«Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса состоят из смеха Эммы Стоун, бездны символизма и вихря нарядов. Одежда главной героини удостоилась особого внимания: костюмы Беллы Бакстер меняются вместе с самой девушкой на протяжении всего фильма. За гардероб «Бедных-несчастных» отвечала Холли Уоддингтон. Художница по костюмам известна благодаря историческим драмам — сериалу «Великая» и фильму «Леди Макбет». За работу в картине Лантимоса Уоддингтон уже удостоилась награды BAFTA и имеет высокие шансы забрать «Оскар» на предстоящей церемонии. Вспоминаем ключевые образы Эммы Стоун и разбираемся в скрытых смыслах, спрятанных в огромных рукавах и ночных сорочках.
Женские части тела и морские создания — главные источники вдохновения
Действие «Бедных-несчастных» разворачивается в Викторианскую эпоху, но Холли Уоддингтон не была ограничена рамками столетия. Йоргос Лантимос позволил художнице дать волю воображению и выйти за пределы жанра исторической драмы. Антураж конца XIX века переплетается с модными мотивами следующих эпох: например, белые сапожки Беллы в Лиссабоне отсылают к космической коллекции Андре Куррежа 1960-х годов. Наряды Беллы сбивают с толку и подчеркивают, что барышня — не от мира сего и героиня, которая опередила свое время.
Если вам показалось, что одежда Беллы напоминает части человеческого тела, то вам не показалось. В интервью Уоддингтон вспоминает, как Лантимос, увидев один из нарядов Эммы Стоун, невозмутимо ответил: «Это блузка-вагина». В образах Беллы действительно можно разглядеть половые органы, такое ощущение создается из-за множественных складок. В целом гардероб словно бы состоит из живых форм, которые лишний раз отмечают, насколько Белла неудержима по своей природе. Например, неизменно большие рукава демонстрируют силу героини и напоминают человеческие легкие — возможный намек на судьбу Беллы, которой дали второе дыхание.
Уоддингтон также черпала вдохновение в природе, а точнее, в морском мире. Художница по костюмам искала ткани, которые напоминали бы строение водных существ. Например, в первой главе фильма героиня кружится дома без юбки, но с подъюбником длиной до пола, который похож на хвост омара. А в желтой накидке Беллы можно найти сходство с пористой структурой морских губок.
Синий — цвет Виктории
Технически то самое синее платье из начала фильма — вовсе не наряд Беллы Бакстер. Костюм принадлежит Виктории — героине, покончившей с собой, которой суждено возродиться с новым мозгом. Но пройти мимо творения Уоддингтон невозможно. Художница отмечает, что цветовая гамма Беллы состоит из мягких оттенков. Одеяние Виктории нуждалось в контрасте, чтобы расчертить границу между двумя личностями. Так родилось платье цвета темно-синего моря. Изначальный тон ткани был недостаточно насыщенным, и образцы перекрашивали несколько раз. Обратите внимание на рукава платья: они состоят из многочисленных складок, напоминающих доспехи. Концепция заключалась в том, чтобы подчеркнуть статус супруги генерала. Синее платье из тафты с блестящем налетом и, разумеется, корсетом — один из немногих исторически точных костюмов в фильме.
Монохромное детство и неряшливый вид
Мы встречаем Беллу задорной и капризной юной леди, ребенком в теле взрослой женщины. Одежда героини соответствует внутреннему миру. Мисс Бакстер выглядит неряшливо и растрепанно — точно так же, как любая маленькая девочка, которой все равно на внешний вид. Девушка-Франкенштейн в черно-белой части фильма чаще всего предстает с босыми ногами, заплетенными в косу волосами и в ночной сорочке. Белла веселится в лондонском доме и то и дело забывает надеть какой-нибудь элемент одежды. Холли Уоддингтон наблюдала за собственными детьми, чтобы после передать ребяческий дух героини. Как бы гувернантка миссис Прим ни наряжала свою подопечную, через некоторое время Белла вновь будет полуобнаженной — кошмар для взрослых, чистая радость для детей. Но оголенность Беллы — это также свидетельство неподчинения правилам общества, которое будет присуще барышне и во время поездки в Португалию.
Белла покидает дом и утопает в красках
Монохромная картинка уступает ярким цветам, когда Белла приезжает в Лиссабон и открывает мир свободы и секса. Золотистый и небесный — оттенки, которые обычно ассоциируются со сказочными сюжетами. Девушка готова к приключениям, и гардероб вновь становится зеркалом души. Впрочем, инфантильность еще не испарилась до конца. В одной сцене Белла выходит одна из отеля и не задумывается о том, чтобы надеть юбку. Рядом больше нет гувернантки, которая могла бы напомнить леди о столь важной детали женского образа XIX века. Бакстер оказывается на улице в одном нижнем белье в стиле 1930-х, голубой накидке с рукавами-фонариками, белом топе с рюшами и в забавных сапогах, вдохновленных уже упомянутой коллекцией Андре Куррежа.
Наряды Беллы отражают любопытство и жажду жизни молодой женщины, которая впервые вырвалась из дома. В своем путешествии героиня Стоун знакомится со все большим количеством людей, начинает читать, впитывать философские идеи и критически мыслить. По мере изучения окружающего мира костюмы девушки становятся еще более причудливыми — все это свидетельствует о внутренних переменах Беллы. Любопытно, что, когда англичанка наблюдает за нищими и осознает свое привилегированное положение, на ней надето белоснежное платье с пышными рукавами — роскошный наряд усиливает контраст между Беллой и бедняками.
Белла в Париже: нюдовые оттенки и желтый латексный плащ
В следующей главе за покроем платьев можно вновь разглядеть подтексты. На улицах Парижа Белла оказывается в желтом плаще, который художница по костюмам сравнивает с презервативом. Забавно, что именно в этом одеянии девушка переступает порог борделя и решает начать зарабатывать на жизнь своим телом.
Во время сцен в борделе Холли Уоддингтон отказывается от таких цветов, как черный и красный, — гаммы, с которой по обыкновению ассоциируется жизнь в публичном доме. Художница хотела сделать нечто неординарное и поэтому выбирает нюдовую и близкую к тону кожи сотрудниц палитру. Белла в основном одета в светло-розовые, желтые, пастельные наряды. Уоддингтон также отказывается от корсетов, чтобы подчеркнуть, что секс-работницы в фильме не являются рабынями. Для них выбор профессии продиктован жаждой к независимости.
Черный костюм — начало научной карьеры
В Париже в гардеробе Беллы происходит резкая перемена: неожиданно героиня предстает не в воздушных платьицах, а в строгом черном наряде. Трансформация знаменует интеллектуальный рост девушки. Белла посещает курсы в медицинской школе и ходит на собрания социалистов. На ней темное пальто с объемными рукавами, короткая юбка и длинные ботинки. Одежда выглядит более плотной и маскулинной, чем предыдущие многослойные и по-своему причудливые костюмы.
Уоддингтон старалась создать такой наряд, который бы гармонично смотрелся в мужском научном кругу и не привлекал особого внимания во время сцены лекции в университете. Но при этом Белла все еще сохраняет уникальность и продолжает бросать вызов правилам викторианской моды — едва ли на улицах Парижа можно увидеть еще одну девушку с оголенными ногами.
Свадебное платье Беллы — любимый образ Эммы Стоун
Нельзя не сказать несколько слов про любимый образ Эммы Стоун — свадебное платье с гигантскими рукавами и изящной белой вуалью. Художница по костюмам отмечает, что создание необычного наряда стало настоящим испытанием. Уоддингтон было необходимо сделать объемное платье, которое в то же время выглядело бы невесомым. Для этого использовались шляпная сетка и органза.
Результат налицо — рукава напоминают воздушный шар. У Уоддингтон была идея передать через горизонтальные полоски образ клетки, что в каком-то смысле является метафорой брака для женщин Викторианской эпохи. Вдохновение мастерица искала в первую очередь в работах Мадлен Вионне, которую называют «архитектором портних».
Финал: Белла нашла себя и надела теплый свитер
На последнем кадре мы видим идиллическую сцену: Белла сидит в цветущем саду в окружении близких, готовится к экзамену и попивает джин. На героине кремовый свитер и горчичная макси-юбка с запахом — подобный фасон в 1890-х позволил женщинам кататься на велосипедах и символизировал глоток свободы. Это также совершенно обычная одежда, свидетельствующая об обретенной внутренней гармонии.
В финале Белла предстает реализовавшейся женщиной, чьи метаморфозы на протяжении всей картины прослеживаются во внешнем виде. Измученная девушка становится собой, освобождается от оков и готовится к новой главе жизни. По словам Уоддингтон, ей хотелось, чтобы в заключительной сцене одежда отражала то, что Белла Бакстер нашла себя и знает, кто она. И, кажется, у художницы все получилось.