Новый фильм шведа Лассе Хальстрема "Мистификация" -- блистательная картина о писателе Клиффорде Ирвинге, убедившем себя и остальных в том, что он -- личный биограф Говарда Хьюза. Чуть более чем за полтора часа Хальстрем успевает так мало и так одновременно много рассказать нам о самом Хьюзе, ни разу его не показав, что знаменитый байопик Скорсезе "Авиатор" впору объявлять фальшивкой.
На экранах – фильм "Мистификация" с Ричардом Гиром и… покойным Говардом Хьюзом в главных ролях
После трогательной истории "Что гложет Гилберта Грэйпа?" /What's Eating Gilbert Grape?/ (1993) шведский режиссер Лассе Хальстрем четырнадцать лет кряду вспахивал благодатную ниву зрительского сострадания. «Шоколад» /Chocolat/ (2000), "Правила виноделов" /Cider House Rules, The/ (1999), «Корабельные новости» /Shipping News, The/ (2001) – все эти фильмы можно считать апофеозом дешевой сентиментальности.
Новый фильм шведа «Мистификация» /Hoax, The/ (2006) – блистательная картина о писателе Клиффорде Ирвинге, убедившем себя и остальных в том, что он – личный биограф Говарда Хьюза. Личность Хьюза – гениального инженера-миллиардера, дамского угодника и одновременно безумца, страдавшего обсессивно-компульсивным неврозом и с середины прошлого века ни разу не появлявшегося на публике, – всегда будоражила умы американцев. Для Ирвинга в исполнении Ричарда Гира (впервые за долгое время звезде достался отличный материал) работа над "подлинной биографией" начиналась как игра. К тому времени реальный Хьюз уже несколько лет затворничал в роскошном пентхаусе Лас-Вегаса и тихо пестовал свою шизофрению. Его связь с внешним миром ограничивалась редкими бессвязными письмами в известные журналы. Так почему бы, подумалось Ирвингу, не состряпать бестселлер века на материале жизни Хьюза? Магнату все равно не хватит решимости опровергнуть факты, описанные в книге. Вместе с жаждущим адреналина мямлей-романистом Сасскиндом (его играет один из любимых исполнителей Хальстрема Альфред Молина) Ирвинг подделывает письма миллиардера, фотографирует секретные документы в Библиотеке Конгресса, подворовывает папочки с информацией о Хьюзе из министерства обороны и заключает контракт с крупнейшим американским издательством. В какой-то момент одержимый желанием прославиться Ирвинг начинает верить в собственную ложь, на полном серьезе травит байки о миллиардере и воображает разговоры с подручными Хьюза. Болезненное состояние, впрочем, не мешает ему отхватить гигантский гонорар.
Большинство отечественных и западных критиков расценивают фильм Хальстрема как хронику лжеца, через вранье обретшего величие (отсидев несколько месяцев в тюрьме, Ирвинг опубликовал книгу по событиям тех лет, ставшую в итоге бестселлером). Однако вся прелесть этой картины, в полной мере обыгрывающей свое название, заключается в том, что в определенный момент Ирвинг, постоянно присутствуя в кадре, парадоксальным образом исчезает. Галлюцинируя в пьяном угаре, он превращается в своего персонажа – великого и ужасного, как Гудвин. Чуть более чем за полтора часа Хальстрем успевает так мало и так одновременно много рассказать нам о самом Хьюзе, ни разу его не показав, что знаменитый байопик Скорсезе «Авиатор» /Aviator, The/ (2004) впору объявлять фальшивкой. Манипулируя людьми, зарабатывая бешеные деньги, управляя Никсоном, занявшим благодаря ему президентское кресло, Хьюз, тем не менее, остается фигурой мистической. Действительно ли он умер в 1976 году или был уже мертв на момент описываемых в фильме событий… А существовал ли вообще? И не мистификация ли сам фильм: вроде бы как история Ирвинга, а на самом деле – Хьюза?Человека, который одним прикосновением мог превратить мусор в золото и заражал безумием каждого, кто пытался хоть немного прояснить детали его биографии.</