Не нужно много ума, чтобы заставить актеров раздеться на экране или изобразить любовную сцену. Дешевая порнография тому пример. А вот чтобы создать откровенный фрагмент, который надолго врежется зрителям в память, авторам фильма нужно как следует поработать
В советском кино были невозможны фильмы-катастрофы вроде тех, что вошли в голливудскую моду в начале 1970-х. Природа и прочие бездушные обстоятельства не могли взбунтоваться против советских людей в советской стране. Нашими врагами могли быть только нацисты и прочие одушевленные мерзавцы! Поэтому, когда Александр Митта решился снять подражание американским лентам, он придумал для себя два оборонительных рубежа. Во-первых, природная катастрофа в «Экипаже» происходит в чужой стране, и советские летчики чуть не погибают во время эвакуации наших граждан. А во-вторых, картина не проводит все время в беде, а отдает львиную долю повествования мелодраме о членах экипажа. Так в фильм попала откровенная для 1979 года любовная сцена персонажей Леонида Филатова и Александры Яковлевой. Кстати, изначально фрагмент был куда более откровенным. Чтобы провести фильм через цензуру, Митте пришлось дважды сокращать этот эпизод. Но все равно – сцена произвела фурор.
Мэгги Джилленхол недавно пожаловалась прессе, что ее, в ее 37 лет, уже не считают достаточно сексапильной актрисой, чтобы сыграть любимую женщину 55-летнего мужчины. Какой позор! Понятно, не для очаровательной звезды, а для голливудских продюсеров, которые уже начали списывать Джилленхол со счетов. Что ж, по крайней мере у нас есть ее предыдущие картины. В частности, прославившая ее садомазохистская романтическая комедия Стивена Шейнберга. В «Секретарше» немало откровенных моментов, но лучше всего из них запоминается фрагмент в середине фильма – сцена, в которой персонаж Джеймса Спейдера впервые «наказывает» героиню Джилленхол за опечатки в письме. Кстати, героя Спейдера зовут Эдвард Грей. Видимо, есть в этой фамилии что-то садистское! Или, может быть, Эдвард – дальний родственник Кристиана Грея из «Пятидесяти оттенков серого»…
Как выглядит эротическая фантазия юноши-старшеклассника? Если верить постановщице Эми Хекерлинг и сценаристу Кэмерону Кроу (будущему замечательному режиссеру), как красотка Фиби Кейтс, которая вылезает из бассейна в красном бикини, медленно расстегивает лифчик, обнажает грудь и целует шикарно одетого главного героя. Который в реальности в это время мастурбирует, запершись в туалете. В контексте картины это комическая сцена, иронизирующая по поводу озабоченности персонажа Джаджа Райнхольда, но бикини Кейтс и его содержимое произвели на зрителей столь сильное впечатление, что в Америке эту сцену до сих пор числят среди самых возбуждающих голливудских моментов.
При всем разнообразии привлекательных девушек в комедии братьев Вайц главная откровенная сцена фильма – та, в которой герой Джейсона Биггса занимается сексом с яблочным пирогом. Потому что парню кажется, что это лучший способ понять, каково это – секс с реальной девушкой. Хотя «мужскую» репутацию Биггса эта сцена здорово подмочила, актер ее ничуть не стесняется. Как не стеснялся он ее и тогда, когда работал над фильмом. По его словам, он захотел сыграть Джима, как только увидел в сценарии сцену с пирогом и понял, что из всех персонажей ленты Джим будет главным и самым смешным героем. А для начинающего актера это важнее всего!
Давайте честно посмотрим правде в глаза. Нужна ли фильму о балерине, которая готовится сыграть ведущую партию в «Лебедином озере», лесбийская эротическая сцена Натали Портман и Милы Кунис? Можно объяснить, что эта сцена делает в картине (главная героиня должна почувствовать себя «плохой девочкой», чтобы сыграть Одиллию, «темную» антигероиню балета), однако легко заметить, что без нее вполне можно было бы обойтись. Но кто бы пошел на фильм, посвященный столь экзотической для большинства зрителей артистической теме? А вот когда Даррен Аронофски пообещал зрителям откровенный фрагмент с участием красивейших звезд артхаусного кино, публика так ломанулась в кинотеатры, будто «Черный лебедь» – это новая разновидность «Трансформера». Вот что значит знать свою аудиторию!
Как занимается сексом состоятельный психопат, который способен думать только о себе любимом? Конечно, он делает это перед зеркалом. И, конечно, какие бы женщины ни были в его постели, он смотрит при этом только на себя, восхищаясь своей «безупречной мужественностью». Именно так занимается сексом заглавный герой сатирического триллера Мэри Хэррон в исполнении Кристиана Бейла. Актер провел несколько месяцев в спортзале и в спа-салоне, чтобы выглядеть как «живой бог», и результат превзошел все ожидания. Хотя в дальнейшем Бейл получил известность как исполнитель героических ролей (в частности, он сыграл Бэтмена в трилогии Кристофера Нолана), маньяк-финансист Патрик Бейтмен из «Американского психопата» был первым взрослым персонажем актера, который принес ему искреннее уважение зрителей и критиков.
Середина 1970-х была эпохой расцвета американской кинопорнографии (видеокассеты тогда еще не появились в продаже!), и экранизация первого популярного романа Стивена Кинга начинается как порнографический фильм. Камера бесцеремонно вторгается в женскую школьную раздевалку, любуется девушками разной степени раздетости, проникает в душ, наблюдает за тем, как заглавная героиня смывает с себя пот после волейбольного матча… Внезапно эротическая сцена превращается в шокирующую – у Кэрри начинается ее менструация. И по реакции до смерти напуганной девушки зрители осознают, что героиня
Триллер Джона МакНотона мог бы запомниться своим детективным сюжетом, который настолько запутан, что картина оканчивается подробным объяснением того, что на самом деле происходило на всем протяжении фильма. Но в основном «Дикость» помнят из-за ее откровенных эротических моментов. В частности, из-за сцены, в которой героини Нив Кэмпбелл и Дениз Ричардс сперва пытаются утопить друг друга в бассейне, а затем вдруг начинают заниматься сексом – и все это на глазах у полицейского детектива, который ведет следствие по делу об изнасиловании, в котором девушки замешаны. Кстати, Кэмпбелл в этом фрагменте не обнажается, потому что это было запрещено ее актерским контрактом. А вот Ричардс свои прелести продемонстрировала…
Откровенность не обязательно эротична. Она даже может быть антиэротична. Именно такова знаменитая боевая сцена в гангстерском триллере Дэвида Кроненберга, в которой персонаж Вигго Мортенсена, живущий в Лондоне «крутой» русский бандит, дерется с двумя чеченцами, которые нашли его в бане. Хотя герой полностью раздет, а его противники вооружены ножами, Николаю удается с ними расправиться. Потому что русские не сдаются! Это не такая известная картина, как многие другие в нашем списке, но она в 2007 году произвела неизгладимое впечатление и на нас, и на тех иностранцев, кто смог ее посмотреть. В кои-то веки западная лента предложила публике болеть за российского персонажа!
Классический молодежный слэшер Джона Карпентера сделал звездой его главную героиню Джейми Ли Кертис, но в самой незабываемой сцене картины снималась другая актриса. Памела Соулс, более известная как П. Дж. Соулс, была в свое время среди претенденток на роль принцессы Леи в «Звездных войнах», и она сыграла целый ряд примечательных второстепенных ролей в известных картинах конца 1970-х и начала 1980-х. В «Хэллоуине» она изобразила Линду, одну из подружек главной героини, которая, в отличие от Лори, не стесняется своей сексуальности и больше думает об отношениях со своим парнем, чем об учебе. В свои последние экранные минуты Линда призывно распахивает одеяло, демонстрирует грудь и, улыбаясь, говорит: «Тебе нравится то, что видишь?» Она думает, что говорит со своим парнем, но на самом деле она обращается к маньяку Майклу Майерсу, и тот жестоко ее убивает, превращая эротичную сцену в кошмарный эпизод хоррора.
Планируя свой знаменитый военный фильм о девушках-зенитчицах, вынужденных сражаться как пехота, режиссер Станислав Ростоцкий решил, что должен визуально подчеркнуть, что в кадре не обычные солдаты, а молодые женщины – «красивые, нежные, будущие матери». Поэтому он вставил в фильм ставшую легендарной банную сцену, в которой актрисы фланировали неглиже. По воспоминаниям звезд картины, Ростоцкому понадобилось пять часов, чтобы уговорить девушек раздеться перед камерой, и они в конце концов сделали это в присутствии всего двух мужчин – самого режиссера и оператора-постановщика Вячеслава Шумского. Для съемок этой сцены специально собрали женщин-осветителей и женщин из операторской группы. Естественно, советская цензура пыталась вычеркнуть из фильма этот фрагмент, но Ростоцкий ухитрился его отстоять. Зато позднее его самочинно вырезали киномеханики на местах. Потому что секса в СССР все-таки не было, а фильм предназначался для патриотического воспитания.
1970-е были временем, когда режиссеры начали позволять себе все – даже выплескивание на экран тех своих фантазий, которых они так стыдились, что не решались воплотить их в реальной жизни. Итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи, например, мечтал повстречать на улице красотку и заняться с ней сексом, не зная ее имени. Мы не знаем точно, делал ли он такое в реальной жизни, но он точно ассоциировал себя с персонажем Марлона Брандо в его самой откровенной ленте – даже в той сцене, где американец Пол анально насилует свою французскую партнершу, пока она кричит: «Нет! Не надо!» Сыгравшая главную героиню Мария Шнайдер позднее утверждала, что ее крики были неподдельными. В сценарии не было этой провокационной сцены, когда актриса согласилась сыграть Жанну, и Шнайдер рассказали о том, что такой момент в фильме будет, лишь незадолго до начала съемок. Фактически ее заставили сняться в этой сцене, и она чувствовала себя униженной и даже в какой-то степени изнасилованной, хотя никакого «проникновения» в реальности, разумеется, не было.
Американские мультфильмы – не японское аниме, и обычно в них не показывают, как персонажи занимаются сексом. Тем более когда герои мультфильма – не рисованные существа, а куклы-марионетки. Но для создателей «Южного парка» нет никаких моральных и художественных преград, и в их пародийном мультфильме персонажи, озвученные Треем Паркером и Кристен Миллер, проводят больше экранной минуты, пробуя все возможные и некоторые невозможные сексуальные позиции. В полной, неподцензурной версии ленты они даже экспериментируют с… Нет, не будем описывать. Слишком уж это отвратительно.
В то время как другие режиссеры порой ухитряются сделать неэротичными откровенные кадры с участием очень привлекательных и полностью обнаженных звезд, классик романтического кино Эдриан Лайн смог создать эротичнейший фрагмент из всего трех, казалось бы, неэротичных составляющих – лица Ким Бейсингер, физиономии Микки Рурка… и содержимого холодильника. Героиня Бейсингер с таким сексапильным аппетитом поглощает то вишенки, то помидорки, то макароны, что кажется, будто сцена совершенно не нуждается в «традиционном» сексуальном продолжении (хотя это продолжение у фрагмента есть). Чувства, написанные на лицах актеров, ясны и без объятий и поцелуев.
Грандиозная эпопея Андрея Тарковскийо рассказывает о жизни христианского святого в мире, где подлинное христианство нужно искать днем с огнем. А вот иную веру в Древней Руси найти оказывается нетрудно. Князья и монголы верят в силу и жестокость, а простой народ следует языческим традициям. В частности, в ночь на Ивана Купалу люди «безумствуют» – раздевшись, купаются в речке и занимается беспорядочным сексом. А когда монах Рублев пытается против этого протестовать, его связывают, и одна из купальщиц пытается его соблазнить. Как положено в интеллектуальном кино, после короткой, но умной беседы о вере, традиции и морали. Очевидно, это самая массовая обнаженная сцена в истории советского кино.
Какая сцена в истории мирового кино наиболее невыносимая? Вполне вероятно, что это 11-минутная непрерывная сцена изнасилования главной героини в мрачнейшей экзистенциальной драме Гаспара Ноэ. В реальности этот фрагмент не был снят в «один присест» – француз использовал компьютерные эффекты и компьютерный монтаж, чтобы скрыть монтажные склейки и создать иллюзию непрерывности. Но от этого сцена ничуть не потеряла, и она для каждого зрителя становится испытанием на прочность. Проще всего приходится тем, у кого в руках пульт управления просмотром. Но, наверно, этот фрагмент все же стоит увидеть целиком. Раз Ноэ создал его таким длинным, то в это решение вложен определенный художественный и эмоциональный смысл…
Создание глиняных горшков на гончарном круге – занятие отнюдь не романтическое. Если только им в кадре не занимаются Патрик Суэйзи и Деми Мур. Их сплетение рук и тел в начале картины превосходно иллюстрирует тесные любовные узы, которые связывают их персонажей. И потому, когда Сэм после смерти остается на земле, чтобы защитить свою девушку от предателя и убийцы, зрители ничуть не удивляются его решению. Любой пылко влюбленный мужчина на его месте поступил бы так же. Кстати, интересный факт: в отличие от многих экранных любовных сцен, «гончарный» фрагмент «Привидения» уделяет больше внимания телу Суэйзи, чем телу Мур. Чувствуется, что лента в первую очередь снята для женщин.
В авантюрном криминальном кино должна быть роковая женщина. И Леонид Гайдай со своими соавторами придумал такую соблазнительницу для «Бриллиантовой руки», пародирующей западные и отчасти советские детективные истории. Роль Анны Сергеевны была предложена Кларе Лучко (будущей героине «Цыгана»), но та была занята съемками в другом фильме, и «роскошную женщину» сыграла Светлана Светличная. Которая этим в основном и известна. Как она сама признавалась годы спустя, роль легкомысленной женщины, раздевающейся перед персонажем Юрия Никулина, сказалась на ее профессиональной репутации и помешала ей сыграть многие роли, которые ей хотелось сыграть. Что ж, по крайней мере она создала памятный образ в одной из лучших советских фарсовых комедий.
Лучше меньше, да лучше! Наглядная демонстрация этого принципа – эротический триллер Пола Верховена. В картине есть несколько продолжительных и исключительно откровенных, почти порнографических сцен, но лучше запоминается короткий момент во время допроса главной героини, когда персонаж Шэрон Стоун раздвигает ноги и демонстрирует наблюдающим за ней мужчинам, что пришла в полицию без трусов. Интересно, что это ничуть не эротическая сцена. Кэтрин Трэмелл демонстрирует не свою раскованность, а свою власть над мужчинами и свою абсолютную уверенность в том, что полицейские сколько угодно могут ее подозревать, но им ничего не удастся ей «пришить». Даже то, что она на самом деле совершила.
В 1970-х многие верили, что кино и порнография со временем сольются и никого не будут удивлять актеры порно, снимающиеся в «обычных» фильмах, и знаменитые звезды, появляющиеся в порнографии. Этого, как известно, не случилось, но издатель мужского журнала Penthouse Боб Гуччионе все же попытался создать практически порнографическую ленту, которая была бы при этом «серьезным» рассказом о римских безумствах в правление императора Калигулы. Съемки сопровождались конфликтами между Гуччионе и режиссером Тинто Брассом, и постановщик в итоге отказался от ленты, которая, на его вкус, получилась чересчур откровенной. Что ж, это его право. Для истории кино же важно то, что на свете есть картина, в которой уважаемые звезды Мальколм МакДауэлл и Хелен Миррен снялись в грандиозном порнографическом фрагменте, посвященном «сенатскому борделю» (Калигула заставил жен сенаторов работать проститутками и обслуживать всех, кто мог оплатить их услуги). Другого такого фильма, кажется, не найти.