Беззубый и слишком осторожный перезапуск именитой хоррор-франшизы.
Страдающая от наркотической зависимости Райли (Одесса Адлон) и ее парень Тревор (Дрю Старки) взламывают сейф и обнаруживают таинственную шкатулку. После неудачной возни с находкой девушка активирует инфернальную конфигурацию, которая выводит на свет сенобитов — отвратительных существ, способных доставить человеку запредельные мучения и удовольствия. Местом для адского ритуала, полного боли и страданий, становится особняк миллионера (Горан Вишнич) — без вести пропавшего коллекционера древних артефактов.
Нет никаких сомнений, что «Восставший из ада», написанный и воплощенный писателем Клайвом Баркером, продал душу некоему кинематографическому дьяволу в обмен на бессмертие. Судите сами: пересчитать фильмы франшизы уже нельзя по десяти пальцам (новая лента одиннадцатая по счету), а история за 35 лет успела сменить и режиссеров, и стилистику, и даже своего иконического Пинхеда — главного виновника торжества, актера Дугласа Брэдли, чей булавкоголовый владыка тьмы обеспечил импринтинг франшизы в поп-культуре. По правде говоря, «Восставший» уже давно напрашивался на обновление: сериал следовало очистить от полулюбительской шелухи, влить в адский сосуд побольше свежей крови и, главное, придать фаустианскому концепту новое измерение. Режиссер ребута Дэвид Брукнер — человек, не первый день знакомый с хоррором («Ритуал» и «Дом на другой стороне») — прибег скорее к компромиссному решению: где-то сроднился с литературным первоисточником Баркера (теперь Пинхед, сыгранный трансгендерной актрисой Джеми Клейтон, куда ближе к андрогинному оригиналу), а где-то отстранился от плотской и шероховатой атмосферы ленты 1987 года, сделав ставку на вылизанный и взвешенный видеоряд.
Да, адские мучители по-прежнему знают толк в экзекуции, пуская цепи с растяжками и по-своему понимая китайскую акупунктуру — пытки здесь несусветные, а во что превращаются идеальные человеческие пропорции по Витрувию, и помыслить страшно. Само собой, как и культовое наследие франшизы, новый фильм — это снова пыточное порно, где сюжет — лишь мясо на остром шампуре. Но проблемы ребута обнаруживаются вслепую, еще до появления сенобитов и закручивания истории в тугую спираль. Брукер снимает «Восставшего из ада» по законам геометрии, отмеряя каждый шаг, просчитывая историю по всем заветам высокобюджетного мейнстрима: здесь ничего не осталось от гротескной жути оригинала, от тяжеловесной бутафории и вычурных спецэффектов, которые органично сочетались с садомазохистским дизайном сенобитов. Мастерство Баркера — в отсутствии всяких компромиссов, в том, с каким упоением писатель уходил в темный полет фантазии, целясь в нервные центры зрителей: оккультная энергетика переживалась мультисенсорно, а ад звенел страшнейшим эхом. Авторам ребута, даже при ощутимом уважении к оригиналу, не хватает духу спуститься в преисподнюю — недаром лента возится в унылых интерьерах особняка и начисто лишена инфернальной потусторонней экзотики. Что до сенобитов (которых, если что, многие критики обласкали за стильный художественный дизайн) — из жутких мясников с БДСМ-замашками адские палачи превратились в пресные экспонаты из анатомического музея. А то и более — в ангелоподобных посланцев, что тоже соответствует обновленному замыслу о сложной диалектике добра и зла.
«Восставший из ада» вынужден подчиниться знакам корпоративного качества — в нем нет места запретным удовольствиям, он неумолимо дозирован и отдан на заклание этике. Строго говоря, это кино не для поклонников хардкорного детища, которое некогда создал Баркер, а для молодого поколения, иначе понимающего проблему зависимости и ненасытности (недаром здесь смещен лейтмотив — если ранее франшиза рассказывала о привязанности к плоти, то теперь — о клинической зависимости от опасных веществ). Пинхед и дьявольские садисты обещают жертвам наслаждения, но выстилают тропу боли — будьте бдительны, потому что перезапуск «Восставшего из ада» проделывает с фанатами ровно такой же извращенный трюк.