Совсем скоро в российский прокат выйдет «
14 МЕСТО
Что же, и у лучших из нас бывают откровенные промахи. В «Дракуле» Фрэнсиса Форда Копполы Киану играет Джонатана Харкера — молодого стряпчего из Англии, который отправляется к трансильванскому графу Дракуле ради продажи недвижимости (не зная, разумеется, что тот попивает человеческую кровь). Эта роль Ривза стала по- своему легендарной — но совсем не в хорошем смысле.
До сих пор в списках главных голливудских «мискастов» всегда упоминают Киану в роли Харкера — и он действительно выглядит здесь не на своём месте. Плохо пытается копировать британский акцент, очень странно и невпопад играет, что на фоне великих перформансов Гари Олдмана и Вайноны Райдер становится ещё заметнее. Но здесь, думается, вина не столько Киану, сколько всё той же Райдер, которая буквально вынудила Копполу взять своего друга на эту роль. Не разобравшись, подходит ли он вообще на неё.
13 МЕСТО
Перед «Джоном Уиком» у Киану была ещё одна попытка вернуться на голливудский олимп после долгого затишья. Он сыграл в «47 ронинов» — амбициозном фэнтезийном экшене о средневековой Японии, в которой белый изгой Ривз присоединяется к полусотне других отвергнутых самураев ради битвы со вселенским злом.
Большие амбиции фильма, к сожалению, не оправдались — он провалился в прокате, да и критики его сильно разгромили. Насколько заслуженно — вопрос другой, всё же картина далеко не безнадёжная. Да и Киану в ней хорош, но больше как декорация: его очень мало, да и играть ему особо нечего.
12 МЕСТО
Короткая, но важная для карьеры Киану Ривза роль в комедии Рона Ховарда «Родители» со Стивом Мартином в роли мужчины, который стремится построить успешную карьеру и в то же время быть любящим отцом для стремительно растущих детей. Киану играет придурковатого парня, который ухаживает за племянницей главного героя — в какой-то момент она беременеет, а они женятся и переезжают в семейный дом, вызывая постоянные неудобства. Недостаток экранного времени Ривз компенсирует яркой комедийной ролью — из чужака он постепенно превращается в хорошего парня, который помогает герою найти общий язык с подросшими детьми, у которых на уме один секс. Это что-то вроде переходной для Киану роли — перед зрителями он предстал не в типичном образе бездельника, а в виде бездельника, который понимает и впервые принимает ответственность, которая на нем лежит.
11 МЕСТО
В мистическом триллере Сэма Рэйми Киану Ривз играет абьюзивного и постоянно изменяющего мужа, обвиненного в убийстве женщины. Только местная ясновидящая понимает, что арестованный мужчина на самом деле невиновен, но ей нужны доказательства, чтобы убедить в этом полицию. В фильмографии Ривза катастрофически мало ролей типичных злодеев — как раз в «Даре» он доказывает, что его зря ограничивают амплуа спасителя и героя. В этом жутком триллере хватает необъяснимой потусторонщины, но все это меркнет перед мерзким и жестоким персонажем Ривза — полным мудаком, которому невозможно сопереживать.
10 МЕСТО
В культовом «Адвокате дьявола» Киану играет юриста Кевина Ломакса, известного тем, что он всегда в суде защищает самых отъявленных негодяев — и при этом все дела выигрывает. Его слава расходится настолько, что его нанимает один странный человек с лицом Аль Пачино, который на поверку оказывается самым настоящим Сатаной.
В «Адвокате дьявола» Киану пришлось реализовать весь свой глубокий актёрский потенциал — иначе существовать на одном экране с актёрами вроде Пачино или Шарлиз Терон просто невозможно. И у него всё получилось: Ривз не «выпадает» и показывает вполне себе конгениальный остальным перформанс. Хотя и переиграть Пачино ему не удаётся — а кому бы вообще удалось?
9 МЕСТО
Экранизация известного комикса о герое, сражающемся с силами ада и рая на земле, в 2005-м некоторых расстроила тем, что она мало общего имеет с оригиналом. Вот и герой Киану почти ничем не похож на Константина из графических новелл — начиная с характера и заканчивая цветом волос. Что, впрочем, не означает, что сам по себе он вышел плохим.
Напротив, с течением времени всё больше людей сходятся во мнении, что местный Константин — с его холодным цинизмом и сдержанной брутальностью — сам по себе вышел не менее знаковым, чем его комиксный эквивалент. И он заслуженно входит в пантеон лучших экшен-героев Киану Ривза — наряду с Нео, Джоном Уиком и Джонни Юта.
8 МЕСТО
Непримечательная для отечественный зрителей, но важная для американской культуры и эпохи 1990-х дилогия о бездельниках-старшеклассниках, которые путешествуют во времени, чтобы написать доклад по истории, и спасают мир с помощью рока. Важная настолько, что скоро, спустя 29 лет после релиза второй части, на больших экранах выйдет третий фильм «Билл и Тед снова в деле», в котором герои отправятся в путешествие со взрослыми дочерьми. Для Киану роль в первом фильме стала по-настоящему прорывной — из малоизвестного актера он моментально превратился в народного любимца, влюбив в себя американских школьниц. В конце концов без легкомысленных старшеклассников Теда и Билла мы бы никогда не получили Бивиса и Баттхеда.
7 МЕСТО
Криминально-философский боевик Кэтрин Бигелоу об ожидании «волны» подарил нам того Киану Ривза, которого мы знаем и любим сегодня, — преданного своему делу актера, который не боится сам исполнять трюки и готов посвятить уйму времени тому, о чем многие коллеги по цеху даже не задумались бы (здесь — научиться серфингу). Джонни Юта — наверное, не самый «глубокий» персонаж, но Киану удается очеловечить его, убедительно показав, как напыщенный идеалист под прикрытием попадает под чары банды грабителей, проникается их культурой и навсегда меняет свою жизнь. Более того, Киану удалось доказать голливудским боссам, что он дорос до ранга звезд первой величины — Ривз не просто не затерялся на фоне Патрика Суэйзи, который на тот момент был на пике карьеры, но и частенько затмевал именитого актера.
6 МЕСТО
Если «На гребне волны» начал новый — блокбастерный — этап в карьере Киану, то «Скорость» закрепила за ним статус одного из главных экшен-актеров десятилетия (позже «Матрица» докажет, что в 1990-х ему попросту не было равных ). Фильм с абсолютно безумной завязкой — заминированный террористом автобус взорвется, если его скорость упадет ниже 80 км/ч — оказался образцовым, адреналиновым и не сбавляющим темпа боевиком, который, конечно, получилсябы таким даже без участия Ривза. Однако здесь опять же сработала фирменная харизма Киану и его талант влюбить зрителя в любого персонажа: казалось бы, он играет типичного сотрудника спецслужб, который обязательно всех спасет, но его дуэту с героиней Сандры Буллок все равно искренне сопереживаешь.
5 МЕСТО
После долгого актёрского перерыва Киану Ривз громко вернулся в кино именно с «Джоном Уиком» — скромным боевиком о бывшем киллере, который мстит сыну русского мафиози за убийство своей собаки и угон авто — последнего, что у него осталось в память о жене. В 2014-м, когда картина вышла, никто не мог ожидать, что из неё в итоге получится целая долгоиграющая франшиза — на данный момент вышло три части (причём все хорошие), четвёртая и пятая уже находятся в производстве.
Благодаря «Джону Уику» Киану доказал, что он не только приличный актёр, но ещё и большой трудоголик — ради роли он месяцами учился стрельбе и боевым искусствам, чтобы на экране большинство трюков исполнять самостоятельно. Сам Джон Уик как персонаж, вероятно, последний по-настоящему культовый герой боевиков, другого такого за последнее время сложно и вспомнить. И большая заслуга в этом именно харизмы Киану Ривза.
4 МЕСТО
Одна из самых точных и важных экранизаций великого фантаста Филипа К. Дика, снятая Ричардом Линклейтером в весьма необычной манере, в технике ротоскопа — это когда анимация создаётся поверх «живого», снятого на камеру изображения. Киану тут играет полицейского Роберта Арктора, который под прикрытием пытается выяснить, откуда берётся Субстанция Д — опасный и очень распространённый наркотик, мгновенно вызывающий привыкание.
Естественно, чтобы втереться в доверие, ему приходится и самому подсесть на препарат. И здесь начинается типичная диковская проблема психоделической самоидентификации: Арктор уже не может понять, на самом ли деле он коп или всё это себе придумал. Киану Ривз здесь очень хорош в роли постоянно сомневающегося человека, в чью голову мы не можем проникнуть, потому что он и сам путается в мыслях, образах и идеях. Именно он здесь ведёт за собой весь впечатляющий актёрский состав — Роберта Дауни-младшего, Вуди Харрельсона и Вайнону Райдер.
3 МЕСТО
Одна из первых ролей в карьере Киану Ривза, которая тем не менее наглядно продемонстрировала его актерские таланты. «На берегу реки» — скандальная в свое время экранизация реальной истории: школьник убил и изнасиловал свою подругу, после чего начал хвастаться одноклассникам содеянным. Те шокированы произошедшим, но не знают, как поступить: помочь другу скрыть следы преступления или сдать его полиции. Ривз играет одну из главных ролей в фильме — будто вечно обкуренного школьника и лучшего друга убийцы, оказавшегося в эпицентре этого психологического хоррора. До сих пор удивляет, что, будучи неопытным актером, Киану Ривз умудряется поймать весь спектр эмоций апатичного и отчужденного подростка: он растерян из-за случившегося настолько, что даже не понимает, как горевать из-за смерти знакомой, но в то же время пытается жить дальше.
2 МЕСТО
Однозначно самая известная и культовая роль актёра — в «Матрице» Киану играет Нео, некогда обычного программиста и хакера, которого вербует некий Морфеус и показывает, что вся жизнь героя была обманом. Весь мир — всего лишь матрица, симуляция, а в реальности Землю давно захватили умные машины, которые используют людей как источник энергии.
Изначально Нео, по замыслу Вачовски, должен был сыграть Уилл Смит — но отказался, решив, что идея не очень перспективная. Согласись он, понятно, герой был бы совсем другим — в его сегодняшнем виде в этой роли сложно представить кого-то, кроме Киану Ривза. Сдержанный, немногословный, но при этом источающий какую-то внутреннюю силу: многие обвиняют актёра, мол, он здесь «с одним лицом», но это, конечно, утрирование и неправда. Киану в «Матрице» играет всё, что от него требуется, — иначе бы его персонаж просто не сработал.
1 МЕСТО
Сейчас имя Киану Ривза ассоциируется с культовыми блокбастерами, а он считается одним из главных экшен-актеров последних 30 лет — тех, которые готовы самоотверженно выполнить все трюки или поселиться в тренажерном зале, чтобы привести себя в форму. Наверное, именно поэтому «Мой личный штат Айдахо» сильно выбивается из фильмографии Ривза — это копеечная гей-драма Гас Ван Сента, которая считается бенефисом Ривера Феникса. Тем не менее именно в этом фильме Киану Ривз сыграл свою лучшую, самую сложную и смелую роль, которая запросто могла своей скандальностью похоронить его карьеру. Он играет сына городского мэра, который бунтует против ценностей отца и зарабатывает на жизнь мужской проституцией, — это комплексный, адаптированный под современность шекспировский персонаж, бесцельно плывущий по жизни в поисках себя.