Стрельба в учебных учреждениях — явление болезненно универсальное: как бы ни хотелось думать, что залпы огнестрела в школах раздаются где-то далеко, беда может коснуться каждого. Меньше месяца назад случилась трагедия в Ижевске.
Кинематографисты по-разному осмысляют проблему, преподнося произошедшее с точки зрения то участников событий, то авторов насилия. Фрэн Кранц усадил за один стол родителей стрелка и застреленного, чтобы начать беседу о причинах и прощении.
«Исповедь» началась 14 февраля 2018 года — в день стрельбы в школе города Паркленд. Кранц был за рулём и слушал новости, где прозвучало интервью с убитыми горем родителями. Кинематографиста настолько захватили эмоции, что пришлось съехать на обочину, чтобы прийти в себя (прим. ред.).
Школьные шутинги стали у нас обыденным делом за последние 20 лет, но никогда раньше у меня не возникало такой реакции. Это было странно.
Я могу точно сказать вам, где я был и что делал, когда впервые услышал про «Колумбайн»: я бродил по кампусу и пытался вообразить невообразимое. Меня глубоко тронули эти события, поскольку я и сам в школе подвергался буллингу. Будучи одного возраста с нападавшими, я невольно начал сравнивать себя с ними, а также с другими учениками, с жертвами и вообще с каждым членом школьного сообщества. Это жутко меня напугало. Я вспомнил те ощущения в день стрельбы в Паркленде. В тот вечер я заказал себе книгу Дейва Каллена «Колумбайн».
Я хотел исследовать темы прощения, горя, утраты, примирения и в конце концов силы связей между людьми. Как устроен процесс прощения? Правда ли, что это лучший выход из горя? Помогает ли он всем участникам процесса в равной степени? Есть ли в этом эгоистичный аспект, трансактный аспект? И есть ли в прощении более глубокая цель, чем достижение перемирия? Я также хотел изучить горе и показать, что оно остаётся с тобой навсегда и не уходит из жизни бесследно — оно просто видоизменяется.
Я всегда знал, что начну этот фильм с второстепенных героев. Я хотел дать вводную посредством обычной повседневной жизни, посредством людей, которые тоже испытали горе и пережили трагедию, но не такого вида и не такого уровня, как родители в нашей истории. Мне казалось, что, если просто начать кино с четырех главных персонажей и закончить ими же, они не будут восприниматься как такие же люди, как мы. А идея взаимопомощи между людьми занимает одно из ключевых мест в этом фильме. Я хотел показать, что есть на свете люди, которые выходят за рамки своих возможностей, заставляют себя помочь другим — тем, кому действительно очень тяжело, — прожить это горе и исцелиться.
Моё представление о Гейл поменялось в корне, когда я увидел в списке актрис на роль этой героини имя Марты. Я буквально увидел, как Марта рассказывает историю Гейл. Марта — актриса актрис. Она умеет передать такие невероятные эмоции и хрупкость, сохраняя при этом уравновешенность и силу. Для этого пришлось немного подправить роль, но для такой великой актрисы это не составило труда. Жизнь Гейл тесно связана с горечью. В начале фильма она не хочет показывать Ричарду и Линде свою боль, она не готова расставаться с этой частью воспоминаний о сыне. Марта и физически, и эмоционально способна легко скрыть эти внутренние сражения и трудности, которые переживает её героиня.
Я даже не представлял в этой роли Джейсона Айзекса, просто потому, что я и подумать не мог, что мой ультранизкобюджетный фильм привлечет звезду такой величины. Но на встрече он буквально фонтанировал идеями. Джейсон говорил так быстро, что я даже не успевал толком обрабатывать всю исходящую от него информацию. Его активный ум идеально подходил Джею. Мне нужен был кто-то, кто как бы воспарил над своим горем с помощью интеллекта. Джейсон излучает интеллект, но глубину его эмоций разглядеть не так-то просто, а это именно то, что нужно мне по сюжету. Зрителя должны шокировать его затаенная ярость и горе, которые просочатся по ходу фильма. Мы также должны испытать к нему глубокое сочувствие. То, как Джейсон подрывает свой интеллект и самообладание в фильме, рассыпаясь в эмоциях, имеет решающее значение для момента катарсиса.
Мне невероятно повезло с этой четвёркой. У нас было пять дней подряд, когда мы снимали по 12 страниц текста. И это были не простые 12 страниц: там кипели страсти, было много диалогов — это просто зверский, адский режим для актёров, но они приняли этот вызов, ни разу не пожаловались, они любили друг друга, они любили меня. Эти актёры отдали всех себя и разделили с нами свои личные истории, по-настоящему обнажили свои души в этом фильме. Это незабываемый опыт.
«Исповедь» в прокате с 6 октября.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.