Плох тот кинофанат, который не любит искать в своих любимых фильмах «пасхальные яйца» – маленькие «подарки для самых глазастых», вставленные режиссёрами в угол кадра где-нибудь на заднем плане
Роланд Дискейн
Главный герой хоррора «Мгла» по повести Стивена Кинга – художник. Чтобы никто в этом не сомневался, в начале ленты нам демонстрируют одну из его работ с изображением какого-то мужчины, похожего на Клинта Иствуда. Казалось бы, ковбой и ковбой… Но фанаты Стивена Кинга, конечно, узнали в мужчине Роланда «Стрелка» Дискейна – центрального персонажа многотомной фэнтези-саги Кинга «Темная башня». Когда снималась «Мгла», надежды на экранизацию «башенного» цикла не было, поэтому режиссер Фрэнк Дарабонт попросил знаменитого художника Дрю Струзана нарисовать Дискейна и подарить поклонникам если не фильм о нем, то хотя бы постер. Теперь, десятилетие спустя, «Тёмную башню» все-таки снимают, вот только Роланд в ней будет… черным. Ну, кто же мог знать, что так обернется! Кинг списывал Стрелка с Иствуда, это факт известный, однако пути голливудские неисповедимы, и реальность порой оказывается неожиданней всякого вымысла.
Джек Скеллингтон
Когда «Битлджус» Тима Бертона вышел в прокат, никто не опознал в скелетообразной фигурке, украшающей шляпу заглавного персонажа, парня по имени Джек Скеллингтон. И это естественно, ведь анимационная лента «Кошмар перед Рождеством», в которой Скеллингтон стал центральным героем, была снята только 5 лет спустя! «Камео» Джека, проявившееся «задним числом», даёт нам понять, что Бёртон мечтал сделать о нем фильм давно (возможно, эта мысль начала преследовать режиссёра даже ещё раньше, с 1982 года, когда Скеллингтон впервые засветился в углу экрана в одном из первых мультфильмов Тима «Винсент»). Фанаты режиссёра и его творений, при пересмотре «Битлджуса» внезапно замечающие «зашедшего в гости» Скеллингтона, остаются в восторге: Джек-то, оказывается, парень с историей!
Дроиды
Когда вы продюсируете сразу две франшизы, как это делал Джордж Лукас, то персонажи из одного сериала легко могут пролезть в другой. И это произошло: в «Индиане Джонсе» засветилось любимцы публики из «Звездных войн» – дроиды С-3РО и R2-D2, фигурки которых можно рассмотреть в Колодце Душ на стене среди других иероглифов. Нарисовано схематично, это верно, но что с того? Если кто-то из фанов знаменитой космической саги сумеет рассмотреть эту парочку, то узнает её даже в таком виде. Заметим, много лет спустя Джей Джей Абрамс продолжил шутку и вставил в седьмую часть «Звездных войн» зеркальную «пасхалку»: в одной из сцен «Пробуждения силы» с участием Харрисона Форда можно различить музыкальную тему из «Индианы Джонса».
Секс
Какой ещё секс, скажет зритель, это же детское кино! Ну хорошо, не сам секс, но явный намёк на него в третьем фильме о приключениях школьника с волшебной палочкой присутствует. Чтобы удостовериться в этом, нужно дождаться финальных титров, возникающих на фоне волшебной карты Хогвартса – т.н. «карты Мародеров», известной тем, что на ней можно увидеть местоположение любого посетителя замка. Люди двигаются, и их следы проступают на пергаменте – очень удобно для слежки! Вглядитесь в маленькое помещение (то ли чулан, то ли стенная ниша), попадающее в левый нижний угол кадра на несколько секунд. Хозяева двух пар ног, которые уединились в этом помещении, судя по их расположению, занимаются кое-чем презанятным, тянущим на взрослый рейтинг R. С другой стороны, в какой школе такого не случалось?
Череп с секретом на постере
Помните знаменитый постер «Молчания ягнят» с изображением Джоди Фостер, рот которой закрыт бабочкой под названием мертвая голова (с характерным рисунком на задней стороне груди, похожим на череп)? Конечно же, помните. Но внимательно ли вы его рассмотрели? Если навести на рисунок лупу, выяснится, что череп этот рукотворный – он состоит из семи женских обнаженных тел, сложенных причудливым образом. Впервые «живой череп» появился на фотографии Филиппа Халсмана «Смерть в наслаждении» (1951), на которой помимо девушек изображен художник Сальвадор Дали, собственно, всю эту композицию и придумавший. И появление черепа на постере – не простая блажь авторов ленты, а символический ход, поскольку по сюжету ленты Фостер гоняется за серийным маньяком, убивающим девушек. Кроме того, сумасшедший убийца вкладывает им в рот коконы бабочки, подразумевая, что однажды и сам превратится из гусеницы в бабочку – то есть станет женщиной. Конечно, чтобы вся эта символика считывалась, нужно обладать острым зрением. Но «пасхалки» на то и «пасхалки» – на обнаружение некоторых из них у зрителей могут уходить десятилетия.
Что кричал норвежский полярник
«Нечто» Джона Карпентера подарит вам отличный саспенс, если только вы… не норвежец. В начале ленты вертолет с некими европейцами преследует бегущую через снега собаку, и вооруженный автоматом пассажир пытается расстрелять ее, крича злобную тарабарщину. Собака прибегает на американскую полярную станцию, и напуганные появлением чужака американцы убивают агрессора – разумеется, в целях самозащиты, – а животинку оставляют себе. Если бы только они понимали норвежский, все события ленты могли пойти иначе! Потому что полярник кричит буквально следующее: «Отойдите от нее, черт вас возьми! Это не собака! Это тварь! Она только притворяется собакой! Оно не настоящее! В сторону, идиоты!» Скажете, спойлер? Поэтому режиссер Джон Карпентер и не снабдил вопли норвежца титрами. С другой стороны, когда знаешь, что погибший пытался предупредить своих заокеанских коллег об опасности и как именно он это пытался сделать, это кое-что добавляет к сюжету. Тот самый случай, когда «пасхалку» лучше «вскрыть» годы спустя, когда она уже утратила свою спойлерную мощь.
Антисанитарный ресторан
Вы, конечно, даже не обратили внимания на вывеску мексиканского ресторана, где телеведущая Вероника обедает с коллегой. А ведь эта фраза заслуживает внимания! Как минимум понимать ее смысл полезно для пищеварения. Название Escupimos en su Alimento в переводе с испанского буквально означает «Мы харкаем в вашу пищу» (и что еще смешнее, к этому заявлению прилагается надпись: «Добро пожаловать, друзья!»). Какой можно сделать из всего этого вывод? Испанского языка Вероника не знает…
Горт и Пэкмэн
Внимательно ли вы смотрели «Трон»? Видели фразу GORT KLAATU BARADA NIKTO на стенке в опенспейсе Алана Брэдли? Это не латинское изречение, как многие думают, а цитата из старой фантастической ленты «День, когда остановилась земля» (1951), одним из героев которой был инопланетный робот Горт. «Клаату барада никто» – важное кодовое сообщение, которое получает робот в финале фильма, но перевода этой фразы в фильме не приводится. Смысл ее по сей день неясен, но зато фильммейкеры стали цитировать ее на экране к месту и не к месту (например, в «Армии тьмы» так звучит заклятие, которое должен произнести главный герой). Другим сюрпризом, вставленным в «Трон», стал желтый колобок из видеоигры Pac-Man – он появляется с характерным звуком на дисплее одного из терминалов по ходу фильма. Если вы когда-либо резались в эту культовую аркаду, трехсекундное камео колобка должно вас порадовать. Только не спрашивайте, что делает Пэк-Мэн внутри важной компьютерной программы. Мы не знаем.
Женская грудь
Авторы детского сериала «Огги и тараканы», видимо, в какой-то момент заскучали, потому что однажды решили вставить в свое детище совсем не детскую шутку: в эпизоде под названием (Un)happy Camper!, показанном по американскому ТВ в январе 2015-го, они повесили на стену картинку с изображением голой пляжницы с выдающейся грудью. Вот только малость перестарались с хронометражем – пускай картинка находилась в кадре всего секунды три, этого оказалось достаточно, чтобы глазастые дети все рассмотрели и задали своим родителям некоторые вопросы анатомического характера. Разгорелся скандал, и «(Не)счастливого кэмпера» поспешно убрали из эфира, а заодно и с сайта телеканала Nickelodeon. Почему было просто не «размыть» картинку на стене цензурной пикселизацией? А вы представьте, как бы это смотрелось…
Череп ксеноморфа
В комнате с охотничьими трофеями на корабле хищников висят черепа разнообразных инопланетных существ, и среди них, если присмотреться, можно обнаружить… голову твари из фильма «Чужой». Для авторов ленты, разумеется, это была просто шутка, попытка показать, что хищники легко затыкают ксеноморфов за пояс. Но тем самым они открыли ящик Пандоры: с остроумной «пасхалки» начались нескончаемые фанатские фантазии на тему сращивания двух сериалов и непримиримые гиковские споры «кто сильней», вылившиеся через полтора десятка лет в кроссовер «Чужой против хищника», по сути, заведший обе франшизы в тупик. К сожалению, не всякая шутка, пошученная дважды, становится от этого смешней – немощный сиквел немощного кроссовера, окончательно добивший зрителей в 2007 году, это только подтвердил.
Пибоди и Шерман
Если вы любите мультфильмы, наверняка от вас не укроется «пасхалка», спрятанная в одной из сцен фантастической ленты «Назад в будущее». Напомним: Марти МакФлай прилетает на своей машине времени в 50-е годы и попадает на ферму старика Пибоди, где ломает хлев и сшибает сосну, после чего Пибоди пытается расстрелять его из ружья, приняв за инопланетянина (но лишь разбивает собственный почтовый ящик). Тогда же мы узнаем, что сына Пибоди зовут Шерман. Те, кто смотрел в 60-е мультсериал «Приключения Роки и Бульвинкля», несомненно, поняли шутку, поскольку мистер Пибоди и Шерман – это гениальный пес и усыновленный им мальчик, появляющиеся в некоторых эпизодах анимационного телешоу (парочка знаменита тем, что любит путешествовать на машине времени, изобретенной Пибоди). К слову, этим сходство сюжетов не ограничивается – следует добавить, что у Марти тоже есть смышленый друг-пес, носящий красноречивое имя Эйнштейн… Учитывая, что «Приключения Роки и Бульвинкля» – довольно старый сериал, для многих людей юмор ситуации долгое время оставался неочевиден, но, к счастью, недавно на экраны вышел полнометражный мультфильм «Приключения мистера Пибоди и Шермана», напомнив зрителям о классике и дав «пасхалке» новую жизнь.
Смертельные иксы
Фанаты «Крестного отца» в курсе, что апельсины в этом фильме служили предвестником смерти: каждый раз, как в кадре появлялись оранжевые фрукты, следовало ждать чьей-то гибели. Фанатам Фрэнсиса Форда Копполы, оценившим глубину этой задумки, вероятно, будет интересно узнать, что в «Отступниках» Мартина Скорсезе используется аналогичный принцип – с той только разницей, что символом смерти здесь выступает изображение андреевского креста. Если вы еще не видели эту оскароносную ленту и вас пугает насилие, то при просмотре будет уместно прикрывать глаза ладонью каждый раз, как на экране появится что-нибудь иксобразное. Таким оригинальным образом Мартин честно всех предупреждает, что сейчас польется кровь. Прием этот, впрочем, он позаимствовал не у Копполы, а в гораздо более старом источнике – в гангстерском фильме 1932 года «Лицо со шрамом», где перед смертью важных персонажей на экране появлялась такая точно «метка смерти».
Уолли и Мел Гибсон
Случалось ли вам рассматривать иллюстрированные книги британского художника Мартина Хенфорда? Знаменитая серия книг под названием «Где Уолли?» адресована очень внимательным людям: по сути, это набор картин-головоломок шириной в разворот, на которых изображено множество людей, и среди этих людей надо отыскать того самого Уолли – очкарика в шапке с помпоном и костюме в красно-белую полоску. Книги об Уолли пользуются большой популярностью во многих странах мира, поэтому Мел Гибсон, снимая «Апокалипсис», не отказал себе удовольствии пошутить – и вмонтировал изображение полосатого человечка в одну из сцен своей ленты. Очень сложно найти Уолли, когда не знаешь, что он присутствует в фильме, тем более что присутствует он на одном-единственном кадре, который даже не фиксируется глазом, – но фанатское любопытство и функция покадрового просмотра помогли зрителям найти «пасхалку» после выпуска «Апокалипсиса» на DVD. Это ничего, что сюжет разворачивается на полуострове Юкатан 400 лет назад, и Уолли, лежащий в братской могиле среди трупов южноамериканских индейцев, выглядит явным анахронизмом. Зато остроумно! А кому этого мало, тот может поизучать тизер-трейлер того же фильма – и будет вознагражден изображением улыбающегося бородатого Мела Гибсона собственной персоной, влепленного в жесткий клиповый монтаж ближе к концу второй минуты (ищите на 1:46). Некоторые зрители считают такие шутки, имплантированные в серьезное кино, полным безумием. Увы, не каждый способен понять юмор большого художника…