Одна из великих писательниц как-то сказала о самой себе: "Одинокие люди всегда немножечко сумасшедшие". Режиссер Нил ЛаБут в новом фильме "Сестричка Бетти" /Nurse Betty/ говорит то же самое о других -- вероятно, о тех, кто придет его посмотреть. Но фильм в прошлогоднем Канне был награжден за сценарий, к тому же мыльные оперы - приоритет большинства, а мыльные оперы у ЛаБута и есть диагноз для всех, кроме него самого.
Некая Бетти из Арканзаса (Рене Зельвегер) всегда балдела от "мыла". И когда ее мужа-бабника грохнули за наркотики два черных киллера (Крис Рок и Морган Фримен), она как раз смотрела серию про врачей, в одного из которых (Грег Киннер) давно была влюблена. Море крови в натуре и снятый с мужа скальп заклинили Бетти мозги, она спряталась от жизни в своих сериальных фантазиях и перестала соображать. Но вместо дурдома она едет в Голливуд, причем именно в натуре, как ни в чем не бывало. Фильм должен обеспечить ей встречу с тем самым врачом из любимого сериала, про которого Бетти вообразила, что он – ее бывший жених, ждущий ее всю жизнь.
За Бетти, случайно забравшей с собой наркотики, едут черные киллеры, и у них тоже сдвиг по фазе на почве сериалов и фильмов ихнего детства. У шерифа и репортера, догоняющих всех беглецов, диагноз вообще на физиономиях. Артист, изобразивший возлюбленного врача, хронически страдает нарциссизмом, хотя думает, что здоров. И по всем таким вот "здоровым", с кем столкнется сестричка, либо санитары плачут, либо тюрьма, что тоже санитария.
Но в своей среде психи бывают разные. Одним нравится чьи-то кишки потрошить, а других не мешает причислить к лику святых. Бетти, в общем, такая, и вся навороченная сценарная конструкция построена лишь затем, чтоб ее сумасшествие стало святостью. Дело в том, что у Нила ЛаБута адекватных людей больше нет, и он это доказал воплощением всех наворотов в чисто сериальной эстетике.
Тут вам замедленный ритм и долгие крупные планы, и чуть утрированные физиономии, когда красавец – красавец, а латинос – сразу латинос, и все страсти вперемешку, просто кровь и родная кровь. Получается, если над фильмом смеяться, плакать или фантазировать, то мы как бы все оттуда, из сериала или, проще, из дурдома. Впрочем, если мы действительно оттуда, псих у психа сопереживания не вызывает. Но если, что тоже предполагается, ни на йоту не верить ни звуку, ни изображению, то не надо было смотреть, и мы тем более придурки. Впрочем, неверие порождает только смертельную скуку.
И тогда вспоминается случай из личной практики. Недавно один из зрителей "Сестрички Бетти", конкретно ваша покорная слуга, ходила с подругой на совершенно другой просмотр. Сели мы рядом с каким-то невзрачным типом, и вдруг он, глядя на подругу, прямо при ярком свете стал сквозь брючный карман заниматься онанизмом и переживать оргазм, что довольно сильно отражается на лице. Посмотрели мы на лицо, отпрыгнули в другой ряд, а он, как ни в чем не бывало, пиджак одернул - и снова такой же, как все, по-прежнему невзрачный. Ясное дело, что тип не в своем уме, и мы обе с подругой поняли это сразу. То есть можно сколько угодно проявлять терпимость к больным и неполноценным, как нынче принято в Штатах, но кто решил, что их нельзя отличить? Если ЛаБут не видит разницы, почему это должно стать проблемой зрителей, причем за их собственные деньги? В конце концов, сериалы глядит большинство наших родственников и мечтает, наверно, о чем-то. И мы сами мечтаем, и все, вероятно, в школе бывали влюблены в артисток и артистов. Но пока наше воображение не мешает жить другим людям, не требует от них подтверждать и подыгрывать, и вообще как-то напрягаться, мы в целом адекватны.
Поэтому жалко Америку, где по страсти к политкорректности все, как видно, теперь обязаны делать вид, что больные – это здоровые, терпеть их наезды и получать притом эстетическое удовольствие, считая "Сестричку Бетти" кинокомедией.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.