тарантино.
Рецепт: лучше заказать доставку.
8. Застолье – дело семейное
В перерывах между тремя работами Раймунде (Пенелопа Крус) надо успеть ко всем родственникам сразу — и на могилу к родителям, и навестить теток в деревне, и заехать к сестре, и накормить безработного мужа, ждущего дома. Постепенно мужчины окончательно уйдут на второй план в этой истории, и женщинам придется разобраться со всеми скелетами в шкафу своей фамилии, почтить умерших и встретить вернувшихся. Еда в фильме Альмодовара становится одной из семейных скреп — общение с родственниками чаще всего происходит за обеденным столом, а десерт может стать вкусом детства, если это те самые пончики, как раньше готовила мама. В «Возвращении» нет ни рецептов, ни испанской паэльи крупным планом, но сам ритуал приема пищи превращается в обряд семейного единения и синоним хоть мнимого, но благополучия. Впрочем, и материального благополучия тоже: Раймунда по воле случая соглашается накормить целую съемочную группу, и ей на помощь приходят соседки — кто поделится колбасой к столу, кто пирожными. Ведь не только сам ужин — особый вид коммуникации, но и его приготовление.
Смотреть еще:
Женщины на грани нервного срыва (1988): в этот раз в меню у Педро Альмодовара суп гаспачо со снотворным.
Амаркорд (1973): ностальгическая мифологема, где Федерико Феллини вспоминает свое детство, которое не обошлось без итальянских застолий.
Ешь, пей, мужчина, женщина (1994): современность и традиции за одним тайваньским столом.
Рецепт испанских заварных пончиков вы найдете тут.
9. Еда как повод влюбиться
Однажды мальчик познакомился с девочкой на вечеринке, проводил ее домой и оказался во френдзоне, ведь девочка жила с другим мальчиком. На этом история, правда, не заканчивается: новые знакомые решили дружить не только на словах, но по-настоящему и изо всех своих дружеских сил, как известно, до поры до времени. Майкл Даус снял в Торонто инди-ромком с россыпью любимцев независимого кино: Зои Казан, Адамом Драйвером (до Кайло Рена), Дэниэлом Рэдклиффом и Маккензи Дэвис. Как и в любом фильме подобного жанра, еда мелькает то тут, то там: начос, суши, домашний ужин с вином и даже маринованные огурцы во фритюре. Но одно блюдо — или даже скорее легенда о блюде — плотно связало главных героев и стало фишкой, понятной только им двоим. Речь идет о любимом сэндвиче Элвиса Пресли — «Золоте дураков», который вряд ли сможет съесть кто-то кроме короля рок-н-ролла.
Смотреть еще:
Когда Гарри встретил Салли (1989): каноничная сцена, где Мег Райан симулирует оргазм в закусочной во время перекуса клаб-сэндвичем.
Бенни и Джун (1993): Джонни Депп фанатеет от Бастера Китона и не только воплощает в жизнь его эксцентричные трюки, но и изобретает свои: допустим, готовит тост с плавленым сыром с помощью утюга (режим: шерсть/вискоза).
Клуб «Завтрак» (1985): школьники, отбывающие наказание на выходных, завтракают кто во что горазд. Победила Эллисон и ее сэндвич с хлопьями.
Рецепт: «Золото дураков»
«Золото дураков» – часть мифологии американского масскульта, а потому версий приготовления сэндвича много, кто-то настаивает на банане в составе, кто-то – на виноградном джеме. Состав ниже записан со слов Уоллеса в фильме.
«Берешь батон итальянского белого хлеба, обмазываешь маслом и запекаешь. Потом вынимаешь из него мякиш (но сначала разрезаешь батон напополам. – прим. редактора), выливаешь внутрь целую банку арахисового масла и целую банку джема. Потом кладешь туда же полкило жареного бекона. На сайте сказано, что это порция на 8-10 человек или на одного Элвиса».
10. Карьера кулинара
Разве в пирогах счастье? Для официантки Дженны именно в них. Рецепты новой выпечки сами собой возникают у нее в голове, становясь отражением ее внутренних переживаний: «Нежеланный ребенок от Эрла», «Капризный малыш», «Ненавистный муж», «Русалка в маршмэллоу», «Первый поцелуй Дженны», «Тыковка-проказница» и многие, многие другие. Прихватив все свои кулинарные творения, Дженна мечтает поехать на конкурс пирогов, но это только впереди. А пока она пытается найти в себе силы, чтобы уйти от мужа-абьюзера, не упасть от усталости на работе и достойно принять известие о беременности. Фильм Эдриенн Шелли — тихий гимн эмансипации, где Дженна пытается разобраться со своей жизнью, расставить приоритеты и отрефлексировать происходящее. В общественный канон едва ли укладывается то, что ей хочется открыть пекарню куда сильнее, чем стать мамой.
Со временем фильм перебрался на сцену и превратился в успешный бродвейский мюзикл.
Смотреть еще:
Тост (2010): автобиографичный фильм о детстве и юношестве кулинара Найджела Слейтера. Сын (Фредди Хаймор) и мачеха (Хелена Бонэм Картер) соревнуются в приготовлении лучшей лимонной меренги, пытаясь заслужить любовь отца.
Женщина сверху (2000): Пенелопа Крус в роли ведущей кулинарного шоу.
Милдред Пирс (1945): фильм-нуар о тяжелом пути эмансипации.
Рецепт «Русалки в маршмэллоу», который мы для вас перевели
Ингредиенты
✓ 9 крекеров;
✓ 1/2 стакана послащенной поджаренной кокосовой стружки;
✓ 5 столовых ложек растопленного сливочного масла или маргарина;
✓ 230 г маршмэллоу;
✓ 1/2 стакана молока;
✓ 1 1/2 стакана жирных или взбитых сливок;
✓ ~30 г тертого несладкого шоколада.
Приготовление
1. Разогрейте духовку до 190 °C.
2. Смешайте кокосовую стружку и крекеры в кухонном комбайне до образования крупной крошки.
3. Смешайте полученную крошку с маслом вилкой.
4. Полученное тесто выложите на форму диаметром 22 см.
5. Выпекайте 10 минут, затем остудите на решетке.
6. Нагрейте маршмэллоу и молоко в кастрюле на медленном огне до однородного состояния, постоянно помешивая.
7. Снимите кастрюлю с огня. Полностью остудите (~30 минут).
8. В большой миске взбейте сливки миксером на средней скорости до образования жестких пиков.
9. Смешайте маршмэллоу, взбитые сливки и тертый шоколад.
10. Ложкой уложите начинку в охлажденный корж. Поставьте пирог в холодильник не менее чем на 3 часа или на ночь.
11. Покройте верхушку маршмэллоу, вишенками и «радужными блестками».
11. Гастрономическое преступление ради выживания
В недалеком будущем мир охватил голод, еды почти не осталось, и это толкает мясника на преступление — в своей лавке он торгует деликатесами из человечины, пуская под нож каждого следующего квартиранта. Новой жертвой должен стать эксцентричный клоун в отставке (Доминик Пинон), но он сразил своим обаянием дочь мясника, и она не допустит убийства на ужин.
Жанр антиутопии переиначен в стилистически выверенную черную комедию, где бал правят уникальные и диковинные (если не дикие) персонажи: от болотного затворника до радикалов-вегетарианцев. Союз Карно и Жене уравновешивает полярную мрачность и сказочность их истории. Едва ли здесь можно говорить о кулинарном промысле, но еда — это не только удовольствие, но и жизненная необходимость для выживания, которая может толкнуть на самые страшные вещи.
Смотреть еще:
Молчание ягнят (1990): классика каннибализма.
Суини-Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (1982) / Суини-Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (2007): мрачный мюзикл о цирюльнике и пирожках с человечиной.
Повар, вор, его жена и ее любовник (1989): все людские пороки в пространстве одного ресторана.
Без рецепта.
12. Еда и криминальные разборки
Режиссерским дебютом Вуди Аллена (на тот момент уже комика, сценариста и актера) стал проект довольно специфический. По просьбе студии American International Pictures он смонтировал два японских боевика воедино и создал совершенно новый звуковой ряд, превратив японские разборки в абсурдную комедию. Не обошлось без скандалов: продюсеры и песен побольше добавили, и где-то переозвучили и самого Аллена. Тем не менее зачин остается прежним: камнем преткновения становится рецепт яичного салата, который хотят заполучить все и который (возможно) может спасти мир. Аллен в свойственной ему манере иронизирует и над нимфоманией, и над визитами к психотерапевту, и над «Унесенными ветром», и даже над войной, припоминая Перл-Харбор. Впрочем, любой конфликт становится бессмысленной мясорубкой, если причина спора такая прозаичная, как яичный салат, поэтому за всем балаганом гротескного юмора можно разглядеть вполне антимилитаристский посыл.
Смотреть еще:
Суетной обед (2000): разборки гангстеров на кухне.
Славные парни (1990): уроки кулинарии за решеткой от Мартина Скорсезе.
Рецепт яичного салата от ГрандКулинар.
13. Пища для души
Если книга Джулии Чайлд «Постигая искусство французской кулинарии» стала поваренной библией для американских домохозяек, то фильм Норы Эфрон «Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту» занимает примерно такое же место среди кулинарных фильмов. Основой его тоже стала книга, правда, не только кулинарная. Однажды, сидя в крохотной квартирке, Джули Пауэлл (Эми Адамс) бросила сама себе вызов: я приготовлю все рецепты Джулии Чайлд (Мэрил Стрип) и напишу об этом в блоге. Спойлер: ей удалось. А Норе Эфрон удалось в своей картине зарифмовать судьбы двух женщин, страдающих если не от одиночества, то от неустроенности, для них поваренное ремесло — единственное противоядие от серости будней. Несмотря на обилие блюд в кадре, кино как раз в первую очередь о любви, а не о еде. О любви к себе, к своим увлечениям, к своему делу — и о том, как важно оставлять себе время на то, что придает вкус жизни.
Смотреть еще:
Пир Бабетты (1987): секреты высокой кухни, которые хочется разделить за общим столом.
Щепотка перца (2003): хитрости приправ, спасающих от пресной жизни, на фоне греко-турецкого конфликта.
Повар на колесах (2014): Джон Фавро покупает фудтрак и колесит на нем по Штатам, готовит кубинские сэндвичи и учится пользоваться твиттером.
Рецепт: рагу из говядины в красном вине с беконом, луком и грибами (бёф бургиньон)
На 6 порций:
✓ 1,5 кг говядины;
✓ кусок бекона весом 180 г;
✓ 1 ст. л. оливкового или растительного масла;
✓ 1 нарезанная морковь;
✓ 1 нарезанная луковица;
✓ 1 ч.л. соли;
✓ ¼ ч.л. перца;
✓ 2 ст.л. муки;
✓ 3 чашки молодого полнотелого красного вина, например, одного из предложенных для подачи к столу или кьянти;
✓ 2-3 чашки домашнего или консервированного говяжьего бульона;
✓ 1 ст.л. томатной пасты;
✓ 2 толченых зубчика чеснока;
✓ ½ ч.л. тимьяна;
✓ раскрошенный лавровый лист;
✓ бланшированная кожица бекона;
✓ 18-24 мелких луковицы в темной глазури;
✓ 450 г грибов (разрезать на 4 части и обжарить в сливочном масле).
Вам понадобится:
✓ огнеупорная форма диаметром 23-25 и глубиной 7-8 см;
шумовка.
Снимите кожицу и нарежьте бекон полосками шириной 0,5 и длиной 4 см.
Отварите бекон вместе с кожицей в течение 10 минут в 1,5 л воды. Слейте и обсушите.
Разогрейте духовку до 230 °С.
Слегка подрумяньте бекон в масле в течение 2-3 минут на среднем огне. Выньте шумовкой и переложите на тарелку. Отставьте форму и разогрейте снова, прежде чем обжаривать говядину, чтобы жир начал дымиться.
Промокните мясо бумажными салфетками – оно не зарумянится, если будет влажным. В несколько приемов подрумяньте говядину со всех сторон в горячем жире. Добавьте к бекону.
В том же жире подрумяньте нарезанные овощи. Слейте жир.
Переложите бекон и говядину обратно в форму, приправьте солью и перцем и встряхните, чтобы смешать все ингредиенты. Посыпьте мукой и опять встряхните, чтобы она равномерно покрыла мясо. Поставьте форму без крышки в середину разогретой духовки на 4 минуты. После этого встряхните, чтобы перемешать мясо, и поставьте в духовку еще на 4 минуты. (Так мука подрумянится и покроет говядину тонкой корочкой.) Выньте форму и уменьшите температуру до 160 °С.
Добавьте вино и столько бульона, чтобы мясо было почти покрыто жидкостью. Добавьте томатную пасту, чеснок, травы, кожицу бекона и доведите до кипения на плите. Накройте крышкой и поставьте в нижнюю часть разогретой духовки. Отрегулируйте нагрев так, чтобы жидкость едва кипела, и готовьте 3-4 часа. Готовое мясо должно легко протыкаться вилкой с острыми зубьями.
Пока готовится говядина, приготовьте лук и грибы и отложите в сторону.
Когда мясо станет мягким, процедите содержимое формы через сито в соусник. Вымойте форму и верните в нее говядину и бекон. Выложите на мясо готовые лук и грибы.
Снимите с соуса жир и проварите на слабом огне 1-2 минуты, продолжая снимать поднимающийся жир. У вас должно получиться примерно 2 ½ чашки соуса, достаточно густого, чтобы покрывать тонким слоем ложку. Если соус слишком жидкий, уварите его на сильном огне; если слишком густой, добавьте пару ложек бульона. Проверьте, хватает ли соли и перца, и полейте соусом мясо с овощами.
Если подаете сразу: накройте форму и пару минут проварите на слабом огне, несколько раз полив овощи и мясо соусом. Подавайте прямо в форме или выложите на блюдо и разложите вокруг картофель, лапшу или рис и украсьте петрушкой.
Если подаете позже: когда рагу остынет, накройте его и поставьте в холодильник. За 15-20 минут до подачи доведите почти до кипения, накройте и держите на слабом огне 10 минут, время от времени поливая овощи и мясо соусом.
Источник: Книга Чайлд Дж., Бертоль Л., Бек С. «Уроки французской кулинарии» T. 1.