В прокат вышел новый фильм Федора Бондарчука «Вторжение», который смело можно назвать самой качественной (с технической стороны) российской фантастикой. Чтобы подробнее узнать о том, как создавался фильм и какие силы были вложены в CGI, смотрите документальный фильм о съемках «Вторжения» на сервисе Wink. А мы вспоминаем еще примеры отличной российской и советской фантастики.
Говоря об отечественной фантастике, сложно не вспомнить великий «Солярис» Андрея Тарковского. Режиссера технически очень впечатлила «Космическая одиссея» Кубрика, хотя сам фильм он ругал за неестественность и выморочную атмосферу – «будто в музее, где демонстрируются технические достижения». Конечно, «Одиссея» больше говорила о космосе, Тарковский в «Солярисе» сместил фокус именно на человека, чем навлек на себя гнев фанатов оригинального романа Станислава Лема. При этом сцены невесомости были совершенно новаторскими для того времени, как и саунд-дизайн. «Солярис» по сей день остается одним из главных научно-фантастических фильмов не только в России, но и во всем мире.
Не будем далеко отходить от Тарковского, раз уж начинаем с главного. Как известно, «Сталкер» снят по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине», хотя по итогу фильм оказался самостоятельным произведением, имеющим мало общего с первоисточником. Мрачная научная фантастика, переплетенная с мистицизмом, говорящая о кризисе веры и задающая вопрос, что будет, если человек больше ничего не сможет дать человеку (прямо противоположный утверждению в «Солярисе» «человеку нужен человек»). «Сталкера» также до сих пор смотрят в кинотеатрах Европы и Америки, несмотря на то что эта научная фантастика практически лишена спецэффектов.
Независимая драма режиссера Ивана И. Твердовского, получившая приз за лучшую женскую роль на «Кинотавре», рассказывает о нелегкой жизни работницы зоопарка по имени Наташа. Жизнь главной героини резко меняется после того, как одним утром она обнаруживает у себя за спиной хвост. Постепенно, через стыд и отчаяние, Наташа проходит путь к принятию себя. Фильм – история о том, почему нас любят совсем не за то, за что бы мы хотели.
После того как режиссер Илья Найшуллер выпустил зубодробительные клипы на песни Stampede и Bad Motherfucker для своей же группы Biting Elbows, они разлетелись по Сети со скоростью света и дошли даже до талантливого продюсера Тимура Бекмамбетова. Так образовался тандем, благодаря которому свет увидел первый экшен от первого лица – «Хардкор». Это определенно один из самых изобретательных боевиков современности, укачивающий аттракцион, с которого невозможно сбежать. Фильм успел покорить международный прокат благодаря своей изобретательности и фантастическому неубиваемому Шарлто Копли.
Наверное, самый странный (не)научно-фантастический фильм, скорее даже пародия на жанр, знакомая нам с самого детства. Обычный поход Владимира Николаевича Машкова в магазин неожиданно для всех перетекает в межгалактическое путешествие на жаркую планету-пустыню, природу которой уничтожила экологическая катастрофа. Отсутствие высоких технологий в кинематографе в то время компенсировалось изобретательностью, что скорее прибавило фильму оригинальности. Советская антиутопия о деградации личности даже получила мультипликационный ремейк в 2013 году, но, как мы знаем, ничего хорошего из этого не вышло.
Собственно, первая часть «Вторжения», уже богатая на качественный для российского кино CGI. Лента пытается соответствовать западным стандартам, равняясь на «День независимости» и «Войну миров», технически приближаясь к заветной цели. После того как неопознанный звездолет сбивают военно-воздушные силы, он падает где-то в районе Чертаново. Местные власти никак не могут выйти на контакт с пришельцами, поэтому жители оцепленного района пытаются взять контроль над ситуацией в свои руки. Съёмки картины проходили на объектах Министерства обороны с задействованием новейшей военной техники Российских вооружённых сил.
Давайте не забывать и про легендарные мультфильмы. Все мы смотрели фантастические истории о космических приключениях пионерки Алисы Селезневой, ее ученого отца и их верного друга – космонавта Зеленого. Для анимации высокие технологии не нужны, поэтому режиссер Роман Качанов сумел создать на экране настоящее буйство красок, которыми переливались чужеродные миры, также у него не было границ и в создании инопланетян и разных невиданных зверей. Вот так мультипликация помогла раскрыться великой творческой мысли, «Тайне третьей планеты» давно пора присвоить культовый статус.
Это птица? Это самолет? Это Супермен? Нет, это «Черная молния» – попытка сделать свой супергеройский блокбастер, балансирующий между «Трансформерами» и «Бэтменом». В продюсерском проекте Тимура Бекмамбетова рассказывается история бедного студента, который получает в подарок на день рождения летающую «Волгу» и отрывается по полной. Из фантастической новогодней сказки мы узнаем, что добрые дела ценнее материальных благ, что Гриша Добрыгин – один из лучших актеров российского кино, и, главное, о том, что российской супергероике пора становиться независимой и перестать копировать чужие творения, начав генерировать оригинальные идеи.
Первая попытка Бондарчука обуздать мир высокотехнологичной фантастики была чуть менее удачной, чем то же «Притяжение», но с чего-то надо начинать. Как сказал продюсер Александр Роднянский, никто не собирался конкурировать с Западом или подражать американской фантастике, «Обитаемый остров» – это попытка качественно экранизировать советскую классику. Фильм основан на одноименном романе братьев Стругацких, в российский прокат он выходил в двух частях. На дворе 2157 год, главный герой, студент Максим Камеррер, прилетает на планету Саракш, где всем заправляют пять олигархов, держащих под контролем сознание всего населения.